Организатором мероприятия выступила Ассоциация «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ).
Официальная поддержка осуществлялась Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации.
Энергоэффективная Россия 2017. День первый. Часть 1. Открытие Форума.
На Форуме состоялся конструктивный диалог по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в котором участвовали представители аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минстроя России, Минэнерго России, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», руководители Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам повышения энергоэффективности, Экспертного совета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, руководители основных профильных общественных объединений: НОЭ, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, Международной Ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ), Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), Некоммерческого партнёрства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (АВОК), Российской Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО), консорциума «Энергоэффективность. Реконструкция. Капремонт» (ЭнРеКа), представители предприятий строительной отрасли, промышленности, научно-исследовательских организаций, СМИ, эксперты и специалисты в области энергосбережения.
В рамках деловой программы Форума было проведено четыре панельных дискуссии на тему:
1. Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на современном этапе.
2. Архитектурные решения и особенности проектирования энергоэффективных зданий и сооружений. Основные проблемы реализации энергоэффективных проектов и пути их преодоления.
3. Ход реализации плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.
4. Использование механизма энергосервисных контрактов для повышения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
По итогам III Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлена Резолюция, решения которой направлены на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Результаты обсуждения предложений Правительству РФ
В ходе обсуждений специалисты пришли к выводу о необходимости разработать «дорожную карту» по стимулированию повышения энергетической эффективности зданий, внедрению энергосберегающих технологий и материалов при проектировании, строительстве и капитальном ремонте зданий, строений, сооружений. Для достижения этой цели следует осуществить дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов повышения энергетической эффективности российской экономики.
Энергоэффективная Россия 2017. День первый. Часть 2. Панельная дискуссия на тему «Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на современном этапе».
В целях оптимизации работы по повышению энергоэффективности российской экономики необходимо усовершенствовать структуру полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения повышения энергетической эффективности.
По мнению экспертов, следует провести улучшения и в нормативной сфере. По их убеждению, решение стоящих задач ускорит разработка проекта Федерального закона «Технический регламент «Энергетическая эффективность зданий, строений, сооружений», рассмотрение целесообразности принятия аналогичного технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также принятие Федерального закона «Технический регламент «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций», проект которого был внесён в Государственную Думу ФС РФ в 2009 году и принят в первом чтении.
Участники Форума пришли к выводу, что есть основания для внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих введение 50 % инвестиционной льготы по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих инвестиции на покупку, модернизацию и реконструкцию основных фондов для производства энергосберегающих технологий и материалов, а также поправок, позволяющих для собственников квартир в многоквартирных домах с высоким классом энергетической эффективности уменьшать до 50 % налог на имущество.
Энергоэффективная Россия 2017. День первый. Часть 3. Панельная дискуссия на тему: «Архитектурные решения и особенности проектирования энергоэффективных зданий и сооружений. Основные проблемы реализации энергоэффективных проектов и пути их преодоления».
В целях создания лучших экономических условий для развития проектов в области энергосбережения было предложено разработать проект по выпуску «зелёных» облигаций, привлекающих на длительный срок относительно дешёвые инвестиции для реализации энергосберегающих проектов при строительстве и капитальном ремонте зданий.
Эксперты акцентировали внимание на том, что предварительно стоит изучить подобный положительный опыт Единого института развития в жилищной сфере (АИЖК) по выпуску облигаций.
Участники «Энергоэффективной России» справедливо отметили, что назрела необходимость разработать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации (включая Жилищный Кодекс Российской Федерации), обязывающие стороны правоотношений, в случае наличия приборов учёта коммунальных ресурсов и услуг или наличия соответствующей информационно-измерительной системы, производить расчёты за потреблённые коммунальные ресурсы и услуги, используя только показания таких приборов учёта (информационно-измерительной системы). Вместе с тем, считают специалисты, реалии говорят о том, что предложение по изменению нормативных правовых актов в части запрета установки приборов учёта за счёт тарифов сетевых и энергоснабжающих организаций следует отклонить.
Энергоэффективная Россия 2017. День первый. Часть 4. Заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам повышения энергоэффективности.
В процессе обсуждения проблем, связанных с энергообследованием объектов, эксперты пришли к согласованному мнению, что в рамках Федерального закона №261-ФЗ необходимо сохранить обязательное энергетическое обследование для всех лиц за исключением организаций бюджетной сферы, потребляющих топливно-энергетические ресурсы (за исключением моторного топлива) на сумму менее 10 млн руб. в год.
Ряд участников Форума напомнили собравшимся, что 2017 год был объявлен Президентом Российской Федерации годом экологии. В связи с этим поступила инициатива подготовить изменения в Федеральный закон №261-ФЗ в части включения контроля экологических и климатических параметров в состав требований к проведению соответствующего энергетического обследования.
