Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Опыт реконструкции котельной завода Bosch в городе Энгельс

12491 0
Опубликовано в журнале СОК №4 | 2015

В 1996-м году группа компаний Bosch открыла своё первое российское производство в городе Энгельсе Саратовской области. Модернизация местного завода автотракторных свечей позволила ей организовать выпуск современных автокомпонентов, а затем и электроинструментов.

Опыт реконструкции котельной завода Bosch в городе Энгельс. 4/2015. Фото 1

Жаротрубный котёл Buderus Logano S825 LN

Опыт реконструкции котельной завода Bosch в городе Энгельс. 4/2015. Фото 2

Административное здание заводского комплекса Bosch

Опыт реконструкции котельной завода Bosch в городе Энгельс. 4/2015. Фото 3

Промышленный водогрейный котёл Bosch Unimat UT-L, производство — Россия

В 2013-м году производственная площадь заводского комплекса Bosch достигла 33 тыс. м2, а штат превысил полторы тысячи человек. В том же году здесь было запущено строительство нового производства площадью 8 тыс. м2 по выпуску промышленных и бытовых газовых котлов под марками Bosch и Buderus. Территорию, на которой располагались административный корпус, телефонная станция и производственная площадь, обслуживала старая газовая котельная, построенная ещё в 1970-е годы.

Проект реконструкции котельной

Предстоящий ввод в строй новых производственных мощностей привёл к необходимости реконструкции котельной. Изначально проект котельной предусматривал три водотрубных котла ДЕВ-10- 14ГМ-0 мощностью 7,6 МВт каждый. Таким образом, суммарная тепловая мощность, заложенная при проектировании, составляла 22,8 МВт. Два котла работали круглогодично, один использовался в периоды пиковых нагрузок, при этом текущие показатели операционных затрат заметно превышали требуемые уровни. Вследствие высокой степени износа оборудования и значительного уровня эксплуатационных расходов, в июле 2013-го года было принято решение о реконструкции котельной.

Проект реконструкции был разработан в Германии и на первом этапе реализации предусматривал работы по повышению энергоэффективности зданий производственного комплекса, модернизацию теплотрассы, вывод из эксплуатации двух котлов ДЕВ и установку жаротрубного котла Buderus Logano S825 LN мощностью 8 МВт.

Проект реконструкции на первом этапе реализации предусматривал работы по повышению энергоэффективности зданий производственного комплекса, модернизацию теплотрассы, вывод из эксплуатации двух котлов ДЕВ и установку жаротрубного котла Buderus Logano S825 LN

Buderus Logano S825L (с 2014-го года это Bosch Unimat UT-L) — это стальные жаротрубные трёхходовые водогрейные котлы мощностного диапазона 75019 200 кВт. Благодаря технике трёхходового прохождения продуктов сгорания достигается высокая степень теплопередачи. Симметричное расположение вокруг топочной камеры дополнительных поверхностей нагрева делает возможной компактную конструкцию котла, что означает их сравнительно небольшой вес и габаритные размеры. Интуитивно понятное и удобное управление, универсальность, быстрый монтаж и пуск в эксплуатацию, простота технического обслуживания — основные преимущества данных котлов. Котёл не требует дополнительного фундамента, так как имеет в основании раму из швеллера. Блочная конструкция котла и дополнительного оборудования делают их универсальными в применении.

Обозначение LN в наименовании обозначает исполнение котла с пониженным уровнем шума и выбросов вредных веществ. Потери с лучистым теплом сведены к минимуму вследствие компактной цилиндрической конструкции, надёжной теплоизоляции и обшивке из алюминиевого листа. Благодаря встроенному инжектору, равномерно распределяющему температуру, котёл показывает высокую эксплуатационную надёжность. Котёл способен работать на газовом или дизельном топливе, совместим со всеми дизельными и газовыми вентиляторными горелками по EN 267 и EN 676 или горелками, имеющими знак CE. Дополнительное оснащение котла конденсационным теплообменником уходящих газов даёт возможность эксплуатации оборудования в конденсационном режиме.

