Следует отметить, что наибольших успехов в защите потребителей энергоресурсов добились страны, в которых надежность энергоснабжения является приоритетом государственной энергетической политики, а государство принимает активное участие не только в разработке самой политики, но и в обеспечении механизмов ее осуществления. Очевидно, что комплексное решение подобных задач требует плановых инвестиций в реконструкцию и развитие существующих систем энергоснабжения на местном уровне, существенная часть которых финансируется непосредственно потребителями. Особенно это касается теплоснабжения, в котором применение наиболее современных технологий является одним из способов повышения эффективности энергоснабжения потребителей, но в то же время ложится существенным бременем на их бюджет. Подобная ситуация характерна, например, для скандинавских стран, имеющих самые эффективные в мире системы теплоснабжения. Одновременно с этим в развитых странах используется ряд политико-экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на развитие энергетического сектора, а также применяются менее затратные организационные мероприятия, такие как широкомасштабные информационные кампании, некоторые из которых могли бы успешно применяться и в России. В статье приведен краткий анализ подобных подходов к решению вышеописанных задач за рубежом, включая некоторые технические и организационные аспекты, а также дана оценка возможности их применения в российских условиях. Кроме того, на суд читателей вынесен ряд предложений, подготовленных на основе изучения зарубежного опыта, а также собственных исследований и разработок по повышению надежности энергоснабжения, в первую очередь теплоснабжения, российских потребителей. Зарубежный опыт обеспечения надежного энергоснабжения потребителей Хотелось бы отметить, что одно из главных условий успешной работы энергоснабжающих предприятий в большинстве европейских стран — открытость их взаимоотношений с потребителями, прозрачность стратегий и финансовых балансов компаний, а также их постоянный диалог через различные источники информации со всеми категориями потребителей по всем существенным вопросам, включая экономию энергоресурсов и повышение надежности потребительских установок. В ряде стран Западной Европы и в США при участии как муниципальных органов самоуправления, так и ведущих компаний давно сформировалась система рыночных отношений, позволяющая объединить интересы и возможности производителей, сбытовых, монтажных и сервисных организаций таким образом, чтобы при продаже продукции энергетического назначения одновременно предусматривались меры для упрощения и ускорения решения возможных проблем при эксплуатации и ремонте, включая предотвращение аварий в случаях отказов оборудования [1]. Среди прочих преимуществ наличие подобной схемы взаимоотношений создает необходимые условия для того, чтобы практически все средства, расходуемые потребителями на приобретение оборудования и материалов энергетического назначения, без какого-либо видимого администрирования обязательно использовались для повышения надежности и энергоэффективности инженерных систем. Кроме того, данный подход предусматривает обязательное проведение информационных кампаний, направленных на различные группы потребителей как энергоресурсов, так и энергосберегающего оборудования, включая устройства бытового назначения. Именно это в конечном итоге позволяет привлекать для решения указанных задач огромные средства компаний и населения, используя их наиболее эффективно. Без подобного сотрудничества с потребителями и использования описанных мероприятий, требующих определенных организационных усилий, но минимального финансового участия со стороны государства и муниципалитетов, невозможно выполнение широкомасштабных программ энергосбережения и повышения надежности систем жизнеобеспечения. Кроме того, представительства ряда крупных международных торговых компаний в больших городах ведущих зарубежных стран выполняют функции своеобразных координационных центров по поставкам запчастей, внедрению, сервисному обслуживанию и ремонту энергетического оборудования в кратчайшие сроки (часто в течение суток). Это дает дополнительные стимулы для утверждения на рынке зарубежных стран только качественной продукции с организацией ее квалифицированного обслуживания и быстрого ремонта, т.е. надежную защиту всех категорий потребителей от аварий и уменьшение ущерба. К сожалению, в России данные механизмы реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения, реформирования ЖКХ, повышения надежности тепло-, водо- и электроснабжения, защиты потребителей при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, а также комплексных программ решения указанных проблем зачастую используются мало или вообще не учитываются. При этом представляется очевидным, что в условиях бюджетного дефицита и нарастающего износа инженерных систем без активного сотрудничества с потребителями и только за счет традиционных для России методов решения проблем значительное улучшение ситуации в большинстве российских регионов невозможно. Дания — мировой лидер по эффективности использования энергоресурсов В качестве главного примера сбалансированного подхода к решению проблем надежности и эффективности энергоснабжения нашим авторским коллективом выбрана Дания. Хотелось бы кратко остановиться на причинах, которыми был обусловлен этот выбор. Во-первых, Дания — признанный мировой лидер в областях эффективного использования энергетических ресурсов и применения местных