Татьяна, расскажите, что это была за программа, и из каких источников удалось ее профинансировать?
Т.Т.: В 1996 году Правительством Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития был подготовлен проект «Передача ведомственного жилищного фонда». Для его реализации были выбраны шесть российских городов — Рязань, Владимир, Волхов, Петрозаводск, Оренбург и наш Череповец. Инициатива в каждом случае исходила от городских властей. Группа экспертов проанализировала более 50 различных мер по энергосбережению, которые сейчас применяются в Европе, и подсчитала, какой может быть экономический эффект от таких нововведений. Среди них в первую очередь организация учета тепловой энергии, затем автоматизация систем отопления и горячего водоснабжения, установка термостатов на приборы отопления, утепление подвалов, подъездов, окон, теплоизоляция трубопроводов, даже такие, на первый взгляд, смешные вещи, как экономящие головки для кранов и душей. Городские администрации могли из этого списка выбрать наиболее подходящие мероприятия и получить на их воплощение целевой кредит МБРР. Так какие энергосберегающие мероприятия выбрал Череповец?
Т.Т.: Возможны разные подходы к подобным программам. Например, можно все доступные средства потратить на модернизацию 10–20 домов, в которых реализовать все существующие новшества. Это будет выглядеть эффектно, но практической пользы маловато. Мы же пошли другим путем — определили самые актуальные проблемы и стали их решать в рамках всего города. Приоритет был отдан широкому внедрению приборного учета тепловой энергии, а также автоматизации систем отопления и горячего водоснабжения. Мы разработали типовой набор действий — это установка подомовых теплосчетчиков, автоматизация ИТП и установка современных пластинчатых теплообменников, балансировка системы отопления, а также меры по утеплению трубопроводов, подвалов и подъездов. И время показало, что наш подход был самым удачным и взвешенным. Как проходила реализация программы?
Т.Т.: В самом начале работы над проектом у нас было мало опыта в выборе подходящего оборудования, организации тендеров и т.п. Поэтому местным фирмам мы предложили самостоятельно представить конкретные решения на примере экспериментального дома. На наше предложение откликнулась череповецкая компания, которая за свой счет установила на одном из объектов теплообменники Alfa Laval и теплосчетчики Kamstrup, продемонстрировала все преимущества этого оборудования. По результатам эксперимента мы смогли сформулировать требования к оборудованию, которые впоследствии были положены в основу тендеров. Поскольку обязательным условием автоматизации было внедрение приборного учета, мы очень серьезно подошли к выбору теплосчетчиков. Принципиальными условиями были не только универсальность приборов и наличие сервисной базы в нашем городе, но и высокая надежность теплосчетчиков. Поэтому мы и остановили свой выбор на ультразвуковых приборах датской компании Kamstrup. Еще одним выигрышным моментом было наличие у теплосчетчиков Multical автономного питания, потому что во многих старых домах сделать необходимую электропроводку было бы очень сложно. Каких результатов вы достигли в ходе выполнения этой программы?
Т.Т.: На кредит в размере 32,2 миллиона долларов, полученный во Всемирном банке реконструкции и развития, мы в период с 1997 по 2005 годы реконструировали 677 жилых многоквартирных домов Череповца (это 57 % от общего числа жилых многоквартирных зданий города), установили на них автоматику и современные пластинчатые теплообменники, оборудовали общедомовые узлы учета тепла. В целом благодаря проведенной модернизации оборудования и установке теплосчетчиков потребление тепла в домах снизилось до 30 %.Хочу отметить, что теперь, когда все это оборудование показало себя с лучшей стороны на наших объектах, его начинают использовать и при строительстве новых домов. Так что у нас сейчас все новостройки снабжаются автоматикой и теплосчетчиками. Большинство домов, которые управляются ТСЖ и ЖСК, установили приборы учета тепла и оплачивают тепло по их показаниям. За те годы, что прошли с начала программы, стало понятно, что качественное оборудование даже при высокой цене окупается довольно быстро за счет уменьшения эксплуатационных расходов. Как происходит выплата кредита? Откуда берутся средства?
Т.Т.: Мы не повышали тарифы на коммунальные услуги, на тепло или воду, чтобы за счет населения вернуть кредит. Он выплачивается исключительно из городского бюджета. Проведенная модернизация обернулась очень существенной экономией средств. В результате ту сумму, которую раньше мы тратили на аварийные ремонты водонагревателей в домах, теперь выплачиваем в счет погашения кредита. То есть, поменяв восемь лет назад такое количество теплообменников на ИТП, мы перестали тратить на них деньги. Оборудование настолько надежное, что нет ни аварий, ни летних профилактических ремонтов и т.п. Возникали ли какие-нибудь трудности в ходе реализации проекта?
Т.Т.: Трудности были разного плана. Одна из основных проблем — очень сжатые сроки выполнения работ, которые проводились в течение года при температуре наружного воздуха до –10 °С, когда возможно отключение отопления на 12–14 ч в сутки. Вторая проблема — службы оказались не готовы к оперативному взаимодействию. В какой-то момент за нами просто не успевали теплосети, когда мы просили в определенное время отключать дома. Например, необходимо было отключить дом от теплоносителя в 8 часов утра и включить снова в 17 часов, чтобы все операции закончить, пока большинство жильцов на работе. Но нередко этот жесткий график нарушался. В самом начале работ не хватало профессионализма у обслуживающих организаций, строительных и монтажных фирм. Но за те несколько лет, что проводилась программа, они изменились в лучшую сторону, набрали и обучили персонал и выполняли огромные объемы работ. Какие задачи для коммунального хозяйства Череповца являются приоритетными сегодня?
