Введение
В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении…» оплата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта осуществляется по нормативному методу [1].
При определении нормативов потребления в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования [2].
Анализ материалов по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в г.о. Самара, подключённых к централизованным системам теплоснабжения, показал наличие десяти типов застройки. К преобладающим типам можно отнести [3]:
- «хрущёвская» застройка 1960–1980 годов, которая характеризуется малогабаритными квартирами, низкими потолками, отоплением от централизованных систем теплоснабжения и ГВС от газовых проточных водонагревателей и составляет 32,07% жилого фонда;
- застройка «развитого социализма» 1968–1980 годов, которая характеризуется полногабаритными квартирами, отоплением и горячим водоснабжением от централизованных систем теплоснабжения и составляет 26,71% жилого фонда;
- застройка «развитого социализма» 1978–1995 годов, которая характеризуется увеличенной площадью комнат, повышенным комфортом, наличием домовых и квартирных приборов учёта энергоресурсов и составляет 6,3% жилого фонда.
До 1 июля 2019 года для всех видов жилых помещений, за исключением коммунальных квартир и отдельных комнат в общежитиях, действовал месячный норматив потребления тепловой энергии в размере Nq = 0,018 Гкал/м², установленный постановлением главы городского округа (г.о.) Самара от 18 декабря 2007 года №1153 [4]. Норматив по отоплению применялся для зданий, у которых отсутствуют приборы учёта тепловой энергии, из расчёта оплаты энергии, потреблённой равными долями в течение 12 месяцев.
С 1 июля 2019 года вступили в силу новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, установленные приказом Министерства энергетики жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20 июля 2016 года №131 [5].
Норматив потребления Nо (Гкал на 1 м² общей площади жилого помещения в месяц) распространяется на многоквартирные и жилые дома, построенные до 1999 года включительно и после 1999 года для трёх категорий:
- со стенами из камня, кирпича;
- со стенами из панелей, блоков;
- со стенами из дерева, смешанных и других материалов.
Рассмотрены четыре интервала этажности: 1–4, 5–9, 10–14, 15 и выше. Числовые значения получены методом аналогов [3]. Нормативы потребления тепла (Гкал на 1 м² общей площади жилого помещения в месяц) для многоквартирных и жилых домов постройки до 1999 года при равномерной оплате в течение 12 месяцев, которые использовались в дальнейших расчётах, представлены в табл. 1.
Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению в 2019 году [5] является усреднённым показателем, который не полностью учитывает конструктивные и технические характеристики зданий: состав ограждающих конструкций, высоту помещений, состояние и тип остекления помещений, утепление балконных дверей и лоджий. Установленные нормативы на отопление не учитывают ежегодные изменения средней температуры и продолжительности отопительного периода, характеризуемые величиной градусо-суток [7].
Так, среднее относительное отклонение от нормативного значения 4769 градусо-суток за 11 лет с 2007 по 2017 годы составило −9,95% [6]. Таким образом, потребители ежегодно переплачивали поставщикам тепловой энергии около 10%, и действующий норматив не устраняет этого несоответствия.
С позиции энергоснабжающих организаций такой подход позволяет полностью компенсировать затраты без построения индивидуальных схем оплаты, учитывающих специфику застройки.
Цель работы
Определить нормативы потребления тепловой энергии на отопление методом аналогов для преобладающих трёх типов застройки, оценить эффективность полученных нормативов по сравнению с действующими нормативами потребления коммунальных услуг по отоплению 2019 года, разработать рекомендации по их применению.
Методика расчёта
Правила определения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению предполагают возможное использование трёх методов: метод аналогов, экспертный метод и расчётный метод [3]. Имея достаточный объём выборки многоквартирных жилых домов, близких по совокупности параметров и условиям эксплуатации к объектам, для которых известны расходы тепловой энергии по данным коммерческого учёта, наиболее эффективным является метод аналогов. Рассмотрим алгоритм его применения.
Количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства по каждой группе домов (объём выборки), необходимое для расчёта норматива, определяется по формуле:
где N — количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства по каждой группе домов (объём генеральной совокупности); t — безразмерная величина, определяемая уровнем надёжности (заданной вероятностью P) того, что отклонение выборочной средней не превзойдёт по абсолютной величине предельной ошибки выборки ε, для заданной вероятности Р = 0,75 величина t = 1,16; а при Р = 0,9 величина t = 1,64; ε = 0,1Qε — предельная ошибка выборки (допустимая абсолютная величина отклонения выборочной средней от генеральной средней); σ²ζ — дисперсия генеральной совокупности, рассчитываемая как среднее арифметическое квадратов отклонений отдельных элементов генеральной совокупности средней арифметической по формуле:
где σi² — дисперсия выборочной совокупности, определяемая по формуле:
где n = 10 — количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов; Qi — годовой расход коммунальных услуг по отоплению в отдельном многоквартирном доме или жилом доме за отопительный период (январьапрель, октябрь-декабрь) в расчёте на единицу измерения, определённый по месячным ведомостям приборного учёта потребления тепла на отопление в базовом году, Гкал/год; Q — среднее арифметическое предварительной выборки, Гкал/год:
Следовательно, используя формулы (1)-(4) можно определить количество многоквартирных домов (объём выборки), необходимых для расчёта норматива на отопление.