В ходе работ по реконструкции заводской котельной один старый котёл ДЕВ был законсервирован, второй — демонтирован. На его место был установлен новый Buderus Logano. Благодаря произведённым работам по увеличению энергоэффективности комплекса, одного этого котла стало достаточно для обеспечения потребности завода на протяжении 80 % отопительного периода. В случае необходимости, при возникновении пиковых нагрузок, подключается оставшийся действующий котёл ДЕВ.

Проект включал в себя комплекс передовых решений, в частности, установку современной системы автоматизации управления Logamatic 4321, экономайзера, а также расширенной топки с пониженным уровнем выбросов углекислого газа (модификация котла LN). Также были внедрены системы автоматического кислородного и частотного регулирования.

Полученные результаты и дальнейшие перспективы

Реконструированная котельная бесперебойно эксплуатируется уже на протяжении полутора лет, успешно справившись с дополнительной нагрузкой, возникшей после запуска производства «Бош Отопительные Системы» в июле 2014-го года. Благодаря реализации первого этапа проекта реконструкции было получено существенное улучшение производственно-экономических показателей котельной. В частности, был осуществлён номинальный прирост единичной мощности котла на 5,8 % — с 7,6 до 8 МВт при общем снижении эксплуатационных затрат. При этом расход газа снизился на 15 % — с 1,59 до 1,35 м3, расход электроэнергии, идущей на питание вентиляторов и насосов, — на 42 %, со 148 тыс. до 85 тыс. кВт-ч/год. Наконец, существенно сократились расходы на обслуживающий персонал. До реконструкции котельную обслуживал штат из шести операторов, на сегодняшний день достаточно всего двоих. С переходом на автоматику значительно возросло удобство управления котельной.

Также немаловажно отметить экологичность предложенного решения — выбросы углекислого газа на новой установке снизились на 15 %.

Суммарные инвестиции в проект составили € 163 тыс., чуть больше половины из них — это стоимость котла, дополнительное оборудование обошлось в € 58 тыс., монтаж — в € 20 тыс. При этом реализация проекта позволила достичь совокупного снижения затрат за отопительный сезон на 16 % — с 7,6 до 6,4 млн рублей. Из них 2/3 — это снижение затрат на персонал, 1/3 — экономия энергоресурсов. При расчётном сроке окупаемости в 1,8 года подобная динамика позволяет проекту полностью окупить себя уже в течение следующих нескольких месяцев.

Полученные результаты позволяют говорить о перспективности реализации второго этапа реконструкции котельной. Данный этап предусматривает демонтаж оставшихся двух котлов ДЕВ и установку второго аналогичного котла Bosch Unimat UT-L местного производства, а также строительство энергоцентра собственной генерации на базе двух газопоршневых установок Bosch электрической мощностью 854 и 400 кВт. Среди основных причин создания собственного энергоцентра можно выделить необходимость в надёжном и бесперебойном энергоснабжении, повышение сетевого тарифа на электроэнергию, а также требование страховой компании о приобретении второго (резервного) трансформатора для собственных нужд 110/6 кВ, стоимость приобретения и затраты на подключение которого соизмеримы с инвестициями в энергоцентр собственной генерации. Снимаемое с рубашек охлаждения двигателя, а также с теплообменников отходящих газов тепло в виде горячей воды с температурным графиком 103/70 °С будет подаваться непосредственно в сеть предприятия, что существенным образом повысит энергоэффективность всей котельной.

Стоит отметить, что опыт Bosch по реализации собственных проектов не ограничивается котельной в Энгельсе. Так, летом 2014-го года центральный офис компании «Бош Термотехника» переехал в новый комплекс зданий в Химках общей площадью 57 тыс. м2, который состоит из офисных помещений, сервисного и учебного центра, а также парковочных мест. Комплекс оборудован крышной котельной мощностью 10 МВт, в которой также использовались решения и технологии Bosch. Котельная оснащена полным комплексом технологий энергоэффективности, в том числе конденсационными теплообменниками и котлом с расширенной топкой.

Для компании данный проект является настоящей визитной карточкой, демонстрирующей новейшие технологии в действии.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message