возобновляемых источников энергии. По энергоемкости ВВП Дания занимает лидирующее положение в мире на протяжении многих последних лет, конкурируя с Японией. Во-вторых, в Дании широко развиты современные системы как централизованного, так и децентрализованного теплоснабжения. Можно с уверенностью считать датских производителей оборудования для теплоснабжения мировыми «законодателями мод». Достаточно упомянуть, что за последние 20 лет потребление первичных энергоресурсов на отопление единицы площади в Дании снизилось вдвое, что является существенным вкладом в обеспечение устойчивой тенденции снижения энергоемкости датского ВВП на уровне почти 3% ежегодно. Этот аспект представляет особенный интерес для России, поскольку данный сектор наиболее проблемный с точки зрения надежности энергоснабжения. При этом известно, что наибольший потенциал энергосбережения в России находится именно в секторе теплоснабжения ввиду климатических, исторических, а также многих других причин. В-третьих, Дания — страна, с которой Россия еще в начале 1994 г. подписала Соглашение о сотрудничестве в области энергетики, в рамках которого в течение 10 лет было выполнено более 120 совместных проектов, связанных с повышением надежности энергоснабжения и с применением энергоэффективных технологий при производстве, распределении и потреблении энергоресурсов. Кроме того, данное Соглашение, срок действия которого закончился в декабре 2003 г., предусматривало активный обмен информацией и знаниями, проведение совместных семинаров и обучающих программ. Достаточно лишь упомянуть, что в течение указанного периода времени в семинарах, проводимых как в России, так и в Дании, приняли участие более 2000 российских специалистовэнергетиков и представителей ЖКХ. И наконец, авторы, являясь активными участниками реализации российско-датских проектов, как демонстрационных, связанных с внедрением современных энергосберегающих технологий, так и обучающих, накопили определенный опыт в этой области, в том числе относительно адаптации современных подходов и технологий к российским условиям. Энергетическая политика Дании История развития энергетического сектора Дании, датская энергетическая политика, а такжехарактеристики датских систем энергоснабжения подробно описаны в [2]. Остановимся лишь на нескольких самых существенных моментах в рамках заявленной темы статьи. В настоящее время в Дании действует государственный Энергетический План «Энергия XXI», цель которого — обеспечение устойчивого развития общества, что подразумевает соблюдение баланса между экономическим развитием, энергетической безопасностью и охраной окружающей среды (так называемое правило «3 E» — Economic development, Energy security, Environmental protection). В качестве главных средств для выполнения данного плана определены: ❏развитие комбинированной выработки тепловой и электрической энергии; ❏развитие систем централизованного теплоснабжения; ❏использование местных возобновляемых энергетических ресурсов (ВЭР); ❏повышение эффективности использования энергетических ресурсов на всей цепочке от их производства до конечного потребления. Одними из ключевых показателей обеспечения приоритетов датской энергетической политики являются плановые показатели использования различных видов топлив в энергетическом цикле. В соответствии с Планом «Энергия XXI» к 2030 г. при производстве тепловой и электрической энергии в Дании будут использоваться только ВЭР (55%), такие как биомасса (древесные отходы, солома, биогаз и др.), ветровая, солнечная и геотермальная энергия, а также природный газ (45%) при полном отказе от всех других видов ископаемого топлива. Таким образом, несмотря на наличие собственных месторождений нефти и природного газа на шельфе Северного моря, обеспечение баланса между экономическим развитием, надежностью энергоснабжения и охраной окружающей среды должно осуществляться при максимальном использовании местных возобновляемых источников энергии. Применимость датского опыта в российских условиях: некоторые размышления Cуществует множество различных мнений и подходов oтносительно возможностей адаптации передового зарубежного опыта к российским условиям — от безоговорочного (а иногда и бездумного) копирования до безусловного отрицания. При этом противники большинства новых концепций, программ и особенно технологий чаще всего, и иногда не без оснований, ссылаются на территориальные (масштабы стран) и климатические различия, а также на разные уровни экономического развития, что влияет на величину и структуру тарифов на энергоресурсы, отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы и т.д. Очевидно, что упомянутые факторы, как и многие другие из их числа, например, культурные различия, отрицательно влияют, а чаще всего просто тормозят внедрение современных энергоэффективных технологий. Однако, как сторонники, так и противники сегодняшнего внедрения новых технологий согласны в главном — необходимости инвестирования в развитие отрасли с целью снижения конечных затрат всего общества на долгосрочную перспективу. При этом наименее затратно, а, следовательно, вполне логично выглядело бы не только развитие совместного либо собственного производства энергоэффективного оборудования, но и главное — его активное повсеместное использование. Не ставя перед собой задачу проведения анализа эффективности всех российско-датских проектов, выполненных в рамках вышеупомянутого российско-датского соглашения о сотрудничестве в области энергетики, хотелось бы остановиться на следующих позициях: 1) Сроки окупаемости многих выполненных демонстрационных проектов, связанных с реконструкцией систем теплоснабжения, были приемлемыми даже с учетом относительно высокой стоимости нового оборудования и более низкими, по сравнению с Данией, тарифами на тепло. К таким проектам можно отнести замену либо строительство новых участков тепловых сетей с использованием труб в заводской изоляции, автоматизацию тепловых пунктов и т.