Затронули собравшиеся на Форуме и тему классов энергоэффективности товаров. Было предложено внести изменения в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортёрами класса энергетической эффективности товара» в части включения в него информации об инженерном оборудовании.
Энергоэффективная Россия 2017. День второй. Часть 1. Панельная дискуссия на тему: «Ход реализации плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергоэффективности зданий, строений и сооружений».
Кроме того, профессионалы сочли необходимым актуализировать постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года №600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», дополнив его перечнем новых объектов и технологий.
На мероприятии присутствовали представители финансовых организаций. Благодаря этому обстоятельству было сгенерировано предложение совместно с банковским сообществом разработать систему мер, направленных на снижение рисков кредитования программ повышения энергетической эффективности, включая кредитование энергосервиса и программ капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов.
К финансовым вопросам деятельности компаний, работающих в сфере энергоэффективности, относится и рекомендация разработать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающее возмещение затрат энергосервисной компании, включая упущенную предпринимательскую выгоду, в случае расторжения энергосервисного договора по инициативе публичной стороны.
Энергоэффективная Россия 2017. День второй. Часть 2. Панельная дискуссия на тему "Использование механизма энергосервисных контрактов для повышения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".
В целях обобщения опыта и повышения его доступности для участников рынка было предложено создать механизм национальных проектов в системе ЖКХ, направленных на повышение энергетической эффективности отрасли.
Кроме того, была подтверждена необходимость внести изменения в нормативные правовые акты в части установления обязательных требований энергетической эффективности при проведении капительных ремонтов, реконструкции и реновации.
В ходе профессиональной дискуссии подверглась обсуждению тема эффективности государственного управления. В результате дискуссии поступило предложение внести изменения в порядок оценки результативности деятельности руководителей региональных и муниципальных органов исполнительной власти, в том числе на основе данных ГИС «Энергоэффективность», в части учёта удельного потребления энергетических ресурсов зданиями, строениями, сооружениями, находящимися у них на балансе.
Поручения Минстрою России
В работе «Энергоэффективной России» принимали участие представители Минстроя России. В ходе обсуждений и при тесном взаимодействии были выработаны ряд поручений данному министерству. В частности, Минстрою решили поручить актуализацию существующей нормативно-технической базы в области строительства в части приведения её в соответствие с требованиями законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Среди прочих поручений — по согласованию с Минэнерго России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти установить в документах технического регулирования в сфере строительства требования по комплексному оснащению зданий и сооружений системами автоматизированного учёта, контроля и управления потреблением энергетических и коммунальных ресурсов.
Необходимо упомянуть ещё одно важное поручение. Минстрою было предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести изменения в нормативные правовые акты, в части:
- оснащения приборами учёта только с возможностью удалённой передачи информации о потреблении энергетических ресурсов;
- обеспечения возможности передачи в автоматическом режиме показаний общедомовых и индивидуальных приборов учёта энергетических ресурсов в многоквартирных домах в ГИС ЖКХ;
- обеспечения возможности управлением ограничением (частичным или полным) энергетических ресурсов потребителям — должникам за жилищно-коммунальные услуги — удалённо либо на месте нахождения потребителя.
Помимо перечисленных поручений было дано и ещё одно, касающееся доработки нормативной документации, а именно — во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» исключить из СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» раздел 10 и Приложение Г к нему и поручить коллективу авторов СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» переработать его и включить в СП 60.13330.2012.
Предложения федеральным органам исполнительной власти
Без согласованной и эффективной совместного содействия ФОИВов трудно рассчитывать на реализацию каких бы то ни было инициатив государственного масштаба. Поэтому значительная часть дискуссий форума было посвящено роли федеральных органов исполнительной власти в деле реализации стратегии и тактики повышения энергоэффективности российской экономики. Результатом обсуждений стали ряд предложений министерствам и ведомствам.
В частности, было решено рекомендовать Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минстрою России, а также иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать предложения по комплексному совершенствованию законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и смежных отраслей законодательства на основе анализа достигнутых странами Европейского союза результатов в данной области, в том числе в части определения числовых ориентиров с учётом разработки методики их расчёта, обеспечения достижения указанных числовых ориентиров соответствующими инструментами и механизмами.
Экспертами был одобрен проект комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, разрабатываемый Минэкономразвития России. В целях его доработки решено рекомендовать упомянутому министерству провести обсуждение плана с экспертным сообществом.
Энергоэффективная Россия 2017. День третий. Часть 1. Презентации участников Форума.