Далее из генеральной совокупности произвольно выбирается годовое потребление тепла n домов. При этом теплопотребление за базовый год приводится к нормативным условиям:
где Dн — теплопотребление при нормативных условиях (4769 градусо-суток [7]); Dб — градусо-сутки базового года.
Так, градусо-сутки базового 2018 года составляют Dб = 4729,72 при среднегодовой температуре отопительного периода tнвб = −4,31°C и его продолжительности nб = 212 суток [7].
Далее вычисляется норматив на отопление, используя формулу:
где Sжi — жилая отапливаемая площадь i-го дома, м².
Расчёт и анализ норматива по отоплению
Для каждой группы зданий расчёт осуществляется методом аналога с применением формул (1)-(6).
1. «Хрущёвская» застройка. Всего в генеральной совокупности N = 20 многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими характеристиками и степенью благоустройства. Объём предварительной выборки состоит из n = 10 домов.
Из табл. 2 следует, что объёма предварительной выборки недостаточно для определения норматива отопления. При заданной вероятности P = 0,75 объём выборки составит 15 домов, а при P = 0,9, соответственно, 17 домов.
Исходные данные 17 многоквартирных домой и результаты расчёта норматива на отопление для данной группы домов представлены в табл. 2. Норматив при P = 0,9 равен Nр = 0,01719 Гкал/м² в месяц. Кроме того, в табл. 2 представлены результаты расчёта годового потребления тепла по нормативам N0 для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, панелей и блоков пятии девятиэтажных [5], а также годового теплопотребления по нормативу отопления Nр для группы из 17 домов.
На рис. 1 представлено сравнение фактических (ряд 1) и расчётных значений теплопотребления по нормативам N0 (ряд 2) и Nр (ряд 3) для 17 домов вида ««хрущёвская» застройка 1960–1980 годов, здания 4–5-этажные». Видно, что результаты расчётов по разным нормативам практически совпадают, но расчётные результаты значительно отличаются от фактических.
2. Застройка «развитого социализма» 1968–1980 годов с числом этажей от семи до 12.
Всего в генеральной совокупности более 20 многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими характеристиками и степенью благоустройства.
По объёму предварительной выборки из 10 домов для заданной вероятности P = 0,9 объём выборки составляет 20 домов.
Расчёт выполнен по аналогии с «хрущёвской» застройкой. Норматив по отоплению для данной группы домов составил Nр = 0,016939 Гкал/м² в месяц.
На рис. 2 представлено сравнение фактических (ряд 1) и расчётных значений теплопотребления по нормативам N0 (ряд 2) и Nр (ряд 3) для 17 домов застройки вида ««развитой социализм» 1968–1980 годов, здания 7–12-этажные». Видно, что результаты расчётов по разным нормативам практически совпадают, но расчётные значения отличаются от фактических значений.
3. Застройка «развитого социализма» 1978–1995 годов с числом этажей от девяти до 16.
Всего в генеральной совокупности более 20 многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими характеристиками и степенью благоустройства. По объёму предварительной выборки из 10 домов для заданной вероятности P = 0,9 объём выборки составляет примерно 17 домов. Расчёт выполнен также по аналогии с «хрущёвской» застройкой. Норматив по отоплению для данной группы домов составил Nр = 0,016303 Гкал/м² в месяц.
На рис. 3 представлено сравнение фактических (ряд 1) и расчётных значений теплопотребления по нормативам N0 (ряд 2) и Nр (ряд 3) для 17 домов застройки вида ««развитой социализм» 1978–1995 годов, здания 9–16-этажные». Видно, что результаты расчётов по разным нормативам практически совпадают, но расчётные результаты отличаются от фактических значений.
Расчёт относительных отклонений годовой нормативной тепловой нагрузки по отоплению от фактического значения проводился по формуле:
Результаты расчёта относительных отклонений, в зависимости от площади, для домов трёх типов представлены на рис. 4. Видно, что диапазон отклонений составляет от −45% до +18% от норматива отопления.
Если исследуемые в данной работе 54 многоквартирных дома перевести на нормативный расчёт за отопление, то у 22 домов годовое потребление тепла на отопление будет больше нормативного значения на 5%, а у 20 домов — меньше нормативного на 5%.
Величина отклонения в 5% соответствует значению относительной погрешности определения количества тепловой энергии теплосчётчиком.
Выводы
1. Для преобладающих типов застройки многоквартирных и жилых домов г.о. Самара получены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению. Нормативы распространяются на более чем 64% многоквартирных и жилых домов.
2. В представленных расчётах предлагается корректировать нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в зависимости от конкретных климатических условий, приняв за нормированное для Самарской области значение 4769 градусо-суток.
3. Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, действительные для 2019 года и полученные для трёх преобладающих типов домов, как это следует из табл. 3, практически совпадают и дают аналогичные результаты при расчёте годового потребления коммунальных услуг по отоплению.
4. Анализ фактических и расчётных значений годового теплопотребления по нормативам N0 и Nр для 54 домов трёх типов застройки показал, что расчётные результаты значительно отличаются от фактических значений. Диапазон отклонений составляет от −45% до +18% от норматива по отоплению. Неравномерность расчёта по нормативам повышает актуальность установки коллективных приборов учёта тепловой энергии, как для систем отоплению, так и для систем горячего водоснабжения, в рассмотренных многоквартирных домах.
5. Предложенный подход позволяет ежегодно Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РФ корректировать норматив по отоплению домов без приборов учёта, для разных типов застройки, исходя из средней температуры и продолжительности отопительного периода.