Существовала соответствующая школа коллективного накапливания и обмена опытом, подготовки кадров, информационное и программное обеспечение. В рамках научно-исследовательских институтов разрабатывались новые технические решения и осуществлялась разработка типовых деталей и проектов для применения проектировщиками в стране. При проектировании использовались СНиПы, своды правил, пособия к СНиПам, рекомендации, справочники проектировщиков, типовые разработки и проекты. Для выпускников высшей школы существовала возможность формирования инженерной интуиции в проектных институтах. В рамках статьи остановимся на задачах проектирования, связанных с энергосбережением и программным обеспечением. В 90-е гг. в России в результате перехода к новым формам и методам хозяйствования кардинально изменилась ранее действовавшая законодательная база, в т.ч. требования по энергосбережению. На основании законодательных постановлений 90-хгг . по энергосбережению планировалось значительное сокращение потребления энергоресурсов инженерными системами жилых и общественных зданий и сооружений вновь строящихся и реконструируемых. Но какова реальная ситуация в проектировании, строительстве и эксплуатации: ❏какие задачи реализованы на уровне проектов, монтажа, пусконаладки и эксплуатации; ❏какие проблемы возникают при внедрении энергосберегающих технологий? Начиная с 90-хгг . проявился бум на рынке новых технологий, материалов, оборудования. Новые технологии потребовали выполнять разработку проектов на «поставщика» материалов, основного и сопутствующего оборудования, автоматизации процессов. При этом следует отметить,что разработка новых строительных норм и пособий к ним ожидалась уже с конца 80-х гг., а с приходом новых технологий 90-хгг . потребовалось внесение кардинальных изменений. За последние десять лет было введено в эксплуатацию достаточно много объектов жилых и общественных зданий с решениями по энергосбережению. Но при этом анализ этих решений проводится только на уровне отдельных проектов проектными организациями или производителями оборудования, отсутствует беспристрастное обобщение отечественного опыта проектирования, монтажа, пуска и наладки инженерных систем, эксплуатации. В печати присутствуют в основном материалы рекламного характера. По-прежнему не осуществляется разработка пособий по конструированию и расчету с учетом новых технологий и практически прекратился выпуск новых справочников проектировщиков, учебных пособий для высшей школы. Из-за финансовых проблем до сих пор имеет место сопротивление заказчиковинвесторов внедрению энергосберегающего оборудования из-за его стоимости. Заказчик будет экономить на строительных материалах, технологиях, проектных работах до тех пор, пока не будет механизмов поощрения при внедрении энергосберегающих решений. Освоение новых технологий требует нового подхода к выбору технических решений, уровню подготовки не только технических исполнителей проектирования, монтажа, эксплуатации, но и руководителей. Руководители должны понимать возможности новых технологий и предъявлять адекватные требования к своим подчиненным. Что же изменилось после 1 июля 2003 г. с вводом закона «О техническом регулировании» и как решаются эти проблемы при проектировании? Процесс создания проектной строительной продукции и отношения участников этого процесса усложнились, в том числе и в части внедрения новых технологий и энергосбережения. В связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании», принятого Государственной Думой в декабре 2002 г., в среде проектировщиков постоянно возникают вопросы о перспективах выполнения положений и статей этого закона в строительной отрасли в целом. Впереди переходный период до 2010 г., когда должна начаться разработка и принятие технических регламентов. Это фактически создание совершенно новой отрасли российского законодательства. С 1 июля 2003 г. должна была начать действовать новая система норм, правил и стандартов. Обязательные требования должны включаться в технические регламенты, а необязательные (рекомендательные) в национальные стандарты и прочие документы. На основании распоряжения Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. планируется разработка первых технических регламентов до 2006 г. (семь общих и 74 специальных). После принятия технических регламентов Государственной Думой они вступят в силу через