д. В качестве примера можно привести проект по автоматизации ЦТП и тепловых вводов в корпуса МЭИ, который был завершен в 1999 г. Там было использовано высокоэффективное оборудование: пластинчатые теплообменники фирмы APV, шаровая запорная арматура BROEN, насосы GRUNDFOS с автоматическим регулированием частоты вращения, автоматика DANFOSS, ультразвуковой счетчик тепла KAMSTRUP и т.д. Подробное описание проекта и его результатов приводится в брошюре, выпущенной МЭИ, и ряде публикаций. Эффективность подобных проектов в российских условиях была доказана самой жизнью, поскольку коммерческие продажи энергосберегающего оборудования датских фирм в российских регионах постоянно растут, а большинство из них имеют собственные заводы в России. 2) В некоторых случаях, особенно это характерно для проектов по внедрению предварительно изолированных систем централизованного теплоснабжения, цена европейского оборудования кажется слишком высокой. Однако, с учетом таких факторов, как экономия на проектных и строительных работах, значительное снижение тепловых потерь и увеличение срока службы трубопровода (при обеспечении приемлемого качества сетевой воды), конечная стоимость оказывается ниже традиционных систем теплоснабжения. Таким образом, использование в российских условиях даже современных технологий, первоначально разработанных для внутренних рынков развитых европейских стран (а значит и более дорогих по сравнению с традиционными российскими технологиями), является во многих случаях экономически эффективным. Очевидно, что грамотная адаптация некоторых вышеописанных организационных подходов к повышению эффективности и надежности энергоснабжения потребителей, применяемых в развитых странах, могла бы способствовать существенному снижению остроты проблемы защиты российских потребителей энергоресурсов. Надежность энергоснабжения российских потребителей и возможности их защиты от ущерба: поиск решений В рамках данной статьи авторы не стремились провести анализ технического состояния российских систем тепло- и электроснабжения ввиду наличия достаточного количества публикаций известных специалистов на данную тему. Хотелось бы лишь присоединиться к их мнению: ситуация, особенно в секторе теплоснабжения, в последние годы стала критической во многих регионах России, при этом отсутствуют многие необходимые предпосылки для существенного изменения негативной тенденции снижения надежности энергоснабжения в ближайшем будущем. Как упоминалось ранее, существует целый ряд примеров успешной адаптации современных технологий и оборудования для энергоснабжения в России, и наметилась тенденция к росту числа подобных энергосберегающих проектов по мере улучшения общей экономической ситуации в стране. В то же время передовой зарубежный опыт и энергоэффективное оборудование используются в России в первую очередь для совершенствования источников тепла, тепловых сетей и центральных и индивидуальных тепловых пунктов, а энергорасточительные и не способные обеспечить тепловой комфорт в каждом помещении внутридомовые системы отопления обычно остаются без изменений. Во внутридомовых системах отопления применение мирового опыта в лучшем случае ограничивается использованием радиаторных термостатов, которые повышают комфорт в помещениях и выполняют энергосберегающие функции, но достижение указанных эффектов возможно лишь при условии обеспечения нормативных параметров теплоносителя теплоснабжающей компанией. Очень часто данные параметры не выдерживаются, и необходимо принятие срочных мер по защите внутренних потребителей не только от дискомфорта, но и от аварий в самих системах энергоснабжения, уровень надежности большинства из которых, к сожалению, крайне низок. Главная цель данной статьи — анализ некоторых, по нашему мнению, важных причин снижения надежности теплоснабжения, а также предложение, на основе как датского, так и российского опыта, путей если не решения обозначенной проблемы, то снижения ее остроты для потребителей за счет новых возможностей повысить эффективность разработки и реализации соответствующих программ регионов, муниципальных образований и хозяйственных субъектов, подготовленных на основе: ❏изучения опыта ведущих зарубежных стран и практическогоучастия в развитии международного сотрудничества, в т.