Хочется подчеркнуть, что сервисное обслуживание имеет принципиальное отличие от ремонтов и гарантий. Обслуживается исправное, работающее оборудование для обеспечения штатного режима его эксплуатации, что позволяет эксплуатировать оборудование постоянно, с максимальной производительностью, резко снижается вероятность выхода из строя как оборудования в целом, так и его отдельных компонентов и узлов. Выход из строя кондиционера чреват не только расходами на его ремонт, но и вероятностью порчи помещений, мебели, офисной и промышленной техники. К сожалению, ухудшение параметров работы кондиционера часто происходит достаточно медленно и поэтому незаметно для окружающих. В результате дело может закончиться необратимым отказом системы, требующим дорогостоящего ремонта. Для примера, замена компрессора обойдется вам от 500 у.е. и выше, в зависимости от модели. Статистика показывает, что треть поломок техники — экономия на сервисном обслуживании. Своевременное сервисное обслуживание кондиционера увеличивает срок его эксплуатации и предотвращает внезапные поломки. Кондиционер, подобно автомобилю, должен проходить регулярный техосмотр в сертифицированных фирмах. Сейчас на рынке климатотехники работают сотни компаний, и далеко не все они считают своим долгом предоставлять сервисное обслуживание заказчику. Однако большая часть серьезных компаний пошли по пути развития сервиса. Открытие сервисных центров становится закономерным и все более значимым бизнесом, квалифицированное, качественное обслуживание и регулярное общение с заказчиком ремонтно-сервисной службы является гарантом дальнейшего реноме фирмы. Немногие компании осуществляют обслуживание кондиционеров всех типов, от бытовых сплит-систем до промышленных мультизональных систем кондиционирования VRVVRF.В сервисных центрах вам всегда предоставят перечень работ по техническому обслуживанию кондиционеров. Специалисты осуществляют выезд на объект для проведения комплексной проверки системы и устранения неполадок, не связанных с заменой деталей и узлов оборудования. Реалии украинского рынка таковы, что многие заказчики начинают заключать договора на сервисное обслуживание только после того, как ежегодные счета за ремонт выливаются в круглую сумму. Стоимость сервисного обслуживания зависит от следующих составляющих: мощность обслуживаемого оборудования (киловатт по холоду); количество оборудования; дислокация оборудования. Ценовая политика при данных составляющих очень гибкая. Своим опытом работы с нами поделились сервисные службы ряда украинских климатических компаний. Павел Валентинович МАШИНА,директор сервисного центра ООО «ИВИК»: — В качестве эпиграфа хотел бы привести пример, к сожалению, типичного тендера на сервисное обслуживание систем кондиционирования и вентиляции (СКВ). В этом тендере побеждает никому не известная организация, потому что основным критерием, определяющим выбор, является стоимость обслуживания, а не качество и уровень подготовки специалистов. Дальнейшая работа победившей организации сводится к банальной чистке фильтрующих элементов. Качественное оборудование, правильно смонтированное, имеет достаточно большой запас прочности и даже с таким примитивным сервисом проработает от года до трех лет без серьезных проблем. В данном случае заказчику понадобилось два года, чтобы определить профессиональный уровень обслуживающей организации, когда стоимость ремонтных работ приблизилась к стоимости оборудования. Регламент технического обслуживания не всегда указывается производителем в сопровождающей документации, а это значит, что представители заказчика вынуждены полагаться на компетентность и порядочность исполнителя. Я благодарен журналу «С.О.К.» за предоставленную возможность пролить свет на «туманное» понятие — техническое обслуживание (ТО) СКВ. Задача ТО — оборудование должно работать безотказно, сохраняя рабочие параметры, выработать ресурс, декларируемый заводом-изготовителем. Для решения этой задачи необходимо периодически проводить диагностику оборудования, а именно замерять: температуру, давление, пусковые и рабочие токи, качество масла, калибровку датчиков и т.д. По результатам замеров выполнить профилактические работы — чистку загрязненных элементов, при необходимости дозаправку фреоном, подтягивание токопроводящих соединений и т.п. Кроме того, у СКВ есть детали, более подверженные износу, несвоевременная замена которых может привести к дорогостоящему ремонту. После профилактики необходимо в тестовых режимах проверить отработку защитных устройств. Периодичность определяется условиями и интенсивностью эксплуатации. В нашей компании основной принцип, определяющий периодичность: между сервисными визитами инженеров не должно быть аварийных вызовов. На больших объектах инженеры находятся постоянно. Обратная сторона ТО — экономическая целесообразность. Здесь стоит принимать в расчет, что отсутствие ТО: снижает ресурс в три-четыре раза, увеличивает энергопотребление, непрогнозированные остановки могут парализовать работу организации (остановка сервера). Кроме того, как показали исследования, проведенные Международным центром