одинтри года. На ближайшие четыре-пять лет до момента ввода в действие соответствующих технических регламентов мы будем использовать существующие СНиП, своды правил, пособия, которые по закону носят рекомендательный характер. Из печати вышли СНиП и СП, утвержденные и введенные в действие Госстроем РФ в 2003 г. Всем СНиП и СП, представленным на регистрацию в Минюст России, было в ней отказано. Несмотря на то, что эти документы изданы, невыполнение содержащихся в них требований не влекут правовых последствий. Следует также отметить, что эти документы содержат дополнительную информацию по конструированию, методам расчета, устанавливают признанные и оправдавшие себя на практике положения, развивающие и обеспечивающие реализацию требований по обеспечению граждан на благоприятную среду обитания. На региональном уровне существуют также территориальные строительные нормы. Введены в действие новые редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации) и норм пожарной безопасности (НПБ, которые признаны не нуждающимися в государственной регистрации). В этих нормативах существуют расхождения по некоторым конструктивным решениям со СНиП. В процессе создания строительной продукции отношения участников ранее регламентировались предписывающим подходом в СНиП, где подробно описаны конструкции, методы расчета, применяемые материалы и все требования подлежали обязательному исполнению. Закон «О техническом регулировании» определил обязательное исполнение требований, обеспечивающих право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. Дополнительно к закону «О техническом регулировании» вышли разъяснения в письме заместителя Госстроя России Л.С. Бариновой от 22.12.2003 г. по перечню обязательных требований. Разногласия по вопросам энергосбережения и обязательности исполнения требований между заказчиками и проектными организациями по-прежнему присутствуют. Прошло два года переходного периода, Государственной Думой не принято ни одного технического регламента, проводится реорганизация федеральных органов власти. Можно считать, что переходный период не продуман. Состояние методов расчета и легитимность применения новых редакций СНиП и СП вызывает серьезные опасения у проектных организацийи разработчиков программных продуктов. Что делать в этих условиях проектировщикам и разработчикам программ? Часть разработчиков программ не остановились и продолжают развивать их с учетом расчетов и методик по СНиП и СП, вышедшим после 1 июля 2003 г. Эти версии программ позволяют проектным организациям не только применять новые расчеты и методики, но и провести анализ результатов по старым и новым СНиП и СП. При этом надзорные органы признают результаты расчетов и принятых конструктивных решений при согласовании и экспертизе проектов. Зачастую инженеры находятся в экстремальной ситуации при реализации проектных решений из-за сжатых сроков проектирования, наличия новых технологий и оборудования, отсутствия типовых разработок и программного обеспечения. Рынок также диктует развитие программ с учетом большого разнообразия предлагаемых энергосберегающих технологий и инженерного оборудования. Некоторые из фирм-поставщиков разрабатывают расчетные компьютерные программы на свою технологию и оборудование, но как правило проектировщикам требуются универсальные программы для многовариантной экономически обоснованной оценки принимаемых конструктивных решений. В последнее десятилетие отсутствуют государственные программы поддержки разработок программных средств. Разработчикам приходится самостоятельно изыскивать финансовые ресурсы на совершенствование программ, в т.ч. для включения новых требований нормативной документации, развития библиотек по новым материалам и оборудованию. Проектным организациям необходимо использовать постоянно развивающиеся программные комплексы с учетом новых методов и рекомендаций, которые осуществляют многовариантные расчеты, предоставляют дружественный интерфейс и содержат информационную базу по нормативам, технологиям, методикам расчета. Это позволит проектным организациям сократить сроки проектирования разработки градостроительной документации и в т.