Поступила общая рекомендация в адрес Минприроды России, Минстроя России и Фонда развития ЖКХ. Им было предложено совместно реализовать проект по выпуску «зелёных» облигаций для реализации энергосберегающих проектов при строительстве и капитальном ремонте зданий.
Минстрою России также рекомендовали использовать разработанный профессиональным сообществом проект Концепции совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли в качестве составной части Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года, а также при реализации поручения Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 года №Пр-1138ГС, подпункт «в» пункта 2.
Помимо данного предложения в адрес Минстроя поступили ещё два — не менее полезных для отрасли. Одно из них — внести в состав требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений положения по обязательному оснащению инженерных систем зданий системами их автоматизации и диспетчеризации.
Энергоэффективная Россия 2017. День третий. Часть 2. Закрытие форума.
Вторым стало предложение обратиться в министерство с просьбой обеспечить безусловное исполнение всеми подведомственными организациями требований Федерального закона №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года №624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» в части исключения дублирующих и противоречащих положений в имеющихся документах по стандартизации.
Следующие предложения адресовались Росстандарту. В частности, ведомству порекомендовали обеспечить проверку исполнения законодательства в указанной выше области. Кроме того, эксперты рекомендовали Росстандарту обратить внимание на ненадлежащее исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года №624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» в части необходимости проведения экспертизы сводов правил в смежных Технических комитетах по стандартизации. Было рекомендовано провести анализ зарегистрированных сводов правил на предмет прохождения ими надлежащим образом экспертизы во всех смежных Технических комитетах по стандартизации, а в случае выявления нарушений при подготовке сводов правил — приостановить их действие до момента выполнения постановления Правительства Российской Федерации №624 в полном объёме.
Были инициативы и в адрес Минобразования России. Специалисты рекомендовали обратиться в министерство с просьбой о включении в учебные программы подготовки специалистов в области архитектурно-строительного проектирования курса по культуре энергоэффективного проектирования. Также, по мнению специалистов, Минобразования имеет смысл совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработать комплекс мер по введению в образовательные программы всех уровней дисциплин, связанных с выработкой энергоэффективного поведения.
Ещё одна рекомендация министерству касалась методической работы. Минобразования России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти было предложено разработать типовые методики проведения мероприятий по увеличению энергетической эффективности образовательных учреждений, основанных на синергетическом эффекте, возникающем при внедрении энергоэффективных технологий с одновременным проведением в таком образовательном учреждении обучения по выработке энергоэффективного поведения.
Росимуществу собравшиеся предложили ввести в совет директоров НИИСФ РААСН в качестве независимых директоров представителей от профессионального сообщества НОЭ, НОПРИЗ, НОСТРОЙ.
Две инициативы поступили и в адрес ФАУ «РосКапСтрой», которому при осуществлении функций единого технического заказчика было рекомендовано обеспечить соблюдение требований энергоэффективности при проектировании, строительстве и сдаче объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Вторым предложением агентству стала рекомендация актуализировать существующие и разработать новые программы подготовки и переподготовки специалистов в области энергетической эффективности в строительстве в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в области энергетической эффективности в строительстве.
В ходе дискуссий участники сообщили о фактах несвоевременного поступления в адрес экспертного сообщества информации об нормативных инициативах и нововведениях.
В связи с этим Федеральным органам исполнительной власти было настоятельно рекомендовано в обязательном порядке оповещать всех экспертов о проектах нормативных правовых актов с целью получения оценки широкого круга профессионального сообщества.
Предложения профессиональному сообществу
В резолюцию форума были внесены и планы профессионального сообщества, представители которого собрались на теплоходе «Александр Радищев» для обсуждения насущных проблем и задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, специалистами было решено продолжить работу по реализации решений резолюции II Форума «Энергоэффективная Россия» и составить план реализации решений III Форума «Энергоэффективная Россия».
НОЭ поручили выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о создании Фонда поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Минэкономразвития России.
Эксперты решили поддержать предложение Минпромторга России по разработке технического регламента «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций», а также предложение Минприроды России, Минэкономики России и III Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» по выпуску «зелёных» облигаций для финансирования энергосберегающих проектов, ВИЭ и энергоэффективного строительства.
Кроме того, участники мероприятия сочли важным поддержать предложение Минфина России и III Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» по внесению в Правительство Российской Федерации проекта поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих 50 % инвестиционную льготу по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих инвестиции на покупку, модернизацию и реконструкцию основных фондов с целью внедрения энергосберегающих технологий.
В адрес отраслевых ассоциаций НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС, МАИФ и НАМИКС поступило поручение подготовить и направить в Минэкономразвития России предложения по включению новых пунктов в разрабатываемый в настоящее время комплексный план повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, в том числе следующих:
1. Внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации по предоставлению 50 % инвестиционной льготы для модернизации производства предприятиям, производящим энергоэффективные и экологически чистые материалы и оборудование.