ч. организационного и экспертно-консультационного участия авторов в реализации во многих регионах России пилотных проектов, связанных с реконструкцией систем теплоснабжения; ❏-летней организационной, консультационной и учебной работы авторов при повышении квалификации в Дании и России руководителей и специалистов федеральных, региональных и муниципальных органов и предприятий большинства субъектов Российской Федерации по широкому кругу вопросов, связанных с повышением эффективности энергоснабжения; ❏-летних собственных научных исследований в России, ряде ведущих стран Европы и в США в области тепломассообмена, совершенствования внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, энергосбережения и разработки новых методов решения важнейших российских проблем на основе лучшего мирового опыта и более эффективного использования возможностей муниципальных образований и предприятий коммунальной и бюджетной сферы. При этом реализация подобных программ, основанных на использовании принципиально новых технических и организационно-экономических решений [3–21], могла бы обеспечить пожаробезопасный и экономичный тепловой комфорт в каждом помещении в любое время без неприемлемых для общества огромных финансовых и трудовых затрат на реконструкцию существующих систем отопления зданий. Некоторые факторы, влияющие на надежность тепло- и энергоснабжения в России Причинами многих аварий в системах жизнеобеспечения российских зданий, приводящих не только к прямому экономическому ущербу, но и к ухудшению условий труда и жизни людей, являются: ❏несовершенство и трудоемкость большинства используемых в настоящее время методов конкурсного отбора оборудования, материалов и подрядчиков [6–8]; ❏заинтересованность фирм прежде всего в сбыте продукции, причем организация сервисного обслуживания и ремонта не всегда учитывается при продажах и покупках продавцами и потребителями, хотя в других странах это является обязательным условием; ❏отсутствие у хозяйственных субъектов и населения возможности безошибочно выбирать и приобретать лучшее и надежное оборудование в наибольшей степени соответствующее местным условиям и возможностям; ❏неспособность и/или нежелание некоторых фирм, продающих даже высококачественную продукцию, оказывать квалифицированное содействие своим покупателям в предотвращении и решении возможных проблем, особенно при отказах оборудования; ❏неприспособленность большинства традиционных систем отопления и горячего водоснабжения к автономной работе в аварийных и чрезвычайных ситуациях; ❏зачастую длительное время устранения отказов современного оборудования (процесс приобретения запасных частей при традиционных методах работы с изготовителями и поставщиками иногда достигает многих недель); ❏сокращение выпуска соответствующих специалистов, которых не хватает для обеспечения всех хозяйственных субъектов, и отсутствие планового повышения квалификации кадров по данным вопросам даже на многих крупных предприятиях; ❏отсутствие у широких слоев населения доступных средств и практических навыков защиты от ухудшения условий жизни в экстремальных ситуациях. Т.о. необходимо срочно решить следующие четыре важнейшие проблемы: 1) Повысить надежность теплоснабжения, в том числе за счет улучшения готовности хозяйственных субъектов к устранению отказов и проблем при эксплуатации оборудования; 2) Создать условия для преимущественной покупки любыми хозяйственными субъектами и населением эффективных в местных условиях видов продукции; 3) Превратить традиционные энергорасточительные системы водяного отопления и горячего водоснабжения в более энергоэффективные и защищенные от размораживания при авариях новейшие «центрально-автономные» системы [3–4], позволяющие обеспечить больший комфорт в помещениях и способные работать даже в периоды отключений централизованного теплоснабжения; 4) Срочно защитить население от ухудшения условий жизни и возможного ущерба в случаях отключений систем тепло- и энергоснабжения, других чрезвычайных ситуаций. Пока России не удалосьповысить эффективность использования средств всех хозяйственных субъектов и населения для комплексного решения указанных проблем до уровня, достигнутого развитыми зарубежными странами, что усложняет и удорожает тепло-, электро- и водоснабжение городов и создает другие проблемы, поскольку: ❏соответствующие городские программы предназначены в основном для муниципальных коммунальных предприятий, а программы каждого предприятия — только для него, причем в обоих случаях для резкого улучшения ситуации обычно не хватает средств; ❏как правило, в региональных и муниципальных программах указываются только средства, необходимые для приобретения и монтажа оборудования, что создает проблемы финансирования его последующего сервисного обслуживания и т.д.; ❏нередко в соответствующих программах регионов, муниципальных образований и хозяйственных субъектов отсутствуют, носят общий характер или не выделены отдельными пунктами конкретные мероприятия для обеспечения наиболее эффективного использования всеми хозяйственными субъектами мирового и российского опыта внедрения современного оборудования, а также предотвращения и наименее затратного решения возможных проблем; ❏расположенные на территории каждого города хозяйственные субъекты всех отраслей экономики разных организационно-правовых форм являются крупными потребителями энергоресурсов и воды, но зачастую используют их недостаточно эффективно; ❏население недостаточно привлекается к реализации указанных программ, хотя оно может приобретать энергоэффективную и надежную продукцию, экономить тепло и воду доступными для него методами, если для этого создать необходимые условия; ❏продажа многочисленных видов оборудования множеством стремящихся к максимальной прибыли фирм не позволяет улучшить ситуацию без создания в каждом городе эффективной системы комплексного решения описанных проблем с участием квалифицированных специалистов и применением лучшего мирового опыта. Из-за указанных проблем соответствующие программы регионов, муниципальных образований и хозяйственных субъектов часто оказываются или весьма ограниченными по своим масштабам и практическим результатам, или невыполнимыми из-за нехватки средств. Однако решение этих проблем может быть легко и быстро обеспечено в любом городе при сравнительно малых затратах на основе нового