ч. обеспечить гражданам благоприятную среду жизнедеятельности, соблюдение требований безопасности и охраны окружающей среды. Результатырасчетов, содержащие протокольные отчеты со ссылками на нормы, пункты, формулы строительных норм и правил, позволяют не только оценить конструктивные решения, но и вести переговоры с заказчиком, инвестором, экспертизой. При этом требуется информация не только по возможностям программ, но и результаты по их использованию в реальных проектах в различных регионах России: с какого периода выполнялись расчеты с помощью каждой программы, какие выполнены исследования и решены с их помощью проблемы в жилых и общественных зданиях и сооружениях. Мы провели анализ нормативных требований, реализованных в постоянно развивающихся программах сертифицированного пакета «ИНЖ-ТВ» (сертификат соответствия №РОСС RU.СП 11.Н00175 Госстандарта России), которые в т.ч. решают следующие задачи: ❏Выбор ограждающих конструкций зданий и сооружений на основании расчетов теплотехнических характеристик, балансов теплых чердаков и подвалов — программа «РОК». ❏Разработка раздела «Энергоэффективность» с расчетом «Энергетического паспорта» — программа «Энергопаспорт». ❏Расчеты потерь тепла, теплогидравлические расчеты системы отопления— программы «СИНС», «HYDRO», «Клапан». ❏Расчеты при проектировании защиты от шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории городов — программа «SHUM». ❏Расчет систем приточной (подпорной) и вытяжной (дымоудаление) вентиляции для раздела противодымной защиты при пожаре — программа «Дым». ❏Аэродинамические расчеты систем приточной и вытяжной вентиляции— программа «SVENT», которая позволяет подобрать наиболее экономичное оборудование. ФГУП ЦПС определил целью проведения последних сертификационных испытаний программ пакета «ИНЖ-ТВ» (на дату выдачи сертификата соответствия, июль 2005 г.) ихидентификацию как программной продукции и проверку соответствия выполнения расчетов и представления результатов требованиям следующих нормативных документов: ❏СНиП 41-01–2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»; ❏СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий»; ❏СНиП 23-03–2003 «Защита от шума»; ❏СНиП 31-01–2003 «Здания жилые многоквартирные»; ❏СНиП 31-02–2001 «Дома жилые одноквартирные»; ❏СП 23-101–2004 «Проектирование тепловой защиты зданий». В настоящее время программы версии 2005 г. используются в реальных проектах жилых и общественных зданий в ЗАО «Удмуртгражданпроект». Верификация версий программного пакета показывает не только достоверность результатов вычислений, но и большие возможности программ — как обучающих, экспертных, содержащих полную нормативно-информационную базу по соответствующим строительным нормам и правилам, наличие протокольных отчетов со ссылками на нормативы и оценкой соответствия принятых конструктивных решений требованиям соответствующих редакций СНиП. Дружественный интерфейс ввода и редактирования конструкции и параметров расчета позволяет пользователю быстро освоить работу с программой. При этом необходимо отметить, что кроме освоения работы по вводу исходных данных в программе, необходимы знания конструирования и опыт работы. Современные программы выполняют расчет за секунды и предоставляют информацию для дальнейшего конструктивного анализа. Рассмотрим основные нормативные изменения в сфере энергосбережения зданий и сооружений, которые реализованы в версиях программ «РОК» и «Энергопаспорт». Изменения №3 к СНиП II-3–79* «Строительная теплотехника» определили предписывающий выбор уровня теплозащиты ограждающих конструкций. Ограждающие конструкции требовалось применять по второму этапу для зданий, строительство которых начинается с 1 января 2000 г., что повлекло за собой значительное увеличение стоимости капитальных затрат. Территориальные строительные нормы по энергосбережению (ТСН), разработанные на региональном уровне, дополнительно к предписывающему ввели потребительский подход к выбору ограждающих конструкций, нормируемые значения удельного расхода тепловой энергии для различных зданий и расчет теплоэнергетического паспорта. В СП 23-101–2000, разработанном в дополнение к СНиП II-3–79*, также приведен расчет теплоэнергетического паспорта. СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий» разработан взамен СНиП II-3–79* «Строительная теплотехника» и, по нашему мнению, не внес изменения в расчеты приведенного сопротивления теплопередаче, паропроницания, воздухопроницания и теплоустойчивости. В новом СНиП 23-02–2003 отсутствуют некоторые формулы и методики, указанные ранее в старом СНиП. По сравнению