Т.Т.: В 40 % многоквартирных домов города нет учета тепла и не автоматизированы внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения.У нас есть проблемный Зашекснинский район, где в 40 многоквартирных домах осталась открытая система теплоснабжения, что негативно сказывается на качестве горячей воды. Перед городом стоит задача установить современные ИТП во всех многоквартирных домах и перейти на закрытую систему горячего водоснабжения в Зашекснинском районе. Пока на эти проекты мы ищем средства — в Фонде реформирования ЖКХ, в банках и т.п. По Вашему мнению, как реализация программы повлияла на работу поставщика тепла — МУП «Теплоэнергия»?
Т.Т.: Я знаю, что руководство «Теплоэнергии» эти преобразования оценивает очень положительно, хотя без определенных проблем не обошлось: теплосети нужно было настраивать свое оборудование под работу с автоматизированными ИТП. Выгоды для поставщика теплоэнергии прежде всего касаются введения приборного учета потребления теплоносителя. Теперь все можно просчитать до калории — сколько отпустил поставщик, сколько получил потребитель. Если они могут доказать, что потребили газ для отопления жилого фонда, то оплачивают его не по свободной рыночной цене, а по цене, регулируемой государством. Так что учет для них очень важен. Использование теплосчетчиков упорядочивает взаимоотношения между поставщиками коммунальных ресурсов и потребителями, становится меньше бюрократической возни с бумагами. Отношения между поставщиком и потребителем становятся простыми и понятными: сняли показания теплосчетчика, умножили на тариф, получили сумму, которую надо заплатить. Например, когда расчет оплаты велся по нормативам, приходилось отслеживать, все ли проживающие в квартире прописаны, вычислять, сколько дней из-за ремонта стояков или аварии не было отопления или горячей воды. Пенсионеры, например, несли справки, что они летом проживают на даче, а потому не должны платить за горячую воду. Поэтому МУП «Теплоэнергия» и городская администрация солидарны в желании все жилые дома Череповца перевести на приборный учет тепла. А каково отношение жителей города к нововведениям?
Т.Т.: Поначалу поддержки горожан не хватало. Сами посудите: до модернизации системы в отопительный период в квартирах было 26–28 °С, то есть очевидный перетоп. Люди регулировали температуру в квартирах при помощи форточки и считали, что так и должно быть всегда. Сейчас, когда действует автоматическое регулирование, в квартирах постоянная температура +20 °С, то есть к теплу приходится относиться бережнее. Но знаете, постепенно понимание приходит. Жильцы тех домов, где прошла модернизация, не могут не замечать, что качество услуги отопления и горячего водоснабжения выросло. Они понимают, что находятся в более выгодном положении, чем люди, живущие в домах со старой системой. Теперь нет перетопов, горячая вода всегда одной температуры, летняя профилактика длится недолго. Предусматривалась ли какая-нибудь информационная поддержка этих преобразований?
Т.Т.: Когда город реализовывал этот проект, то во всех контрактах на монтаж оборудования обязательно отдельной строкой прописывалось обучение. Специалисты из фирм-поставщиков проводили специальные семинары и рассказывали работникам управляющих компаний и ТСЖ про установленное оборудование, как с ним работать, обслуживать, какие есть возможности для экономии. После завершения проекта — департамент ЖКХ два раза в год участвует в семинарах для руководителей и бухгалтеров ТСЖ. Рассказываем про особенности расчета платежей по показаниям теплосчетчиков и прочие нюансы. Ежедневно ведется разъяснительная работа, отвечаем на вопросы, даем людям необходимую информацию, чтобы они понимали, откуда берутся суммы, которые им приходится платить. Объясняем, как их снизить. Если поступают жалобы, то отвечаем подробными информационными письмами по каждому конкретному случаю. Мне кажется, это гораздо эффективнее, чем информация в газетах или на телевидении. О необходимости экономии и энергосбережения приходиться говорить постоянно. Начинать воспитание бережливого отношения к теплу и воде надо с самого раннего возраста. В детских садах устраивали занятия с 4–5летними детьми и в доступной форме рассказывали, как очищается вода, которая течет из крана, куда потом девается грязная вода, почему ее нужно экономить. Второй этап был нацелен на детей постарше, на школьников. Им задавали сочинения про тепло и воду, проводился большой конкурс плаката на тему экономии. И мы надеемся, что через своих детей и взрослые поймут всю важность рационального и бережного отношения к ресурсам.
Программа модернизации централизованного отопления в Череповце: результаты и выводы
С середины 90-х гг. желание российских региональных властей распутать клубок проблем ЖКХ, таких как низкая энергоэффективность зданий, изношенные теплосети и устаревшее оборудование, упиралось в скудное финансирование и недостаток опыта. Тогда же стало понятно, что тактика «латания дыр» себя не оправдывает. Коммунальное хозяйство нуждалось не только в модернизации, но и в структурных преобразованиях, смене самой экономической модели управления жилым фондом. Необходима была комплексная реформа, на которую требовались немалые средства.В таких сложных условиях в ряде регионов удалось найти средства на комплексные программы реформ, которые и по сей день являются позитивным примером для всей России. Хотя теперь, с началом работы Фонда реформирования ЖКХ, проблема финансирования перестала быть такой острой, но задача комплексного реформирования до сих пор не везде решается успешно. О реализованной программе модернизации централизованного теплоснабжения мы беседовали с Татьяной Тасенко, начальником отдела аналитической работы в сфере ЖКХ департамента ЖКХ мэрии города Череповца.