2. Разработать и внедрить в практику использования механизм выпуска «зелёных» и инфраструктурных облигаций для финансирования энергоэффективного строительства, в том числе с учётом опыта АИЖК.
3. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ и нормативные правовые акты в части предоставления льгот по налогу на имущество собственникам квартир в многоквартирных домах с высоким классом энергетической эффективности.
4. Внести изменения в Федеральный закон №261-ФЗ в части присвоения классов энергетической эффективности объектам малоэтажного строительства.
В резолюции было зафиксировано также, что отраслевое сообщество одобряет проект Национального Стандарта протокола передачи данных приборов учёта энергоресурсов на базе разработок ПАО «Россети». В связи с этим было предложено рекомендовать Правительству Российской Федерации проведение пилотных проектов не менее чем в двух регионах по отработке технологии единого протокола передачи данных с приборов учёта потребляемых энергетических ресурсов в системе ЖКХ.
Специалисты одобрили квалификации, сформированные из профессиональных стандартов, разработанных Ассоциацией «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» в соответствии с Приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 года №726н. Логичным в этой связи стало предложение направить сформированные квалификации в Совет по профессиональным квалификациям в строительстве для утверждения и внесения в Государственный реестр квалификаций и организовать разработку контрольно-оценочных средств по указанным квалификациям.
Результатом рассмотренных финансовых аспектов деятельности организаций в области энергосбережения и повышения энергоэффективности стало поручение НОЭ организовать взаимодействие с Правительством Российской Федерации и представителями банков-партнёров НОЭ с целью получения данных для оценки потребности рынка в энергоэффективных проектах, в которых необходимо внебюджетное финансирование.
Кроме того, Объединению было поручено организовать проработку вопроса с РАЭСКО о целевом использовании рейтингования компаний-участников рынка энергосервисных услуг при рассмотрении вопросов финансирования энергосервисных проектов.
Передача данных об оказанных услугах ЖКХ является злободневным вопросом, потому участниками мероприятия было единогласно поддержано предложение осуществить совместный проект АО «МЗТА» и ООО «ЖКХ-онлайн» по созданию и продвижению программы сбора и передачи данных со счётчиков всех видов ресурсов с использованием технологии глобального сервера и «тонкого» клиента в ГИС ЖКХ.
Ещё одним общим поручением со стороны экспертов, адресованным ряду общественных организаций — МАИФ, НОЭ, НОСТРОЙ, РСС и НАМИКС — стало задание подготовить и направить в правительство города Москвы предложения по разработке Программы реконструкции жилых зданий с надстройкой и обстройкой без отселения жильцов в городе Москве с учётом использования комплексного плана повышения энергетической эффективности, с распространением этого опыта на всю территорию России.
Не секрет, что в настоящее время система регулирования и нормативная база рынка энергоэффективности — неидеальны. В связи с этим получили одобрение проект Концепции совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли и План основных мероприятий («дорожной карты») по её реализации, разработанные национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ) и строительства (НОСТРОЙ) с участием профессионального сообщества и поддержанных конференцией профессионального экспертного сообщества, проведённой 6 октября 2016 года НОПРИЗ, НОСТРОЙ, РСПП и ТПП РФ, а также Советом по техническому регулированию при Минпромторге России.
В свою очередь, Ассоциации НОЭ было поручено провести анализ существующей нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью её актуализации.
В целях реализации пункта 12 плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, утверждённой постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2016 года №1853-р: «Проведение анализа нормативно-технической базы, подготовка предложений по совершенствованию технических требований в области строительства и эксплуатации в части повышения энергетической эффективности многоквартирных домов, административных и общественных зданий» профессионалами было решено рекомендовать:
1. НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ и другим общественным и профессиональным объединениям в области энергетической эффективности подготовить и направить в Росстандарт предложения по реорганизации Технического комитета 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент».
2. НОСТРОЙ направить комплексный план по разработке научно-технической документации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в строительстве и результаты проведённой научно-исследовательской работы на рассмотрение и включение в план Национальной стандартизации в ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» и ТК 144 «Строительные материалы и изделия».
3. Рекомендовать НОПРИЗ направить в ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» СТО НОП 2.1–2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» для включения его в программу Национальной стандартизации и разработки на его основе Национального стандарта с последующим включением в доказательную базу Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
Завершившийся форум уже доказал свою беспрецедентную результативность, потому естественным стало предложение, поддержанное всеми участниками мероприятия, внести его в перечень поддерживаемых и финансируемых государством мероприятий.