12-й век: Первые ярмарки В качестве исторической справки следует сказать, что город Франкфурт-на-Майне был основан в 794 году. Городское право было напрямую увязано с рыночным правом. Со временем городские рынки в своем развитии породили традицию проведения ежегодной региональной ярмарки. Первое упоминание о Франкфуртской ярмарке относится к 1150 году, когда известный раввин Элицер бен Натан из близлежащего Майнца отметил это событие на страницах своего сочинения «Ewen ha Ezer». Считается, что традиционные осенние ярмарки берут свое начало в 11-м веке, и изначально приурочены к празднику урожая. В это время сельское хозяйство достигло новых высот, и возникла необходимость продажи первых за всю историю масштабных излишков урожая. 13-й век: Документ из Асколи «Мы, Фредерик, Богом избранный Император Римский, Король Иерусалима и Сицилии, настоящим Указом провозглашаем, что Мы всей Нашей властью будем обеспечивать особую защиту для каждого и любого, кто путешествует на ярмарки Франкфурта. Мы требуем, чтобы никому не чинились препятствия и беспокойства во время путешествия на ярмарки и обратно. Да будет известно всем, что если кто-либо осмелится противодействовать или противоречить настоящему Указу, на того падет гнев Нашего Величества. Все повеления настоящего указа скрепляются Нашей печатью». 11-е июля 1240 года Император Фредерик II официально открыл ярмарку во Франкфурте 11 июля 1240 года. Свободный город Франкфурт впервые во всем мире получил привилегию на проведение выставок. Эту привилегию либеральный представитель династии Штауферов подписал во время осады Асколи. 14-й век: Весна во Франкфурте Вино, шерсть и товары, произведенные во время зимней передышки от сельскохозяйственных работ, лучше всего продаются во время Поста. И вот 23 апреля 1330 Людвиг Баварский выдает официальную привилегию, разрешающую весеннюю ярмарку во Франкфурте. Франкфуртские ярмарки переживают первый бум между 1330 и 1400 в период правления Людвига Баварского и Карла IV. Любекская селедка, меха из балтийских стран, восточные пряности, фламандские кружева и ткани, китайский шелк, венецианское стекло, алмазы, строительный лес, розовые венки из Тироля и лошади были основными объектами торговли того времени. 15-й век: Банки, биржи, книги Развитие товарно-денежных отношений в Средние века было прямым результатом ярмарочной деятельности. Она заложила основание банковского дела и биржевой торговли. Культура также переживала рассвет: первая книжная ярмарка была проведена во Франкфурте в 1480 году. Франкфуртские ярмарки 14-го века уже предлагали не только потребительские товары и предметы роскоши, но и все возрастающее число манускриптов, сочиненных монахами. Товарные и денежные операции во время ярмарок идут неразрывно друг с другом. Тот факт, что торговцы могут приобрести товар только после продажи собственного, сделал необходимой кредитную поддержку встречных сделок. А некоторые историки считают, что именно ярмарки определяли курсы обмена валют. В 1445 году Гуттенберг открыл технологию печати при помощи наборного шрифта. Началась торговля печатными книгами, и в 1480 году она вылилась в самостоятельную книжную ярмарку. К концу столетия Франкфурт превратился в центр книгопечатания Германии и Европы. 16-й век: Новая волна Вторая волна ярмарочной активности характеризовалась все возрастающим интернационализмом. В 16-м и в начале 17-го столетия Франкфуртские ярмарки процветали благодаря наплыву зарубежных торговцев, в основном из соседних Нидерландов. Книги, шелк, алмазы были самыми популярными товарами, процветал обмен валют. Имена многочисленных улиц и площадей показывают, насколько сильно Мессе Франкфурт повлияла на формирование облика города на протяжении столетий. Россмаркт (лошадиный рынок), Корнмаркт (зерновой рынок), Бухгассе (книжная аллея) и Вехмаркт (хлебный рынок). Торговые дома купцов со всей Европы обогатили архитектуру Франкфурта. Свобода передвижения и торговли, гарантия защиты от юридического преследования были непреложными во время проведения ярмарок. Любой мог носить любое платье и оружие, передвигаться и делать так, как считал нужным. Кризисы, война и катастрофы Тридцатилетняя война становится губительной для ярмарок. Тяжелые эпидемии поражают торговлю и транспорт. В конце 17-го века из-за цензуры со стороны Майнца книготорговля во Франкфурте значительно снизилась и переместилась в Лейпциг. 