подхода, разработанного нашим авторским коллективом с учетом лучшего мирового опыта и основанного на комплексе довольно простых мероприятий, отработанных в российских условиях за многие годы. Предложения по защите потребителей энергоресурсов и комплексному решению проблем Предлагаемый комплекс мероприятий состоит из трех следующих наиболее быстрых и доступных способов, позволяющих достигнуть существенного прогресса в решении описанных проблем в масштабах любого региона или города даже в условиях бюджетного дефицита. Во-первых, можно повысить эффективность и надежность отопления и горячего водоснабжения помещений путем превращения устаревших систем центрального отопления и горячего водоснабжения в новые «центрально-автономные» системы [3–4], которые позволят эффективнее использовать квартирные инженерные системы за счет подключения к ним портативных многофункциональных многотопливных устройств нового класса «РАНИТ». Эти устройства как инновационные отмечены высшими наградами ряда международных организаций, в частности золотой и серебряной медалями Всемирных салонов изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика», золотой медалью «Евро-Интелект Восток-Запад», и признаны одним из наиболее перспективных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров России, а также вызвали интерес у ряда европейских фирм [3, 12–21]. Любая модификация портативных многотопливных многофункциональных устройств-трансформеров класса «РАНИТ» доступна по цене, мало весит, привлекательна по дизайну и возможностям выполнять большинство важнейших бытовых функций на кухне, заменив многие бытовые устройства, а не только нагревая воду и отапливая помещения в случае необходимости. Массовое анкетирование в Тульской области в 2004 и 2005 гг. показало желание более 80% опрошенных иметь такие многотопливные устройства и системы, что дает нам основание сделать вывод о возможности их быстрого внедрения за счет средств населения и хозяйственных субъектов. Потребители могут быть в короткие сроки обеспечены различными сертифицированными модификациями многофункциональных многотопливных устройств класса «РАНИТ», в том числе в экспортном исполнении, в результате реализации готовящегося совместного российско-белорусско-украинского проекта их массового производства с 2006 г. прежде всего на предприятиях Московской и Тульской областей [3]. Предлагаемые новые технические решения и портативные устройства позволят использовать «центрально-автономные» системы отопления и горячего водоснабжения даже в помещениях с маломощной электропроводкой и/или стандартными газовыми приборами, что решает проблему ограничения мощности. Это достигается за счет того, что емкостно-проточный нагрев в двух- или более контурных устройствах класса «РАНИТ» с использованием одновременно или поочередно нескольких источников тепла (котельной, электроэнергии и/или природного газа) при нагрузке, не перегружающей существующие сети, позволяет наиболее эффективно использовать доступные потребителям энергоресурсы при минимуме затрат с их стороны. При этом снижается угроза аварийных отключений и пожаров. При использовании систем центрального отопления, ГВС и газопровода потребитель не сможет их перегрузить, так как ему доступны только проектные расходы тепла и газа, а при электрическом нагреве необходимо следить, чтобы суммарная мощность нагревательных элементов и другого включенного в помещениях электрооборудования не превышаладопустимой величины. Нагрев же одновременно или поочередно несколькими источниками тепла и/или электроэнергией позволяет сделать нагрузку более равномерной в течение суток, а также наиболее быстро и эффективно восстанавливать снабжение теплом и горячей водой помещений, в которых инженерные системы отключены или даже разморожены в результате аварий и чрезвычайных ситуаций. Более того, новые технические решения в конструкции многотопливных многофункциональных устройств-трансформеров класса «РАНИТ» [3, 12–21] позволяют любому потребителю в случае одновременного отключения всех основных источников тепла и энергии (централизованного теплоснабжения, электроэнергии и природного газа) быстро и просто приспособить их для использования большинства имеющихся в наличии видов твердого или жидкого топлива. Поэтому некоторые модификации устройств класса «РАНИТ», работающие с использованием естественной циркуляции нагреваемой воды и воздуха, могут улучшить бытовые условия людей даже в районах с неустойчивым энерго- и/или водоснабжением или при их отсутствии, в том числе на дачах, в сельской местности и в отдаленных районах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, сопровождающихся отключением всех или почти всех источников энергоснабжения и воды. Предлагаемое техническое решение можно охарактеризовать как «превращение» существующих систем отопления и горячего водоснабжения в «центрально-автономные» системы, что выгодно отличает его от традиционных методов повышения комфорта или устранения последствий аварийных отключений теплоснабжения. Анализ конструкций и технических характеристик продаваемых в России различных водонагревательных и отопительных устройств показал, что большинство из них не могут обеспечить владельцев квартир горячей водой и теплом в экстремальных ситуациях, поскольку: ❏для их работы требуется высокая электрическая мощность, что вызывает перегрузку электропроводки, либо нагреваемой ими воды недостаточно для бытовых нужд; ❏не приспособлены для установки во всех видах квартири других помещений; ❏не могут использоваться