качества среды обитания и энергосбережения (МЦКСОЭ), низкое качество внутреннего воздуха зданий способствует возникновению так называемого синдрома нездорового здания. Оказалось, что серьезные проблемы с качеством внутреннего воздуха зданий могут возникать из-за неисправностей СКВ, как правило, связанных с недостаточным или неправильным обслуживанием. Загрязненные компоненты СКВ как нельзя лучше подходят для развития болезнетворных микроорганизмов. Наряду с негативным влиянием воздуха среднего качества на производительность и самочувствие находящихся в помещении людей, в офисах с недостаточным качеством воздуха наблюдается большее число прогулов, чем в офисах с высоким качеством воздуха. По мнению директора МЦКСОЭ профессора О. Фангера, действительные потери, связанные с пониженной производительностью труда из-за посредственного качества воздуха, часто превышают энергетические затраты, капитальные затраты и затраты на обслуживание здания. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что на рынке СКВ наблюдается положительная тенденция, многие организации, получив дорогой опыт от работы «дешевого» оборудования и такого же ТО, стали более требовательны при выборе исполнителя. Игорь БАКШЕЕВ, технический директор компании «Филин»: — Если вы спросите, необходимо ли сервисное обслуживание климатического оборудования, я отвечу однозначно — да. Наш многолетний опыт работы показывает, что это действительно так. Периодическое сервисное обслуживание позволяет снизить вероятность выхода из строя оборудования, предупредить возможные неполадки в будущем и, что важно, в настоящем обеспечить требуемые характеристики и параметры. Все это приводит к правильной и надежной работе оборудования и позволяет владельцу приобрести «уверенность в завтрашнем дне». На практике, оборудование, которое проходит периодическое сервисное обслуживание, служит в два-три раза дольше. Особенно хотелось бы остановиться на климатических системах, которые обеспечивают технологические процессы на производстве, системах поддержания микроклимата в серверных, компьютерных, АТС, т.е. системах промышленного назначения. Понятно, что ответственность за поддержание температурных, влажностных и воздушных параметров в этих случаях значительно выше, чем, например, в бытовом секторе. И режим работы таких систем значительно более тяжелый. Поэтому периодическое сервисное обслуживание является не только необходимым, но и обязательным условием обеспечения надежной и правильной работы оборудования. Периодичность проведения работ в таких случаях может достигать одного раза в месяц или даже раза в неделю, в зависимости от «степени ответственности». Количество точек контроля может достигать 15–20 в рамках одной системы, в то время как в бытовой сплит-системе — шесть-восемь. Объемы сервисных работ в таких системах больше, поэтому и стоимость выше. И еще один важный вопрос относительно проведения сервисного обслуживания климатических систем — где его проводить. Я убежден, что грамотное обслуживание может провести только специализированная фирма, имеющая сертифицированных специалистов. Ведь, далеко не каждый «холодильщик» сможет выполнить сервис сложных мультизональных систем кондиционирования, например, типа VRV. Кроме теоретических основ, необходимо глубокое знание конкретной техники и ее особенностей. Я не рекомендую обращаться в фирмы, которые берутся за сервис любого оборудования и за небольшие деньги. Ведь результаты некачественного сервисного обслуживания могут проявиться не сразу. И экономия на сервисе сейчас может обернуться значительными затратами потом. Евгений ДЕМЬЯНЕНКО, главный инженер компании «Клондайк»: — Достаточно сложно в коротком комментарии раскрыть такую обширную тему, как cервисное обслуживание систем кондиционирования и вентиляции. На мой взгляд, существует три основных аспекта, на которых хотелось бы акцентировать внимание читателей. Во-первых, не все фирмы, производящие инсталляцию климатического оборудования, имеют в своем распоряжении хорошо оснащенную сервисную службу. Это связано, прежде всего, с тем, что проведение монтажных работ не требует дорогостоящего диагностического оборудования. Как правило, требования к монтажным работам у всех производителей климатического оборудования одинаковы. Есть правила монтажа сплит-систем, систем VRVVRF, систем вентиляции и пр., которые описаны в инструкциях по монтажу, прилагаемых к каждому виду оборудования. Но ни в одной из этих инструкций вы не найдете информации, в которой детально рассмотрены возможные неисправности и методы их устранения, устройство системы с подробным описанием отдельных узлов и агрегатов и алгоритмов работы системы в целом. Эта информация доступна ограниченному количеству фирм-представителей или официальных торговых партнеров того или иного бренда. И только эти фирмы могут в полном объеме нести гарантийные обязательства по поставленному ими оборудованию, так как имеют в своем распоряжении не только необходимое диагностическое оборудование, техническую документацию, но и специалистов, прошедших обучение и сертификацию непосредственно в учебных