18-й век: Тяжелые времена для свободы В 18-м и 19-м веках Франкфурт становится театром военных действий в противоборствах Франции и Германских княжеств. Город оказывается захваченным и теряет свой свободный статус. Лейпциг не присоединяется к Германскому таможенному союзу и приобретает значение ярмарочного города. Франкфурт, наоборот, все больше теряет звание центра проведения ярмарок. 19-й век: Банки и биржи на подъеме Продолжающаяся французская оккупация, торговая блокада, а также новые таможенные границы приводят ярмарочную торговлю практически к полному упадку. В середине века Франкфурт начинает приобретать значение в качестве банковского и биржевого центра. После основания рейха — в 1871 году — город попадает под Прусское господство. Большое количество посетителей привлекает лишь торговля кожей и лошадьми. 20-й век: Из Франкфурта в мир В 1907 году вновь основывается Общество ярмарочной торговли. Спустя два года проходит Международная выставка воздухоплавания. За 99 дней прохождения этой выставки количество посетителей составило более чем 1,5 млн человек. В этом же году происходит открытие представительского павильона (Festhalle) — в то время самого крупного в мире куполовидного свободнонесущего сооружения из стали и стекла. Короткая интермедия и возрождение В 1919 году Франкфуртская выставка снова начинает свою работу. Последняя весенняя ярмарка прошла в 1928 году. Мировой экономический кризис и явные предпочтения национал-социалистов в пользу Лейпцигской ярмарки ставят Франкфуртскую выставку на грань умирания. После двух Мировых войн 95% площадей оказываются разрушенными. Тем не менее, в 1946 году обер-бургомистр Колб возвещает: «Франкфурт должен снова стать выставочным городом». 3 октября 1948 года была открыта осенняя международная выставка. Она стала настоящим успехом — на 60000 кв. метров был представлен 1771 экспонент из Германии и других стран. Общий оборот выставки составил более 600 млн DM. Экономический подъем На пути к экономическому возрождению, за счет глобальных строительных работ, изменяется выставочный ландшафт Фракфуртской ярмарки. Восстановление представительского павильона (Festhalle) и строительство выставочных павильонов 3, 5, 6, 7 и 8 придают Франкфурту статус города с наикрупнейшими выставочными площадями в центре Европы. Отсюда начинают выкристаллизовываться специализированные выставки: в 1959 году — первая международная специализированная выставка «Interstoff» (Интерматериал). В 1990 году Мессе Франкфурт отметила свой 750-летний юбилей. Выставочные площади уже позиционируются как место проведения самых крупных и значимых международных выставок. В настоящее время Мессе Франкфурт задает направление будущего развития различных отраслей. Сегодня проводятся новые ярмарки в Азии, Северной Америке и Южной Америке, Восточной Европе, которые повсеместно развивают Франкфуртские ярмарочные темы — текстиль, автомобилестроение и техника, предметы народного потребления, а также коммуникационное оборудование и досуг. Дорога в 21-й век В будущем самыми важными качественными показателями Франкфуртских ярмарок должны будут остаться интернационализм, компетенция и первоклассный сервис. Для достижения этого Мессе Франкфурт планирует произвести многостороннее инвестирование, направленное на расширение выставочных площадей за счет одноэтажных выставочных павильонов, улучшение инфраструктуры, выявление новых сфер деятельности и повышение активности за рубежом, а также повышение качества сервиса за счет оптимизации услуг. Краткий обзор деятельности компании Messe Frankfurt Компаньоны Город Франкфурт-на-Майне — 60 процентов, земля Гессен — 40 процентов. Собственный капитал 309 млн. EURO Дочерние предприятия/долевое участие
- Messe Frankfurt Inc., Атланта
- Mesago Messe Frankfurt Corporation, Токио
- Messe Frankfurt (H.K:) Limited, Гонконг
- Messe Frankfurt Singapore Pte. Ltd., Сингапур
- Messe Frankfurt do Brasil Ltda., Сан-Паулу (2)
- Messe Frankfurt Trade Fairs India Pvt. Ltd., Бомбей
- Messe Frankfurt Italia Srl, Милан
- Messe Frankfurt France SAS, Париж
- Messe Frankfurt Istanbul, Uluslararasi Fuarcilik Limited Sirketi
- Messe Frankfurt Korea Ltd. — Messe Frankfurt Mexico S. de R.L. de C.V.
