Проблема с общедомовыми нуждами навсегда ушла в прошлое для управляющей компании «Махалля» в Набережных Челнах. За несколько лет им удалось установить во всех своих 107 управляемых домах систему, которая позволила минимизировать сумму ОДН. В отдельных случаях она бывает равна нулю. В рамках совместного проекта Правительства РФ и МБРР «Реформа ЖКХ в России» этот опыт был отмечен как пример лучшей практики и предложен к тиражированию в федеральном масштабе.
Сразу отметим, что весь город Набережные Челны ушел далеко вперед по степени оборудования многоквартирных домов (МКД) приборами учета. 96 % домов имеют индивидуальные тепловые пункты (ИТП) и узлы погодного регулирования, большая часть которых завязана в общую систему — единую диспетчерскую. При этом Альфия Романова, заместитель начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Исполнительного комитета города Набережные Челны, отметила: «УК “Махалля” — непревзойденный лидер энергосбережения».
Все началось в 2004-м году, когда в первом доме установили первый ИТП. Пристально изучив его работу, к 2006-му управляющая компания начала массовую установку ИТП — за счет собственных средств. Когда был принят Федеральный закон №185-ФЗ, это дало возможность включать данный вид работ в счет капитального ремонта. Таким образом первый этап внедрения системы завершился в 2011-м году тем, что 107 жилых домов оказались оборудованы ИТП — это позволило обеспечить снижение теплопотребления с 18 до 30 %.
Денежная экономия получилась очень существенная — в 2012-м году на отопление потрачено на 38 млн руб. меньше по сравнению с 2011-м. Управляющая компания приступила ко второму этапу. По ее заказу была разработана и внедрена система диспетчеризации ИИС «ИЦ ЭТА». УК разработала свою программу. Можно сказать — собственного изобретения. Разработка «забрала» 7 млн руб. из собственных средств компании.
Принцип работы информационноизмерительных систем учета количества энергоресурсов, оперативного контроля и анализа инженерных систем объектов ИИС «ИЦ ЭТА» основан на удаленном получении информации от измерительных и вспомогательных компонентов по каналам связи и ее обработке. Информационно-измерительные системы учета количества энергоресурсов, оперативного контроля и анализа инженерных систем объектов ИИС «ИЦ ЭТА» состоят из измерительных, связующих, вычислительных и вспомогательных компонентов, из которых формируются измерительные каналы: количества теплоты, объемного, массового расхода теплоносителя; холодной, горячей воды; газа; мощности и количества активной электрической энергии.
В качестве вычислительных компонентов применяются обычные PC-компьютеры с установленным программным обеспечением ИИС «ИЦ ЭТА». Что позволяет делать эта программа? Контролировать весь жилой дом полностью — теплоснабжение, водоснабжение, электричество, как общего, так и индивидуального потребления. Диспетчер может с рабочего места «войти» в любой жилой дом. Он имеет перед глазами карту территории управляющей компании, где отмечены все 107 жилых домов.
Красные и зеленые точки — это ИТП. Причем те места, где ведутся ремонтные работы — красные, это обозначает, что подвал в данный момент открыт. Система контролирует 65 параметров жилого дома, начиная от открытой двери в подвал и заканчивая отключением насоса, задымлением, затоплением. Если красная точка загорается, значит, там нештатная ситуация вне зависимости от ее «природы».
Рис. 1. Автоколебательные процессы до внедрения автоматизированной системы
Функции системы: сбор данных о потреблении энергоресурсов с приборов учета; сбор данных о работе оборудования и инженерных систем, мониторинг их рабочих параметров; визуализация работы систем в режиме реального времени; представление оперативной информации (мнемосхемы, таблицы, отчеты); построение отчетов для расчетов с энергоснабжающими организациями; архивирование отчетов в базе данных; отслеживание нештатных ситуаций; удаленное управление исполнительными механизмами на эксплуатируемых объектах; автоматическое регулирование и контроль теплоснабжения зданий.
Программное обеспечение вычислительных компонентов системы разделяется на клиентскую и серверную часть. Серверная часть ПО выполняет функции: непрерывного опроса оборудования объектов диспетчеризации; управления устройствами по средствам передачи управляющих команд; диагностики и определения нештатных ситуаций; запись событий в базу данных и архив событий.
Клиентская часть ПО выполняет функции: визуализации текущих параметров, архивных таблиц, диаграмм; генерации отчетных ведомостей установленной формы; оповещения пользователей о возникновении событий; формирования управляющих заданий; аутентификации пользователей. Поскольку система «работает» с отоплением, водоснабжением и электричеством, то обеспечивает достижение различных целей в соответствующих направлениях.
В теплоснабжении внедрение автоматизированной системы позволяет осуществлять удаленное управление автоматикой погодного регулирования; ликвидирует автоколебательные процессы (рис. 1 и 2); обеспечивает оперативный контроль за параметрами учета; дает анализ накопленной измерительной информации на основе временных срезов. Немаловажно своевременное определение аварийных ситуаций, которое производится благодаря анализу расчетных и фактических параметров теплои водоснабжения и автоматизированному оповещению об отказах технологического оборудования.
А в электроснабжении система автоматизации предоставляет возможности для присоединения электрических общедомовых и квартирных счетчиков, а также регистраторов импульсов («Пульсар», МИРТ и т.д.). По общедомовым электрическим счетчикам реализованы функции: получение мгновенных измерительных параметров; сбор архивных баз с приборов коммерческого учета; формирование отчетных ведомостей согласно отчетным формам производителей измерительных приборов; формирование диаграмм по параметрам (активная мощность; реактивная мощность; напряжения на фазах А, В, С; токи на фазах А, В, С; частота; коэффициент мощности).
