С целью практической реализации требований Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ, ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Фонд) совместно с регионами Российской Федерации реализуются пилотные проекты строительства энергоэффективных домов в 47-ми субъектах РФ.

На сегодняшний день построено и введено в эксплуатацию 62 дома. Начато строительство и проектирование 20-ти домов в 12-ти субъектах РФ.

Наши достижения

В качестве положительного опыта строительства энергоэффективных домов отметим: Алтайский край, в котором построено шесть энергоэффективных домов, в том числе энергоэффективный жилой квартал в городе Бийске из пяти домов; Ставропольский край, где возведено пять энергоэффективных домов; Республика Дагестан (построено два дома); Республика Саха (Якутия, возведено три дома); Республика Татарстан, где началось строительство «умного» энергоэффективного города-спутника «Смартсити Казань», состоящего из нескольких энергоэффективных кварталов.

Использование современных передовых методов энергосбережения, таких как дополнительная тепловая изоляция фасадов, оконных и дверных проемов, перекрытий, эффективных приборов освещения, автоматизация регулирования и учета используемых ресурсов, дало возможность существенно уменьшить потери.

 

Энергоэффективный дом в Ярославской области

 

Применение альтернативных возобновляемых источников энергии (солнечные батареи и коллекторы, тепловые насосы, системы вентиляции с рекуперацией тепла) позволило на 60–70 % снизить потребление энергии от внешних источников. Это приведет к реальному снижению на 30–40 % платы населения за коммунальные услуги по сравнению с ее величиной в домах, построенных по ранее применявшимся технологиям.

Траты, доходы, окупаемость…

Окупаемость дополнительных затрат, связанных с внедрением мероприятий по энергоэффективности (в пределах 30–50 % от стандартной сметной стоимости), составляет от пяти до десяти лет. Основной проблемой, сдерживающей строительство жилых домов по энергоэффективным технологиям, является отсутствие заинтересованности застройщиков в необходимости нести дополнительные затраты, связанные с их внедрением.

Требуется установление жестких законодательных норм по безусловному соблюдению таких технологий. Следует ускорить утверждение критериев отнесения строящихся жилых домов к классам энергоэффективности, и в зависимости от этого ввести повышающие коэффициенты к сметной стоимости их строительства, ежегодно утверждаемой приказами Минстроя России.

 

Подпись

 

При установлении поправочных коэффициентов к предельной стоимости строительства одного квадратного метра энергоэффективного жилья предлагаем установить следующие требования:

  • соответствие дома классу энергетической эффективности не ниже «B+» (в существующем СНиП предусмотрен более низкий класс «С»);
  • наличие оборудования для выработки энергии из альтернативных источников с учетом эффективности их использования в конкретных природно-климатических условиях территории, на которой построен дом;
  • срок окупаемости разницы, образованной фактически затраченными средствами на строительство данного энергоэффективного дома и стоимости строительства обычного дома с учетом предельной стоимости одного квадратного метра строительства такого жилья, определенного Министерством регионального развития России для таких домов, не должен превышать 10 лет.

Анализ опыта нашей госкорпорации по созданию пилотных проектов малоэтажных энергоэффективных домов показал, что удорожание стоимости «энергодома» по сравнению со стандартными составило в среднем 30 %. Принимая во внимание то обстоятельство, что значительная часть сэкономленных средств от внедрения мероприятий по повышению энергоэффективности остается на территории соответствующего субъекта РФ, компенсация вышеуказанной разницы для бюджетного жилищного строительства должна осуществляться на паритетных началах: 25 % — за счет федерального бюджета путем установления в приказе Минрегиона РФ упомянутого поправочного коэффициента; 25 % — за счет бюджета соответствующей территории.

При этом должен быть установлен такой порядок, при котором дополнительные бюджетные средства перечисляются застройщику только после ввода энергодома в эксплуатацию и при наличии соответствующего заключения территориального подразделения Госархстройнадзора о соответствии построенного дома вышеуказанным требованиям к энергоэффективности.

Масштабы

В связи с тем, что государство выступает крупным инвестором в строительстве жилья и оно же провозгласило в качестве определяющей задачи развития страны политику энергосбережения, логично бы было, чтобы все бюджетное жилищное строительство осуществлялось только с применением энергоэффективных технологий. В первую очередь это касается возведения жилья в зоне БАМа и районов Крайнего Севера.

 

Энергоэффективный дом в Белгородской области

 

При этом ориентировочные дополнительные затраты федерального бюджета могут составить порядка 50–60 млрд руб. в год. Их возврат будет осуществлен в течении семи-восьми лет за счет снижения платы за жилищно-коммунальные услуги и уменьшения потребления углеводородов и выбросов углекислого газа и других вредных веществ. По истечении срока окупаемости этот эффект будет присутствовать в виде чистой прибыли собственников жилья.

Новые пути

Экономия средств, затрачиваемых на внедрение энергоэффективных технологий, была бы более значительной, если бы удалось уйти от применения импортных материалов и оборудования, а также наладить массовую разработку и производство их отечественных аналогов. Кроме того, к существенному снижению дополнительных затрат приведет использование указанных технологий при строительстве многоэтажных домов, а также при переходе к созданию энергоэффективных кварталов и микрорайонов.

С целью стимулирования строительства энергоэффективного жилья для внебюджетной сферы можно было бы рассмотреть возможность выделения банками с государственным участием льготных кредитов, необходимых застройщику для компенсации дополнительных затрат. Возврат этих ресурсов должен осуществляться по договору между застройщиком и собственниками построенных квартир за счет разницы между платежами за жилищно-коммунальные услуги до и после проведения энергоэффективных мероприятий.

Подобные меры стимулирования применяются во многих странах, «продвинутых» в этих вопросах. Также целесообразно было бы, на наш взгляд, организовать проведение всероссийского конкурса на лучший энергоэффективный дом, квартал, поселок с установлением соответствующих грантов.