В последнее время очень активно стали обсуждаться вопросы поквартирного учета. Не касаясь общих вопросов водоучета, хотелось бы затронуть проблему поверки квартирных водосчетчиков. Серьезные дискуссии, которые сейчас развернулись на семинарах и конференциях, в журнальных и газетных публикациях, в Интернете, касаются необходимости поверки этих приборов. Здесь преобладают две диаметрально противоположные точки зрения: первая — квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; вторая — квартирные водосчетчики поверять не нужно вообще.
Иных вариантов в спорах нет. Массовому потребителю, купившему изделие с паспортным сроком службы 8–10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он должен раз в четыре года демонтировать это изделие и отнести его в некую непонятную ему организацию для проведения неких непонятных ему процедур. И при этом еще заплатить сумму, соизмеримую со стоимостью этого изделия.
Техническая (метрологическая) квалификация массового потребителя существенно отличается от квалификации сотрудника поверочной лаборатории, и пытаться объяснить потребителю необходимость проведения поверки квартирного водосчетчика — бессмысленная задача. Кроме того, поверка подразумевает только лишь определение соответствия или несоответствия водосчетчика приписанным ему характеристикам.
При существующем сегодня качестве водосчетчиков значительное их количество при поверке признается непригодными. По информации из разных источников, поверку не проходит большинство приборов. Так, по данным [1–3] выясняется, что 60–80 % сданных в поверку квартирных водосчетчиков признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому попытки организации поверки квартирных водосчетчиков всегда (или, по крайней мере, в обозримом будущем) будет встречать сопротивление их владельцев.
Тот факт, что поверку не проходит значительная доля из общего объема водосчетчиков, породил и другую точку зрения — водосчетчики поверять вообще не нужно, процедура поверки — перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водосчетчиков. То есть, приборы после окончания межповерочного интервала нужно заменять на новые — такой вариант для потребителя наиболее выгоден. А предприятия, проводящие поверку, заинтересованы в максимальном объеме поверочных работ.
Поэтому их позиция состоит в том, что поверка обязательна, и никакие иные аргументы просто не рассматриваются. В настоящее время сложились две крайние позиции: или «за поверку», или «против поверки». В чем же причина сложившейся ситуации? Почему поставленные в квартирах водосчетчики в основной массе не проходят поверку? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низкое качество приборов, изготовители приборов — на низкое качество водопроводной воды.
И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд причин, из-за которых возникают проблемы. В целом по месту их происхождения можно разделить на следующие группы.
1-я группа – производство приборов
При подготовке производства изготовитель разрабатывает прибор, выпускает опытную партию, проводит испытания для целей утверждения типа, получает сертификат на прибор, лицензию на право производства. Изделия опытной партии хорошо подготовлены к испытаниям, и весь процесс заканчивается успешным получением лицензии.
При организации серийного производства для снижения отпускных цен изготовители в ряде случаев начинают использовать более дешевое сырье и комплектующие, обычно без входного контроля их качества, в результате качество приборов серийного производства в худшую сторону отличается от качества приборов опытной партии. В некоторых случаях производители переходят на «отверточную» сборку из комплектующих с неизвестными характеристиками.
Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с маркировкой известных мировых производителей, со стоимостью на десятки процентов меньшей стоимости легальной продукции. В последнее время в интернет-рассылках появились предложения о возможности организации за рубежом производства приборов «под заказ» с логотипом заказчика или логотипами третьих фирм.
2-я группа – транспортировка, хранение и сбыт
Транспортировка автотранспортом, хранение в неотапливаемых складах, продажа на открытых рынках в зимнее время при температуре –20…–30 °C приводит к растрескиванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показаний. Например, отрицательное воздействие температурных перепадов на показания приборов весьма существенно и даже используется отдельными квартировладельцами, которые перед монтажом прибора поочередно несколько раз помещают его на несколько часов в морозильную камеру холодильника и на горячую батарею отопления.
3-я группа – эксплуатация приборов
Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам на водопроводную воду [4]. Несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта приводит к ускоренному износу приборов. Получается, что водосчетчики, предназначенные в соответствии с требованиями своей нормативной документации для измерения объема питьевой воды по ГОСТ Р 51232–98, используются для измерения некой субстанции, которая питьевой водой в большинстве случаев не является.
Кроме того, в системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирования давления. В ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается воздействию повышенного давления, в утренние и вечерние часы давление резко падает из-за роста потребления воды. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ускоренному износу (существование таких перепадов подтверждается тем простым фактом, что течи во внутридомовых сантехнических соединениях возникают, как правило, в ночное время).
Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и негодными можно только тогда, когда будут приняты меры по устранению вышеуказанных причин на всех этапах — от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в организационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации.
Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуации, то, по [5], «…органы государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их применения…».
В соответствии с этим органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межповерочные интервалы водосчетчиков. В случае с водосчетчиками — корректировать межповерочный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результаты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции.
При этом массовый охват поверкой всех 100 % существующего парка приборов необязателен. Документ Ростехрегулирования [6] позволяет по разработанной методике проводить выборочную поверку однотипных приборов, на основании результатов которой делать выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа.
Итак, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после завершения межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка, а обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ (Центрами стандартизации и метрологии).