с СП 23-101–2000 в нем была уточнена и дополнена методика расчета теплоэнергетического паспорта. Согласно СНиП 23-02–2003 (п. 5.1) установлены три показателя тепловой защиты здания: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных элементов ограждающих конструкций здания (предписывающий подход согласно ТСН); б) санитарно-гигиенический показатель, включающий температурный перепад между температурами внутреннего воздуха и на поверхности ограждающих конструкций и температуру на внутренней поверхности выше температуры точки росы; в) удельный расход тепловой энергии на отопление здания, позволяющий варьировать величинами теплозащитных свойств различных видов ограждающих конструкций зданий с учетом объемнопланировочных решений здания и выбора систем поддержания микроклимата для достижения нормируемого значения этого показателя (потребительский подход согласно ТСН). Требования тепловой защиты здания будут выполнены, если в жилых и общественных зданиях будут соблюдены требования показателей подпунктов «а» и «б» (предписывающий подход) или «б» и «в» (потребительский подход). В СНиП 23-02–2003 были введены нормируемые значения удельного расхода тепловой энергии для различных зданий, а также несколько дополнен ряд таблиц, содержащихся в СНиП II-3–79* и СП 23-101–2000. В апреле 2005 г. вышел из печати СП 23-101–2004, который введен в действие с 1 июня 2004 г. и включает в себя раздел «Энергоэффективность», состоящий из пояснительной записки и энергетического паспорта. Основное отличие СНиП 23-02–2003 и СП 23-101–2004 по сравнению с ТСН заключается в расчете энергетического паспорта, где энергетические показатели расхода тепла системами отопления и теплоснабжения, вентиляции определяются по укрупненным конструктивным характеристикам этих систем. Программа «РОК» (версия 2005 г.) предназначена для выполнения всех расчетов согласно требованиям СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий» и СП 23-101–2004 «Проектирование тепловой защиты зданий». Программа «РОК» (версия 2003 г.) предназначена для выполнения всех расчетов согласно требованиям СНиП II-3–79* «Строительная теплотехника» и СП 23-101–2000 «Проектирование тепловой защиты зданий». Программа «РОК» (версия 2005 г.) позволяет рассчитать следующие характеристики исследуемой конструкции: ❏температурное поле в изотермах (линиях равных температур) с определением температуры в любой точке конструкции; ❏поле относительной влажности в порах материалов (оценочный расчет) с определением факта накопления влаги и оценкой зон накопления влаги; ❏средние температуры внутренней и наружной поверхностей ограждающей конструкции; ❏сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции (определяемое, как и на основании расчета температурного поля, так и обычным способом); ❏приведенное сопротивление теплопередаче; ❏зоны возможной конденсации (определение температуры точки росы); ❏показатель теплоустойчивости конструкции (для теплого периода года); ❏показатель теплоусвоения поверхности пола; ❏расчетное и нормативное сопротивление воздухопроницанию (светопрозрачных и несветопрозрачных конструкций); ❏расчетное и нормативное сопротивление паропроницанию (ограждающих конструкций и чердаков); ❏коэффициент теплотехнической однородности ρ; ❏балансы теплых чердаков и подвалов; По программе «РОК» выполняются расчеты ограждающих конструкций в различных регионах России и стран ближнего зарубежья с 1998 г., в т.ч. анализ и исследования проблемных ограждающих конструкций. Программа «Энергопаспорт» разработана для нового раздела «Энергоэффективность» и включает в себя расчет теплоэнергетического паспорта и автоматически формирует пояснительную записку раздела. Протокольные отчеты расчетов ограждающих конструкций, выполненные по программе «РОК», прилагаются к пояснительной записке. Анализ выполненных энергетических паспортов 5–10-этажных жилых домов для Удмуртской Республики показал, что при потребительском подходе выбор теплозащитных свойств здания удовлетворяет требованиям СНиП 23-02–2003 по нормируемым удельным расходам тепловой энергии на отопление зданий, если ограждающие конструкции не ниже 1-го этапа ранее существующего СНиП II-3–79*. При этом необходимо наличие всего комплекта автоматики: на нагревательных приборах, стояках, в ИТП. Возникли сложности в выполнении требований СНиП при расчете энергетических показателей для 1–3-этажных жилых домов площадью 150 м2 и более. Проведенный сравнительный анализ характеристик требуемого удельного расхода по нормативам СНиП 23-02–2003, ТСН 23-345–2003 УР, МГСН 2.01–99 подтвердил расхождения в показателях для 1–3-этажных жилых домов. По нашему мнению, необходимо увеличить эти показатели в СНиП 23-02–2003. Расчет энергетического паспорта по СНиП 23-02–2003 и СП 23-101–2004 можно выполнять на стадии согласования планировочных решений и технических условий на строительные конструкции и инженерное оборудование, т.