Другими словами, вся наша жизнь — это цепочка потребления: от самых простых продуктов и товаров, например, батона хлеба, до самых сложных, например, автомобилей и грузоперевозок. Подчас гражданину самому трудно разобраться в многочисленных нормах и правилах, касающихся его прав как потребителя. Возникают многочисленные вопросы: кого закон считает потребителем, изготовителем, продавцом, исполнителем, в каких отношениях находятся потребитель с изготовителем, исполнителем, продавцом, что означает право потребителя на качество товара, что такое ненадлежащее качество товара, что такое недостаток и существенный недостаток в товаре, какой товар ненадлежащего качества можно заменить, к кому обращаться в случае покупки некачественного товара, возникают многие другие вопросы. В законодательстве о защите прав потребителей есть три схожих понятия: гарантийный срок, срок службы и срок годности. Так в чем же разница между этими понятиями? Попробуем ответить на этот вопрос, используя примеры из жизни. Илья Сергеевич ФЕДОРОВ юрист Московской коллегии адвокатов «Легис Групп» (Москва) Образование: Московский инженернофизический институт (технический университет), факультет «Информационная безопасность», специальность «Юриспруденция», специализация «Государственно-правовая». Специализируется на правовом сопровождении вопросов информационной безопасности, интеллектуальной собственности, коммерческой тайны. Опыт работы: в МКА «Легис Групп» — юридические консультации по телефону и через интернет. Помощник адвоката. Имеет опыт работы в области трудового, семейного права, а также в области защиты прав потребителей. Московская коллегия адвокатов «Легис Групп» имеет значительный опыт работы в арбитражных судах и судах общей юрисдикции: в сфере недвижимости, в корпоративных спорах, в спорах с государственными органами и муниципальными образованиями, правовой защите от уголовного, налогового преследования граждан и организаций. В числе клиентов «Легис Групп» — российские и иностранные инвестиционные, транспортные, телекоммуникационные компании, предприятия нефтяной и газовой отрасли, теплоснабжающие предприятия и др. Итак, в соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона (безвозмездное устранение недостатков товара или выполненной работы, соразмерное уменьшение покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); расторжения договора купли-продажи и т.д.). Гарантийный срок может устанавливаться как изготовителем, так и продавцом. Допустим, вы приобрели котел отопительный. На него установлен гарантийный срок, скажем, 18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию. В случае если котел выходит из строя в течение этих 18 месяцев, то все расходы по его ремонту несет продавец (изготовитель). Срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п. 1 ст. 5 Закона). На котел установлен гарантийный срок — 18 месяцев, а срок службы — предположим, 10 лет. Это значит, что по истечении гарантийного срока изготовитель несет ответственность за существенные недостатки товара, возникшие по его вине (но не по вине потребителя). Под существенными недостатками Закон подразумевает неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки. Срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Закона). Срок годности можно считать разновидностью срока службы, но только для определенного вида товаров. К таким товарам относятся продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Вопрос: «Я купил погружной насос для колодца. На него установлен гарантийный срок 2 года. Через 8 месяцев он сломался. К кому я должен обращаться для его ремонта и какие при этом документы будут нужны?» В данном случае есть два варианта: либо продавец будет осуществлять гарантийный ремонт (в случае, если у него есть собственные мастерские), либо эта обязанность возлагается на изготовителя. При заключении договора купли-продажи вам вместе с товаром должны были выдать гарантийный талон (с указанием местонахождения гарантийных мастерских), кассовый чек, товарный чек. Этих документов будет достаточно для осуществления гарантийного ремонта. Вопрос: «Что такое производственный брак и что я могу потребовать от продавца (изготовителя) в случае, если я приобрел бракованный товар?» В законодательстве чаще используется термин «недостаток товара». Недостаток товара — несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: ❏безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; ❏соразмерного уменьшения покупной цены; ❏замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); ❏замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Отсутствие у вас кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Вопрос: «У меня лопнул радиатор (батарея домашнего отопления), в результате горячей водой был полностью испорчен новый дорогой паркет. Кто в данной ситуации должен будет возмещать мне причиненный ущерб?» В данной ситуации в первую очередь необходимо обратиться в экспертное учреждение и провести соответствующую экспертизу. Если в результате экспертизы будет установлено, что радиатор лопнул в результате заводского брака, необходимо будет обратиться с претензией о добровольном возмещении причиненного ущерба в досудебном порядке к изготовителю данного оборудования. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 14 Закона). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара. Таким образом, следует обратиться к изготовителю товара с претензионным письмом (досудебный порядок). Требования потребителя о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, должны быть удовлетворены в течение 10 дней с момента получения претензии (ст. 22 Закона). В противном случае следует обратиться с исковым заявлением в суд по месту нахождения ответчика (его юридическому адресу). Если экспертиза покажет, что поломка радиатора произошла в результате неквалифицированного обслуживания данного агрегата (недостаток услуг, работ при монтаже), то с претензией необходимо обращаться в обслуживающую организацию (например, РЭУ, ДЕЗ и т.д.). Бывают также случаи, когда экспертиза показывает, что разрыв радиатора произошел вследствие нарушения требований инструкции по эксплуатации радиатора. То есть разрыв происходит по вине потребителя. Очень часто в результате подобного рода поломок происходит залив квартиры (или нескольких квартир), расположенной этажом ниже. В этой ситуации практически в 100% случаев соседи предъявляют претензии именно к собственнику (нанимателю) квартиры. Здесь также наиболее разумным действием, которое может исключить материальную ответственность перед третьими лицами, является проведение экспертизы. Вопрос: «Я приобрел газовый котел для отопления загородного дома. Котел исправен. Могу ли я его обменять у продавца на другой, т.к. он не подходит мне по размеру (не встает в нишу на кухне)?» В соответствии со ст. 25 Закона Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. В законе есть ограничение на обмен некоторых видов товаров. Перечень таких товаров, не подлежащих обмену, утверждается Правительством Российской Федерации. В данном случае вы не можете произвести обмен газового котла, т.к. бытовое газовое оборудование относится технически сложным товарам бытового назначения и обмену на аналогичный товар не подлежит в соответствии с п. 11 Перечня. ❏
О защите прав потребителей.
Опубликовано в журнале СОК №11 | 2005
Rubric:
Хотим мы этого или нет, но в повседневной жизни все мы потребители. Потребители товаров, услуг, работ. Каждый день мы вступаем в разного рода правоотношения: купли-продажи — приобретаем продукты, предметы обихода; заказываем услуги и т.д. Буквально каждый наш шаг — это потребление гигантского количества товаров и услуг. Мы питаемся, одеваемся, пользуемся транспортом, услугами связи, делаем ремонт.