при отключении некоторых или всех систем жизнеобеспечения. Кроме того, на сегодняшний день большинство семей вообще не имеют надежных пожаробезопасных устройств для автономного отопления и горячего водоснабжения в случае необходимости. Таким образом, как и в ведущих зарубежных странах, потребители смогут бесперебойно и соблюдая условия пожарной безопасности обеспечивать комфортную температуру дома и горячее водоснабжение в любое время года за счет любых доступных им источников нагрева. При этом применение устройств класса «РАНИТ» позволяет по-прежнему использовать преимущества централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в обычных условиях, а в случае необходимости полностью или частично нагревать воздух или воду электроэнергией и/или природным газом. Во-вторых, внедрение предлагаемых методов — это возможность в любых регионах России в кратчайшие сроки и без дополнительных бюджетных и внебюджетных затрат существенно повысить надежность обеспечения теплом и горячей водой любых объектов и эффективность затрат на эти цели за счет предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций и снизить наносимый ими огромный ущерб, связанный с выходом из строя оборудования [6–8]. Анализ российских методов и опыта ликвидации отказов современного оборудования индивидуальных тепловых пунктов и внутридомовых систем центрального отопления и горячего водоснабжения показал, что назрела необходимость принципиально нового подхода к организации конкурсного отбора поставщиков оборудования и подрядчиков. Поломки оборудования неизбежны практически на любом объекте, но часто из-за возникающих проблем организационно-финансового характера между владельцами инженерных систем и фирмами-поставщиками, они становятся причиной аварийных и чрезвычайных ситуаций с большим материальным и нематериальным ущербом. Об актуальности этого вопроса можно судить по многочисленным известным во многих регионах России случаям аварий и размораживания производственных и внутридомовых систем, когда довольнодлительный период времени люди вынуждены терпеть дискомфортные бытовые условия [3–5]. По нашему мнению, этого можно избежать без дополнительных затрат и предотвратить огромный ущерб, разработав эффективную систему договорных взаимоотношений потребителей с торговыми и сервисными фирмами, поставляющими только современные виды оборудования. Предлагаемые нами новые методы успешно реализуются с 1997 г. в Тульской области, они нашли отражение в разработанных при активном участии и консультациях авторов (в соответствии с трехсторонним Договором о сотрудничестве между Управой города Тулы, Российско-датским институтом энергоэффективности (РДИЭ) и МИОЦЭПО) городских программах энергосбережения, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, постановлениях главы города Тулы, губернатора Тульской области и других документах, в том числе подготовленных уполномоченными федеральными органами, в многочисленных публикациях центральной и местной прессы [3–11]. Разработанная методика основана на использовании лучшего мирового опыта, суть ее заключается в том, что уже в процессе конкурсного отбора современного оборудования и заключения договоров с поставщиками и подрядчиками при участии высококвалифицированных экспертов-консультантов (такие функции с 1997 по 2003 г. в Управе города Тулы и Главном управлении муниципального жилищного хозяйства города Тулы выполнял один из авторов) предусматривается комплекс эффективных конкретных мер для устранения отказов оборудования сразу же после их обнаружения, не дожидаясь рассмотрения данного вопроса на различных уровнях, переписки и взаиморасчетов между организациями, которые нередко из-за неоправданных затрат времени превращают вопрос о ликвидации отказа в проблему ликвидации последствий аварии или чрезвычайной ситуации и возмещения материального ущерба. На практике доказано, что реализация этого принципиально нового высокоэффективного метода без дополнительных финансовых и трудовых затрат способствует повышению оперативности устранения неизбежных отказов современного оборудования до уровня ведущих зарубежных стран (то есть решение проблемы ремонта и защиты внутридомовых систем от повреждения в сроки, необходимые для предотвращения размораживания и другого ущерба). В-третьих, можно обеспечить быстрое улучшение ситуации в любом регионе или городе без каких-либо изменений в коммунальном хозяйстве за счет более эффективного использования местных возможностей и проведения в административном субъекте единой технической политики, основанной на методах рыночной экономики. Подобная возможность может быть наиболее успешно реализована на основе сотрудничества с Институтом энергоэффективности (РДИЭ), Международным инновационно-образовательным центром энергосберегающего и природоохранного оборудования (сокращенно — МИОЦЭПО) и их российскими и зарубежными партнерами за счет повышения эффективности разработки и реализации перечисленных выше программ любыми заинтересованными территориальными и административными субъектами путем включения в них максимально конкретных, доступных и отработанных в российских условиях за последнее десятилетие комплексов мероприятий, результативных даже при бюджетном дефиците и высоком износе инженерных систем и позволяющих лучше использовать местные возможности и лучший мировой опыт по следующим направлениям: ❏создания в регионе или в городе в кратчайшие сроки более совершенной нормативно — правовой базы для обеспечения комплексного решения перечисленных проблем