к. энергетические показатели расхода тепла системами отопления и теплоснабжения, вентиляции определяются по укрупненным конструктивным характеристикам этих систем. Предоставляется возможность уже в начальной стадии проектирования оценить несколько вариантов конструктивных решений ограждающих конструкций и систем отопления, теплоснабжения и вентиляции с точки зрения решения проблем энергосбережения. Программы «СИНС», «HYDRO», «Клапан» Расчеты потерь тепла зданием по программе «СИНС» позволяют выполнить точные расчеты для любых типов зданий до 22 этажей. При изменении расчетных показателей ограждающих конструкций программа осуществляет пересчет с минимальными затратами по времени у проектировщика, что очень актуально при корректировке ранее выполненных проектов. Теплогидравлические расчеты всех конструктивных типов систем отопления по программе «HYDRO» и «Клапан» позволяют оценить одновременно несколько типов регулирующей арматуры, разные типы нагревательных приборов с различными конструктивными решениями по одним и тем же исходным данным. Программа решает прямую и обратную задачу, что крайне необходимо при реконструкции систем отопления и оценке проблемных систем отопления. Базы нагревательных приборов открыты для пополнения и корректировки. Все базы энергосберегающего оборудования по техническим характеристикам согласованы с фирмами-производителями, отечественными и зарубежными. По программам «СИНС», «HYDRO» выполняются расчеты для жилых и общественных зданий в различных регионахРоссии и стран ближнего зарубежья с 1993 г. Для 9–10-этажных жилых домов выполненный анализ сметной стоимости показал, что не происходит ее увеличения при переходе к поквартирным двухтрубным системам отопления от однотрубных с вертикальными стояками. В этом случае уменьшается количество нагревательных приборов и увеличивается общая протяженность трубопроводов. В то же время заказчики и подрядчики в основном отказываются от двухтрубных поквартирных систем отопления в жилых домах несмотря на то, что эти системы наиболее эффективны с точки зрения энергосбережения. В последние годы очень актуальна проблема обеспечения нормативных уровней шума в жилых и общественных зданиях, что связано, в том числе, с увеличением используемой бытовой техники и обеспечения климат-контроля. Данную проблему необходимо решать в комплексе для инженерных и технологических систем, помещений и территорий. Программа «SHUM» Выполняются расчеты при проектировании защиты от шума, для обеспечения допустимого звукового давления и уровней звука в помещениях, на рабочих местах, в производственных и вспомогательных зданиях и на площадках промышленных предприятий, в помещениях жилых и общественных зданий, а также на селитебной территории городов и других населенных пунктов, звукоизоляции ограждающих конструкций. Программа «SHUM» (версия 2005 г.) предназначена для выполнения всех расчетов согласно требованиям СНиП 23-03–2003 «Защита от шума» и СП 23-103–2003 «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий». В СНиП 23-03-2003 отсутствуют некоторые формулы и методики, указанныеранее в СНиП II-12–77 «Защита от шума». В этом случае в программе используются формулы и методики СНиП II-12–77. Программа «SHUM» (версия 2003 г.) предназначена для выполнения всех расчетов согласно требованиям СНиП II-12–77 «Защита от шума» и СН 2.2.4/ 2.1.8.562–96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы». В СП 23-103–2003 были существенно уточнены и расширены методики расчета звукоизоляции ограждающих конструкций. В СНиП 23-03–2003 были изменены: Нормативные требования по уровням шума в жилых и общественных зданиях в зависимости от категории «А», «Б» или «В». Были также частично изменены нормы для промышленных зданий. Постоянная помещения B стала рассчитываться по характеристикам звукопоглощения ограждающих