центрах производителя оборудования. И именно отсюда вытекает второй аспект — гарантийные претензии. В гарантийном талоне, прилагаемом к любому изделию, есть такой пункт: «Производитель или поставщик оборудования не несет гарантийных обязательств в случае несоблюдения потребителем правил или условий эксплуатации…». Как вы сами понимаете, фирма, не имеющая своего сервисного центра, не сможет предоставить качественных услуг по сервисному обслуживанию. В лучшем случае, вы получите на руки инструкцию по эксплуатации, где производителем описаны работы, которые необходимо проводить во время эксплуатации систем для сохранения гарантийных обязательств, но при этом не сказано кто, как и с какой периодичностью должен эти работы выполнять. В моей практике было немало случаев, когда к нам обращались с гарантийными претензиями, но мы были вынуждены их отклонять, так как были нарушены условия эксплуатации. Например, конденсатор наружного блока ни разу не очищался от тополиного пуха, который является первейшим врагом всех климатических систем. В ответ от клиента звучало: «А нам никто не говорил, что это необходимо делать». И вот здесь следует обратить внимание на третий аспект — выбор бренда и фирмы-инсталлятора. Каждая фирма, представляющая того или иного производителя климатического оборудования, дорожит своим именем и репутацией бренда, который она представляет. А это значит, что, формируя дилерскую сеть, одним из условий ставит создание сервисных служб, специалисты которых пройдут обучение или в сервисном центре самой фирмы, или за рубежом в представительствах компаний-производителей оборудования. Параллельно с обучением сервисных специалистов проводится обучение сотрудников монтажных отделов фирм-дилеров. А это значит, что после окончания монтажных работ от вас не уйдут «по-английски» (не прощаясь). Вам обязательно предложат заключить договор на сервисное обслуживание, подробно объяснив, чем оно отличается от гарантийного обслуживания или ремонта. При этом периодичность, форма и стоимость будут сформированы с учетом пожеланий и потребностей техники. Если по каким-либо причинам вы не готовы к заключению договора — предложат на рассмотрение несколько различных вариантов сотрудничества, например обучения назначенного вами сотрудника, проведению минимально необходимых работ. Это, во-первых, позволит вам самостоятельно контролировать состояние и функционирование климатического оборудования, а во-вторых, снизить затраты в целом на сервисное обслуживание, так как в таком случае полное ТО систем можно будет производить раз в три-четыре месяца. Опыт показывает, что при правильном выборе фирмы-монтажника и фирмы-поставщика — как правило, одна и та же структура — вы гарантировано защищены от неожиданных поломок оборудования, которые влекут за собой не только существенные финансовые затраты на ремонт, но и серьезные моральные издержки, когда вы в пик летней жары пытаетесь найти номера телефонов тех людей, которые «быстро и недорого» установили вам кондиционер, систему вентиляции и т.п. Компания «Оптим»: — Поломки и дорогостоящие ремонты кондиционеров зачастую можно упредить и практически всегда это удается. Не секрет, что новая техника работает надежно, а оборудование, установленное несколько лет назад, без сервисного обслуживания начинает давать сбои. Вот тут и наступает «момент истины», так как рынок ежегодно обновляется, то на модели, установленные два-три года назад, запасные части необходимо заказывать на заводе-изготовителе, а срок их поставки может растянуться до двух месяцев, и это, как правило, в пик сезона. Рекомендуем регулярно, не реже раза в полгода, производить сервисное обслуживание вашей климатической техники (это записано и в инструкции пользователя), что продлит срок ее службы и обеспечит комфортные условия дома и на работе. Современные кондиционеры заправляются многокомпонентными хладагентами и специальными маслами, требуют квалифицированного уровня монтажа и высокого качества обслуживания. Компания «МИнфо»: — Наша компания обеспечивает качественное выполнение работ по монтажу и квалифицированное сервисное обслуживание любого климатического оборудования. В таблице приведены наиболее вероятные (стандартные) работы, однако может возникнуть необходимость проведения иных работ, зависящих от специфики обслуживаемого оборудования и неисправностей. К примеру, замена компрессора обходится от 500 у.е. и более, в зависимости от модели кондиционера. По статистике, треть поломок техники — результат экономии на сервисном обслуживании. Интересная информация о сервисном обслуживании кондиционеров (и не только) будет содержаться в материале Георгия Литвинчука, который мы планируем опубликовать в следующем номере журнала «С.О.К.».
Сервисное обслуживание: опыт работы
Опубликовано в журнале СОК №8 | 2010
Rubric:
В последнее время кондиционер не является диковинкой, однако у потребителя часто отсутствует представление о кондиционерном оборудовании. Это достаточно сложный электрогидроаэромеханический агрегат, требующий контроля работоспособности и проведения профилактического обслуживания во все времена года.