«AntiSmog — это проект-паразит», — с такого хлесткого заявления начинается описание нового изобретения бельгийского архитектора Винсана Каллебо. Ну, это, конечно, слишком сильно сказано! Единственное, на чем будет паразитировать «Антисмог», так это на Petite Ceinture — есть в Париже такая железнодорожная ветка, которая уже давно не действует. Судьба этой линии в чем-то схожа с судьбой манхэттенской железки. И там, и тут все время находятся энтузиасты, стремящиеся ее как-то переделать на художественный или утилитарный лад — лишь бы ее не уничтожали. Каллебо захотел взять для своего творчества только один кусочек дороги — в том месте, где она проходит над каналом Урк по укрепленному мосту, который Винсан придумал преобразовать в зону для отдыха. Но не только. Долго и детально рассказывает архитектор, чем опасны городские выхлопы для человеческого здоровья и самочувствия, а также для окружающей среды. Он старается всеми силами убедить всех в том, что исключительно эту часть города обязательно надо преобразовать в своего рода фильтр для атмосферы так полюбившегося ему Парижа. Каллебо хочет это сделать с помощью внедрения в конструкцию некоторых технологических инноваций (большей частью давно известных). Ведь всяческие выбросы ужасно вредны: их вещества усиливают аллергию, вызывают мутации и делают много другой гадости. Кое-где из-за этого людям даже кислород дают — за вредность. Как, неужели экологомедицинские доводы вас не убедили? Что ж, не беда! На случай спора с особенно упертым собеседником Винсан запасся еще тремя, нет, четырьмя аргументами. Все придумано очень хитро. Господин Каллебо решил «спроецировать» AntiSmog на три «координатные оси», т.к. этот проект к ним очень подходит. Итак, первый аргумент — это «OX» («икс»). По этой оси в представлении Каллебо растянулся Урк — искусственный канал, который французы сделали для снабжения города питьевой водой и корабельной навигации. Координатная ось «OY» («игрек»), на которую проецируется «городской вектор» (так скромно Каллебо называет свой проект) — это уже упомянутый мост. Ибо действовал он еще с 1862 г. (а неплохо бельгийцы знают историю Парижа), поэтому имеет особую ценность. С «OZ» («зет») архитектор вообще классно выкрутился. В качестве этой оси архитектор выбрал станцию теплоснабжения, стоящую нынче на берегу канала. Этот комплекс, принадлежащий компании Parisienne de Chauffage Urbain (CPCU), согласно плану развития города, скоро будет снесен, а на его месте будут жилые дома и большой сад.CPCU известна тем, что еще в прошлом веке занималась модернизацией теплостанций, «научив» их комбинированному производству электричества и тепловой энергии, сжиганию отходов и прочим делам. Короче говоря, этот экологический имидж станции (она же ось проекции) добавляет некоторого символизма «Антисмогу».Вообще, «осью» служит не сама теплостанция, а явно ее труба. Но это не важно. Правда, можно было бы с этой ТЭЦ поступить как в Великобритании — сделать шикарным монументом. И последний аргумент под названием «XYZ» — просто убийственный, сложносоставной, звучит крайне необычно. Дело ведь в чем? AntiSmog находится в сердце этих трех направлений, объясняет Каллебо. И состоит из двух построек, каждая из которых производит больше энергии, чем потребляет. Ишь ты! Одна часть «Антисмога» называется поэтично, хотя и поанглийски, — Solar Drop, т.е. «Солнечная капля». Это такая крупная штуковина, которая должна быть установлена на мосту. На крыше у нее есть место для установки солнечных батарей общей площадью 250 м2. Вся конструкция покрыта оксидом титана. На него Каллебо возлагает большие надежды, ибо уверен в том, что это вещество под действием ультрафиолетовых лучей будет замечательно очищать воздух. И вообще, будут использоваться специальные материалы, благодаря которым поверхность здания будет сама очищаться от загрязнений — в частности от смога. Вдобавок к этим и некоторым другим экологическим наворотам на крыше еще будет разбит садик, который, естественно, будет очищать воздух. Попасть в Solar Drop можно с трех точек — с двух сторон моста, а также из соседней конструкции, входящей в антисмоговый комплекс. Вторая часть называется непоэтично — Wind Tower — «Ветровая башня». Внутри нее — длинная галерея, закручивающаяся в спираль, поднимающуюся на 45 м. В сечении башня имеет эллиптическую форму и будет поворачиваться под действием ветра. Снаружи конструкция закрыта решетчатым каркасом и, как полагается, на ней будет произрастать все та же «очищающая растительность». Вдобавок ко всему на ней установят ветряки, которые будут снабжать то ли башню, то ли город дармовой энергией из воздуха. Как заключает автор проекта, AntiSmog — это поучительный пример экологического эксперимента. Но, как гласит древняя мудрость, мечтать совершенно не вредно. Ведь вряд ли кто-то разрешит ему строить такое в Париже. Ну и что с того? Мечтать так мечтать! Винсан Каллебо напридумывал много других архитектурных построек — очень красивых. А в 2007 г. он обнародовал как минимум еще два проекта с тем же экологическим уклоном. «Ароматные джунгли» — такое бесхитростное название дал архитектор проекту экодизайна для Гонконга. Эта выдумка тоже, так сказать, составная. Джунгли — потому что опять будут высокие башни на берегу моря и опять обросшие зеленью, очищающие воздух. А ароматные — из-за садов с цветами, деревьями и иными кустами, которые, видимо, обязательно должны благоухать. Но пахучие джунгли — это еще полбеды. Наверное, почуяв, что застроить гонконгское побережье аморфными башнями тоже никто не даст, Винсан на всякий случай разродился еще одним проектом. Таким, который, видимо, по мнению архитектора, будет самым надежным и максимально соблазнительным вариантом для властей любого города. Но не любого, конечно, а как минимум для мексиканского — ведь в Мексике Винсан хотел бы построить другую башню, спасающую городскую среду. И не где-то, а прямо в Мехико, а именно в Тлателолко — в историческом районе города, прямо на руинах ацтеков, которые жили тут в древности. А почему бы и нет? Ожидается, что башня (имя ей — Ecomic) будет выполнять не только экологическую миссию. Она станет и символом мятежного духа ацтеков, которые в 1521 г. упорно сражались за город с войсками Кортеса, хотя и потеряли более 40 тыс. жителей. Ацтеки были бы тронуты таким подарком, но, как говорится, не сложилось. В Ecomic, как и в других чистящих атмосферу супербашнях, можно сделать не только места для прогулок и отдыха, но и добавить офисы, магазины и тому подобное. Ацтеки такого, правда, не оценили бы. А может, и оценили. Да, мечтать — оно не вредно, не вредно…
Очистить воздух и не умереть — девиз новой архитектуры
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2008
Rubric:
«Очистить парижский воздух и не умереть» — вот девиз для новой архитектуры. Очистить воздух хочется не только французам, но и бельгийцам. Как минимум одному. И не умереть важно: следом за Парижем выстроилась вереница мегаполисов, страдающих от смога. Чистить нужно здоровенными башнями — и никак иначе.