поверхностей помещения. Раньше величина B определялась по геометрическим параметрам помещения, типу мебели и количеству людей в помещении. В формулах расчета октавных уровней звукового давления в расчетных точках внутри помещения для учета нарушения диффузности звукового поля вместо коэффициента y стал использоваться коэффициент k. Коэффициент k теперь определяется в зависимости от среднего коэффициента звукопоглощения. Коэффициент же ψраньше определялся в зависимости от геометрических параметров помещения. По своей сути, расчетные формулы октавных уровней звукового давления не изменились, если считать, что ψ= k. Изменился вид формулы расчета октавных уровней звукового давления, создаваемого шумом, прошедшим в помещение через преграду. В старом СНиП вместо этой формулы следовало последовательно использовать две формулы: для расчета звуковой мощности, прошедшей через преграду, и для расчета звукового давления, создаваемого прошедшей звуковой мощностью. Суть же расчета (его смысл и результаты) при этом не изменились, за тем исключением, что была отменена поправка 6 дБ на случай падения звуковых волн на преграду из атмосферы. Октавные уровни звукового давления на территории от источника шума, у которого заданы октавные уровни звуковой мощности, теперь считаются по-разному, для точечных и для протяженных источников. Раньше была одна общая формула. Разница в результатах для точечных источников составляет 5 дБ на расстоянии 10 м и 10 дБ на расстоянии 100 м, что очень существенно для расчетов шума на территории. Появилась отдельная формула для расчета эквивалентных и максимальных уровней шума, создаваемого транспортом и проникающего в помещение через наружное ограждение. Появился новый раздел «Акустика залов». В СНиП 23-03–2003 отсутствует раздел с описанием расчета распространения шума по сетям воздуховодов или каналов. Отсутствуют также формулы расчета распространения на территории шума, у которого заданы не октавные уровни звуковой мощности, а эквивалентные и максимальные уровни шума. Отсутствуют формулы расчета учета влияния на распространение шума экранов и зеленых насаждений на территориях. В программе «SHUM» (версия 2005 г.) производится расчет распространения звуковой мощности по сети каналов и воздуховодов, учитывается снижение октавных уровней звуковой мощности в прямых участках воздуховодов, в поворотах, при изменении поперечного сечения, в разветвлениях, в результате отражения звука от открытого конца воздуховода или решетки. Учитывается влияние глушителей, установленных на источниках шума и участках каналов воздуховодов. Источниками шума в сети могут быть как вентиляторы, кондиционеры и др. инженерно-технологическое оборудование, так и шум, проникающий в сеть через отверстия решетки из помещений и территорий. Для помещений и территорий производится расчет уровней звукового давления в расчетных точках, с учетом шума: ❏внутренних источников; ❏проникающего в помещение через преграду (в т.ч. через сложные преграды); ❏излучаемого через стенки каналов и воздуховодов; ❏проникающего в помещение из отверстий каналов и решеток; ❏фонового шума. Рассчитываются октавные уровни звукового давления и уровни звука (как суммарное воздействие, так и воздействие от каждого источника шума). Учитываются геометрические характеристики помещений, а также облицовка и штучные звукопоглотители. Для территорий учитывается экранирование, застройка, зеленые насаждения. Реализован расчет звукоизоляции ограждающих конструкций. Также рассчитываются кольцевые пути распространения шума. Графический редактор в стадии опытной эксплуатации. Для расчетов программой используются данные о системах инженерных сетей и список помещений и территорий с полной детализацией, в т.ч. преграды на путях распространения шума, экраны и зеленые насаждения, фоновый шум, источники шума, расчетные точки и тому подобное. При вводе информации в окнах диалогов показываются нормативные ссылки на соответствующие разделы СНиП и СП, есть редакторы для дополнительных расчетов. По программе «SHUM» выполняются расчеты с 2003 г., в т.