и эффективной реализации данных программ без больших дополнительных затрат из бюджетов всех уровней; ❏быстрого привлечения к решению указанных важнейших проблем научно-технического, производственного и финансового потенциала большинства хозяйственных субъектов соответствующего региона или города, а также широких слоев населения; ❏экономии и повышения эффективности использования тепла, электроэнергии и воды; ❏ремонта и обслуживания внутридомовых систем отопления, горячего и холодного водоснабжения и повышения надежности их работы, в том числе в экстремальных условиях; ❏устранения недостатков существующих внутридомовых инженерных систем (центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения) на основе внедрения лучших мировых достижений при минимально возможных затратах; ❏проведения эффективного конкурсного отбора оборудования, материалов и подрядчиков; ❏повышения эффективности предотвращения отказов и аварий оборудования и инженерных систем, ускорения и удешевления их ликвидации с использованием новых технических и организационно-экономических решений; ❏изучения лучшего мирового опыта и повышения квалификации кадров, в том числе путем стажировок в Дании, Великобритании, Франции и других странах-мировых лидерах в решении указанных проблем, и в России в форме очного, очно-заочного или дистанционного участия в комплексах Всероссийских учебно-выставочно-внедренческих мероприятий, проводимых в Туле с 2001 г.; ❏подготовки и совместной реализации высокоэффективных пилотных проектов, в том числе в рамках соответствующих всероссийских программ и на основе сотрудничества с ведущими международными организациями и инофирмами; ❏повышения теплового комфорта и пожарной безопасности в помещениях; ❏уменьшения количества жалоб населения и улучшения работы с ними; ❏обеспечения постоянного экспертноконсультационного и другого необходимого сопровождения реализации согласованных программ ведущими российскими организациями и их наиболее квалифицированными специалистами, имеющими успешный опыт решения аналогичных проблем в других регионах; ❏информационно-пропагандистской работы с хозяйственными субъектами и населением. В связи с особой актуальностью срочного внедрения предлагаемых новых методов МЧС России с 2000 по 2003 г. было направлено в каждый субъект Российской Федерации восемь писем с их одобрением и предложением обеспечить их изучение и постоянное использование руководящими работниками и специалистами органов регионального и муниципального управления и всех хозяйственных субъектов любых организационно-правовых форм, имеющих отношение к решению перечисленных важнейших проблем, на основе регулярного участия в проводимых в городе Туле комплексах Всероссийских учебно-выставочновнедренческих мероприятий «Комплексное решение проблем современного города, безопасности жизнедеятельностии конкурсного отбора оборудования, материалов и подрядчиков» (путем очного, очно-заочного или дистанционного участия в них). Выполнение этих рекомендаций позволит значительно облегчить, ускорить и удешевить решение в любых регионах и городах таких сложных проблем, как: ❏устранение недостатков существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий жилого фонда, бюджетной сферы и т.п. для повышения их энергоэффективности, надежности, работоспособности при отключениях централизованной подачи тепла и воды, аварийных и чрезвычайных ситуациях, защиты от размораживания и пожаров, уменьшения бюджетных и внебюджетных расходов, экономии средств населения; ❏обеспечение массового внедрения доступных всем хозяйственным субъектам и населению эффективных методов экономии энергоресурсов и воды, защиты от ущерба; ❏создание в муниципальных образованиях при участии их администраций эффективной системы обеспечения оптимального подбора и применения современных видов оборудования и материалов с учетом местных условий и российской специфики. Важное преимущество описанных новых технических решений — малозатратность и доступность использования даже в условиях бюджетного дефицита, а также возможность: ❏эффективнее использовать не только средства регионов, муниципальных образований и коммунальных предприятий, но и все равно расходуемые на эти цели средства любых других хозяйственных субъектов и населения; ❏значительно повысить без дополнительных затрат оперативность устранения отказов современного оборудования, купленного у коммерческих структур или смонтированного ими, уменьшив за счет этого вероятность угрозы их перерастания в аварийные и чрезвычайные ситуации. В целях конкретизации и обеспечения успешного применения в любых городах и регионах России описанных выше возможностей Институт энергоэффективности (РДИЭ) совместно со своими российскими и зарубежными партнерами предлагает программу оказания квалифицированного практического содействия органам регионального и муниципальногоуправления и хозяйственным субъектам. Заключение В большинстве ведущих зарубежных стран задачи по повышению надежности инженерных систем жизнеобеспечения и энергоэффективности, а также защиты населения от экономических и экологических проблем решаются при тесном сотрудничестве представителей органов власти, производителей и потребителей энергоресурсов и оборудования. Подобное сотрудничество в условиях рыночной экономики базируется на эффективном использовании местных возможностей и средств всех хозяйственных субъектов любых отраслей экономики и населения для решения существующих проблем и, одновременно с этим, предполагает проведение единой технической политики