По квартирному учету электроэнергии производится съем часовых значений интеграторов, съем суточных значений интеграторов, формирование графиков потребления электрической энергии по последним датам (часы/сутки/месяц), а также формирование файла-выгрузки для ЕРЦ. В учете данных с индивидуальных счетчиков горячего и холодного водоснабжения система позволяет производить индивидуальный поквартирный учет потребляемых энергоресурсов, дистанционный съем показаний с приборов учета, автоматическую передачу данных в расчетные центры, автоматизацию расчетов за потребленные энергоресурсы.
Особого внимания заслуживает возможность оперативного контроля, возможность осуществлять видеонаблюдение на объекте в режиме реального времени, производить удаленное управление автоматикой регулирования и информирование диспетчерской службы о нештатных ситуациях с последующим выездом мобильных бригад для устранения возникших проблем.
Система дает широкие возможности для анализа: она позволяет строить таблицы и графики временных срезов по всем имеющимся данным от оборудования инженерных систем на основе текущих, часовых, суточных и месячных архивов, таблиц и графиков по удельным показателям потребления тепловой энергии, электрической энергии, горячей и холодной воды, ранжировать объекты по показателям удельных величин, оценивать точность соблюдения режима отпуска тепловой энергии энергоснабжающими организациями.
Таким образом, в результате внедрения системы жители 107 домов получили экономию в 2013-м году в размере 40 млн руб., причем дополнительно к той экономии, которую удалось получить в результате установки ИТП. Вообще, ИТП — исключительно выгодная система, но без диспетчеризации она имеет свои минусы. Индивидуальные тепловые пункты нуждаются в ежедневном обходе и контроле.
Система ИИС «ИЦ ЭТА» позволяет выставить жесткие параметры: для инженерных сетей характерно колебание давления, что в результате сбивает в сетях установки ИТП. Система диспетчеризации решает эту проблему. Содержать персонал нет необходимости, а управляет системой один человек. Не надо бегать по подвалу, не надо содержать сантехника, который будет ходить настраивать эти ИТП в случае сбоя какого-то параметра.
Все параметры устанавливаются в одном месте — в диспетчерской. Также эта система может контролировать все индивидуальные приборы учета. Установка полного комплекта соответствующих счетчиков в каждую квартиру, по сути, стало третьим этапом внедрения системы. Это в значительной степени позволило решить проблему с ОДН. В каждую квартиру были установлены счетчики с импульсными выходами.
Замена всего комплекта счетчиков на одну квартиру стоила компании, которая проводила работы за свой счет, 12–14 тыс. руб. (импульсные счетчики — в квартире, «Пульсар» — на этаже, в доме). Принято считать, что средняя сумма ОДН в МКД — это 20 %, но в домах «Махалля» ОДН редко вырастает выше 7–8 %. В доме показания снимаются единомоментно в 24:00 раз в месяц с 22-е на 23-е числа.
Рис. 2. Автоколебательные процессы после внедрения автоматизированной системы
Система показывает любые вмешательства в систему, например, если собственник установил магнит. Система отображает красными линиями процесс вмешательства в работу системы, и тогда в квартиру идут контролеры и проверяют, в чем там дело. За счет этого, считают в компании, и снизилась сумма ОДН. «Из-за чего возникают ОДН? — говорит руководитель “Махалля” Рамиль Нуруллин. — Я не один год занимался ЖКХ и даже мне был не до конца ясен этот вопрос. Первое, что приходит на ум, — из-за того, что плохо обслуживаются жилые дома и происходят утечки. Но у нас утечек нет, сухо. И теперь мы точно знаем, что для ОДН есть две причины: первая — неравномерная передача жителями данных (“неучет” сотых долей, сознательное занижение, подача не тем числом… — получается расход был, но на учетный момент в счете на квартиру не заявлен). Вторая причина — воровство как результат воздействия на счетчик. Это происходило в наших домах, где все квартиры оснащены счетчиками. В других, где много квартир живет по нормативу, получалось так: по нормативу считают, что потребляет один человек, а потребляют пятеро».
Контролеры «Махалля» ходят по домам, находящимся в управлении, и пытаются пресекать воровство. Об эффективности их работы говорит то, что однажды в одном месяце был даже «отрицательный» ОДН (!). В штате пять контролеров. Наиболее частый способ воздействия на счетчик — установка магнита. И поскольку по закону проверка квартиры не может производится чаще, чем раз в полгода, жильцы это знают и иногда препятствуют допуску в жилье.
Содержание системы диспетчеризации происходит за счет собственников, которые платят по статье «содержание ИТП» в квитанции. Если раньше 15 человек держали в штате для обслуживания ИТП, то сегодня с этой работой справляется два человека. За счет экономии УК удается инвестировать в дальнейшее оснащение дома, в разработку программного обеспечения, которым бесплатно делятся с коллегами-коммунальщиками.
Система позволяет не только избегать перетопов, но и регулировать температуру отопления и продолжительность отопительного сезона, и в данном вопросе жители проявляют исключительную активность. Люди сами выбирают себе температуру. Учет мнений разных категорий людей обеспечивают старшие по домам — кому-то холодно, а кому-то жарко. Решение фиксируется протоколом, который доставляется в УК.
По СНиП запуск отопления осенью производится не позднее пяти дней со средней температурой +8 °C, однако в этой управляющей компании дату начала и конца отопления определяют старшие по домам. То же самое и с температурой отопления. В тех домах, где живут преимущественно пенсионеры, температура чуть выше (+22 °C). Жителей этих домов предупредили, что увеличение температуры в квартире на 1 °C увеличивает платежи на 5–7 % по теплу. И население не возражает против такого повышения коммунальной платы, ведь это их осознанное решение.