ч. анализ и исследование проблемных помещений. Программа «Дым» Противодымная защита при пожаре рассчитывается для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара, возникшего в одном из помещений. СНиП 41-01–2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»; СНиП 31-01–2003 «Здания жилые многоквартирные»; СНиП 31-02–2001 «Дома жилые одноквартирные» содержат требования по конструктивным решениям и не содержат методик расчетов. СНиП 2.04.05–91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и Пособия к нему 4.91; 14.91; 15.91 содержат требования по конструктивным решениям и методики расчетов: ❏вытяжная вентиляция (дымоудаление) — коридоры и холлы, помещения, стоянки легковых автомобилей; ❏приточная вентиляция (подпор)— незадымляемые лестничные клетки, лифтовые шахты, тамбуры — шлюзы, стоянки легковых автомобилей. Расчет систем приточной (подпорной) и вытяжной (дымоудаление) аварийной противодымной вентиляции для раздела противодымной защиты при пожаре. «Дым» (версия 2005 г.) разработана в развитие программы под Windows «Дым» (версия 2003 г.) и под DOS «Дым» (версии 1992 г.). Электронная нормативная справка содержит информацию по действующим нормативным материалам и может быть полезной архитекторам, конструкторам, технологам для оценки планировочных решений. Программа «Дым» позволяет рассчитать воздухообмены для жилых и общественных зданий систем приточной (подпорной) и вытяжной (дымоудаление) вентиляции всех вариантов конструктивных решений Пособий 4.91; 14.91; 15.91 к СНиП 2.04.05–91 и выбрать наиболее рациональные конструктивные решения. По программе «Дым» выполняются расчеты в различных регионах России и стран ближнего зарубежья с 1992 г. За этот период не было обновлений методик расчета и очень сложно принимать решения по вентиляции дымоудаления для многофункциональных зданий, подземных стоянок, зданий с эркерами, торговых и развлекательных центров. По нашему мнению, крайне необходима разработка новых пособийпо расчетам дымоудаления, т.к. эти системы обеспечивают безопасность людей при пожаре. Проведенный анализ нормативных требований, реализованных в программах сертифицированного пакета «ИНЖ-ТВ» (сертификат соответствия №РОСС RU.СП11.Н00175 Госстандарта России), и результатов расчетов, выполненных по этим программам, отражает сложившееся на сегодняшний день обстоятельство о необходимости выполнения требований существующих нормативных документов и методик до тех пор, пока не будут созданы технические регламенты с сопутствующими нормативными документами, содержащими новые методики расчета. Бесспорно, что требования принятыхдо 1 июля 2003 г. СНиП, обеспечивающих право на благоприятную среду жизнедеятельности, охрану здоровья людей, сокращения расхода топливно-энергетических ресурсов, надежность зданий и сооружений и их инженерных систем, до сих пор обязательны к исполнению. При этом следуют отметить, что СНиП и СП, вышедшие из печати после 1 июля 2003 г. и которые Минюст России не зарегистрировал, содержат дополнительную информацию по конструированию, методикам расчета, устанавливают признанные и оправдавшие себя на практике положения. Но некоторые формулы и методики, указанные ранее, отсутствуют. Поэтому при разработке и развитии программных средств рекомендуется использовать комплексный подход в реализации требований и методик СНиП и СП. По нашему мнению, следует придерживаться требований и методик новой редакции СНиП и СП, но при отсутствии указанных ранее формул и методик реализовывать ихпо старым редакциям. Проектным организациям необходимо использовать постоянно развивающиеся программные комплексы с учетом новых методов и рекомендаций, которые осуществляют необходимые многовариантные расчеты для экономически обоснованной оценки принимаемых конструктивных решений. По нашему мнению, следует создать на региональном уровне советы по рассмотрению и принятию единых правил по решению технических проблем в рамках единых требований выполнений норм для всех участников строительства: инвесторов, проектировщиков, монтажников, эксплуатации, в том числе экспертизы.
Проблемы проектирования, связанные с законом «О техническом регулировании», и пути их решения
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2005
Rubric:
Тэги:
Обеспечение гражданам благоприятной среды жизнедеятельности, соблюдение требований безопасности и охраны окружающей среды — основные условия для разрабатываемой градостроительной документации. Сложившаяся система в 80-е гг. прошлого века, сотрудничество центральных научно-исследовательских институтов и институтов гражданского проектирования позволяли осуществлять комплексный подход к решению градостроительных проблем.