в рамках каждого муниципального образования, а также использования квалифицированной быстрой помощи профессионалов на всех этапах подбора, сервиса и ремонта оборудования. Необходимость организации такого сотрудничества подтверждается и российским опытом, наглядно демонстрирующим невозможность решения указанных проблем только за счет ограниченных бюджетных средств регионов, муниципалитетов и коммунальных предприятий. Отчасти, а, может быть, и в значительной степени это и привело к кризисному состоянию систем жизнеобеспечения и нарастающей угрозе их аварий, которые крайне сложно устранить традиционными методами. Быстрое создание в городах и районах при поддержке их администраций комплексной системы на основе новых организационно-технических и организационно-экономических методов — один из самых простых и малозатратных способов выхода из данного кризиса, при котором эффективнее используются возможности и средства всех хозяйственных субъектов и граждан. При этом авторы не видят никаких серьезных препятствий для создания и применения подобных систем, поскольку они не требуют каких-либо изменений существующей системы управления коммунальным хозяйством, ее функционирования и т.д. Предлагаемые авторами мероприятия для комплексного решения данных проблем, эффективные даже в условиях бюджетного дефицита, могут сразу стать важной составной частью соответствующих региональных и муниципальных программ.
Литература 1. Радченко С.А. Оптимальное решение — помощь профессионалов и все лучшее из мирового опыта. Информационный бюллетень Российского союза энергоэффективности «РСЭ Информ», №4/1996. 2. Кролин А.А. Эффективное теплоснабжение: датский опыт. «Энергорынок», №4/2005. 3. Радченко С.А. Новые малозатратные методы и портативные устройства для комплексного решения проблем экологии, энергосбережения, безопасности жизнедеятельности, надежного отопления и горячего водоснабжения. Вестник ТГПУ им. Л.Н. Толстого, №2/2005. 4. Радченко С.А. Научные основы комплексного решения проблем надежности отопления, энергосбережения, охраны труда и экологии на основе конструирования и внедрения портативных многофункциональных устройств«трансформеров» класса «РАНИТ». В сб.: «Технология, предпринимательство,экономика» ч. 3, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. 5. Радченко С.А. Научные основы создания методов и системы повышения эффективности защиты населения и уменьшения ущерба при аварийных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера. В сб.: «Модернизация образовательного процесса в университете с целью повышения качества подготовки специалистов». Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. 6. Радченко С.А. Методы и опыт обеспечения правильного подбора и массового внедрения энергоэффективных материалов и оборудования организациями и населением. Журнал «Энергосбережение и водоподготовка», №2/1999. 7. Радченко С.А. Опыт комплексного решения проблем энергосбережения и обеспечения экологической безопасности на основе организации учебно-выставочно-экспертной деятельности. Известия Академии промышленной экологии, №1/1999. 8. Радченко С.А. Актуальность и механизм оптимизации отбора и внедрения лучших видов энергоэффективного оборудования в коммунальном хозяйстве города Тулы. — Тез. Докл. Межд. н.-т.конф. «Энергосбережение-98», Тула, ТулГУ, 1998. 9. Радченко С.А. Экономить энергоресурсы может научиться каждый. «Промышленный вестник России», №7–8(19–20)/1996. 10. Евтюхин А.М., Бухтияров Ю.Ф., Радченко С.А. Обучение специалистов современным методам экономии энергоресурсов и материалов. «Тульский строитель», №2/1998. 11. Радченко С.А., Радченко С.С. Изучение в курсе БЖД и эффективное использование новых средств и методов обеспечения безопасности и комфорта жизнедеятельности в современных условиях. Сборник материалов IV Всероссийского совещания «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ». М., АПК и ППРО, 2005. 12. Косцов Т.В., Радченко С.А., Радченко С.С. Возможности повышения комфорта в помещениях, энергосбережения, экономии средств и развития тульских предприятий при внедрении многофункциональных водонагревателей класса «РАНИТ». Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. ч. 2, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. 13. Радченко С.А., Радченко Г.В., Мешкова И.К. Водонагреватель. Патент России №2120584, МКИ F 24 H 6/00. 20.10.1998, Б.И. №6. 14. Радченко С.А., Торин С.А., Лебединский В.Г., Казеннов В.С., Мешкова И.К. Комбинированный водо- и воздухонагреватель. Патент России№2089792, МКИ F 24 H 6/00. 10.09.1997, Б.И. №25. 15. Радченко С.А. «РАНИТ»: комфорт в каждом доме. «Промышленный вестник России», №5/1995. 16. Радченко С.А. Чтобы было комфортно и тепло. Международный журнал «Бизнес», №5/1996. 17. Радченко С.А. Основные направления использования электрических систем автономного отопления и горячего водоснабжения. Тез. докл. межд. н.-т. конф. «Энергосбережение-98». Тула, ТулГУ, 1998. 18. Радченко С.А. Анализ опыта разработки, производства и реализации на основе комплексной системы одного из лучших российских товаров — многофункциональных водо- и воздухонагревателей класса «РАНИТ». Научнотехническая и инновационная деятельность регионов России. Вып. 4, М., Центр «Ренатекс» при Президиуме РАН, 1995. 19. Радченко С.А. «Малая» большая наука: путь к возрождению. «Промышленный вестник России», №1–2(13–14)/1996. 20. Лопухин А.В. Смотрины в Лейпциге. «Промышленный вестник России», №4/1995. 21. Медведев Ю. Не сырьем единым. Журнал «Техника — молодежи», №6/1995.