В классическом понимании термин кондиционирование воздуха означает поддержание на заданном уровне его температуры, влажности, газового состава, чистоты и подвижности. Сейчас кондиционером нередко называют любой прибор, охлаждающий воздух. Поэтому в классическом понимании этого термина широко распространенные во всем мире сплит-системы и оконные и мобильные моноблоки кондиционером не являются, поскольку поддерживать влажность воздуха и его газовый состав на заданном уровне они не могут. Правда, в случае с комфортным кондиционированием это требуется далеко не всегда. А задача поддержания газового состава (если говорить по-рабочекрестьянски, подачи свежего воздуха) зачастую решается отдельно, с помощью вентиляционного оборудования. Но даже напичкав свой дом самым современным оборудованием, можно обнаружить, что оно не обеспечивает должных условий. Все зависит от того, насколько грамотно выполнен проект. Поэтому эксперты советуют при покупке и установке четко определить свои потребности и возможности, благо рынок предлагает продукцию на любой вкус и «карман».И обращаться к профессионалам, которые обязательно должны побывать на месте установки оборудования и точно определить, что именно вам надо и где это должно стоять. Но при этом надо быть готовым к тому, что качественно спроектированная система кондиционирования обойдется несколько дороже, чем что попало, купленное «на глазок» в соседнем магазине бытовой техники. Отечественный рынок состоит из трех основных сегментов. Первый— это корпоративный заказчик, офис. Здесь продаются как бытовые, так полупромышленные и промышленные системы. Второй сегмент — элитное жилье, где тоже устанавливаются как бытовые, так и промышленные системы. Иногда элитные дома кондиционируют целиком, но в России эта практика почти не прижилась. И третий сегмент — типовое жилье, куда попадают исключительно бытовые системы кондиционирования. По оценке экспертов, первые два сегмента в РФ развиваются планомерно и поступательно, потому что кондиционеры туда ставятся планово, т.к. если в офис запланировали купить кондиционер, пусть даже в июле снег выпадет, его все равно поставят. Зато на рынке типового жилья «окондиционирование» зависит, в основном, от погоды: будет жара — будут продажи. По различным данным, в типовое жилье в 2005 г. «попала» почти половина всех кондиционеров. В этом году доля кондиционеров в этом сегменте прогнозируется на уровне 60–65%. Если проследить динамику рынка кондиционеров за последние годы, нетрудно заметить, что продажи кондиционеров в офисный сектор растут вполне предсказуемо, в то время как продажи кондиционеров в жилье сильно зависят не только от климатического пояса, но и от того, насколько жарким будет лето. Кроме того,на рынок существенное влияние оказывает экономическая стабильность, развитие бизнеса и благосостояние населения, т.к. эта продукция недешевая,и еще недавно большая часть потенциальных клиентов обходилась без «воздушно-экологического» комфорта. Но все же погода— это главное! Так, в 2002 г. продажи кондиционеров в квартиры и частные дома увеличились в три раза, а в рекордно холодном 2003 упали практически вдвое. В жарком 2006 г. объемы продаж в жилой сектор выросли в среднем на 50%. Если, например, 2007 г. окажется холодным, то продажи в типовое жилье могут упасть в полтора-два раза, и рынок рискует испытать стагнацию. Но если год выдастся жарким, рынок способен получить рост в районе 30–35%.То есть, как говорят эксперты, только кондиционер становится общедоступным и начинает попадать в типовые квартиры, рынок входит в такую полосу «турбулентности» и уже очень сильно зависит от погоды. Объемы продаж во многом зависят от развития качественного сервиса, гарантийного обслуживания. Как отметили гости телеканала РБК, есть ряд «кондиционерных» рынков, которые не растут в течение пяти-восьми лет, например, Япония, Израиль, США. Точка максимального насыщения кондиционерами — это примерно потребление на уровне 35–40 кондиционеров на 1000 человек в год — дальше идет плановая замена. На этом этапе развития рынка годовой объем продаж зависит от срока службы техники. В сущности, это объем парка кондиционеров деленный на срок службы. Для кондиционера эконом-класса он составляет пять-шесть лет, для бизнес-класса— около восьми лет. Моторесурс кондиционера бытовой системы эконом-класса 15–18 тыс. ч работы, для премиум-класса— 20–25 тыс. ч. Для полупромышленной продукции выше. Хуже всего кондиционер чувствует себя на побережье, где идет соленый бриз, случается окисление теплообменников и т.д.Там срок службы минимальный, и в Новороссийске и Сочи такая техника редко живет дольше пяти лет. Правда, пока до насыщения рынка еще далеко. По предварительным расчетам, это случится в течение ближайших пяти-семи лет, а рост рынка центральных систем вентиляции будет более длительным — примерно 8–12 лет, сказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» руководитель маркетингового агентства «Литвинчук маркетинг» Георгий Литвинчук. Собственного производства кондиционеров в РФ нет, работавшие с советских времен изготовители не выдержали конкуренции с корейскими и китайскими фирмами. Можно говорить о российских марках, брендах, которые принадлежат крупным отечественным дистрибуторам, и эти компании полностью отвечают за качество продукции, размещают свое производство на тех заводах, которых хотят. Как правило, это марки, конкурирующие в недорогом сегменте, и производство размещается на китайских заводах. «Но доверять следует серьезным брендам, которые уже несколько сезонов работают на рынке, потому что встречаются марки-однодневки, и с ними следует быть аккуратнее»,— считает бренд-менеджер торговых марок BALLU иMIDEA Гордей Михейкин. Эти бренды приходят на рынок, выставляют низкую цену, при этом предлагая невысокое качество. Отработав сезон и «сняв» прибыль, они уходят с рынка. Как положено, на этом рынке основное— это качество. Эксперты различают несколько групп продукции. Самые высокотехнологичные — японские кондиционеры, затем идут корейские, европейские, китайские и т.д. Впрочем, разделение условно, все зависит от качества. Внутри высшей категории разница в цене достигает 15–20%, в нижней же категории она может быть огромна, говорит Георгий Литвинчук. Так, в Китае есть заводы, производящие вполне конкурентную продукцию, и даже японские производители размещают там свои заказы. В то же время, в Поднебесной ряд заводов делает практически одноразовые кондиционеры. В самом Китае он может стоить $150–200 в розницу, и если ломается, его попросту выбрасывают. Такое оборудование тоже попадает на российский рынок и зачастую продается через торговые дома.
По материалам передачи «В Фокусе»,телеканал РБК.