- Messe Frankfurt Schanghai, Китайская Народная Республика
- Мессе Франкфурт РУС, Москва
- Messe Frankfurt Medien und Service GmbH, Франкфурт-на-Майне
- Messe Frankfurt Ausstellungen GmbH, Висбаден
- Accente Gastronomie Service GmbH (95%), Франкфурт-на-Майне
Ярмарки/Выставки 89 по всему миру, из них 48 вне пределов Германии (в 2002 г.) Представительства за границей Всего 53 представительства, отвечающих за деятельность ярмарки в 113 странах. Участники 45 200 по всему миру, из них 9 400 на ярмарках за пределами Германии. Доля иностранных экспонентов, принявших участие в ярмарках и выставках, проведенных устроителем Messe Frankfurt в самом Франкфурте-на-Майне, — 65 процентов (в 2002 г.). Посетители 2,09 млн. по всему миру (в 2002 г.)
- во Франкфурте-на-Майне: 1,45 млн.
- за пределами Германии: около 640 000.
Общая площадь павильонов 321 000 м2 в десяти павильонах (с августа 2001 г.). Свободная площадь около 90 000 м2. Оборот концерна 318 млн. EURO (в 2001 г.). Прибыль перед уплатой налогов 23 млн. EURO (в 2002 г.). Инвестиции Пакет инвестиций до 2010 года объемом в 0,8 млрд. EURO существенно усилит международную конкурентоспособность компании Messe Frankfurt. В августе 2001 года после всего лишь 17 месяцев строительства был введен в эксплуатацию новый павильон под номером 3. Выставочная площадь этого сложного по своей архитектуре и техническому оснащению здания составляет 38 000 м2. Все инвестиции в данный проект в размере 138 млн. EURO. И были осуществлены самой компанией Messe Frankfurt. Летом 2001 года был открыт и новый Forum — многофункциональный выставочный центр, в строительство которого Франкфуртская ярмарка инвестировала 33 млн. EURO. Forum предлагает 2200 м2 выставочных площадей с дополнительными конференц-залами, пресс-центром, многочисленными офисами и вспомогательными помещениями, а также разделяемым залом для проведения различных мероприятий площадью 2300 м2, оборудованным большим кухонным цехом и рестораном. Число сотрудников в концерне В Германии: 878 (в 2002 г.). За пределами Германии: 223 (в 2002 г.). Социально-экономический эффект деятельности компании Усиление покупательной способности города и региона. Географические, транспортные и экономические преимущества Оптимальное расположение в центре Европы (самый большой аэропорт континента, крупный европейский дорожный и железнодорожный узел). От аэропорта до Главного железнодорожного вокзала Франкфурта-на-Майне на городской электричке S-Bahn можно доехать приблизительно за 12 минут. Далее от вокзала до территории ярмарки ведут четыре ветки городской электрички (время в пути — пять минут). Начиная с февраля 2001 года от Главного вокзала до ярмарки можно доехать в течение всего лишь четырех минут, пользуясь новой линией метрополитена (по ветке U4 до станции Mеsse/Festhalle). Город Франкфурт-на-Майне — это крупнейший экономический и финансовый центр, в котором расположены 3 000 филиалов иностранных предприятий и более 600 банков, из них 230 иностранных. Город располагает примерно 170 отелями, рассчитанными на 24 000 посетителей. На территории Рейнско-Майнского региона непосредственно в окрестностях Франкфурта в отелях могут остановиться еще около 65 000 человек. Современность Сегодня Мессе Франкфурт — ведущая фирма на мировом рынке ярмарок и специализированных выставок. Ежегодно она проводит свыше 80 выставок во всем мире. Одной из самых значимых и прогрессивных международных выставок в области сантехнического, отопительного и климатического оборудования является Международная специализированная выставка ISH Frankfurt, организуемая компанией Мессе Франкфурт. ISH’2003 В этом году выставка ISH Frankfurt прошла с 25 по 29 марта. Проводимая один раз в два года, она, по сути дела, является одновременно итоговым этапом демонстрации достижений и началом внедрения новинок производства в указанном секторе — именно к этой выставке многие производители приурочивают выход на рынок своих новинок. Масштабность и значимость этой выставки обусловлена в первую очередь экономическим фактором — Германия обладает огромными производственными мощностями и крупными производственными объединениями, многие их которых имеют уже более чем вековую историю и сегодня задают технический прогресс. Традиционно в рамках выставки проходят научные семинары и пресс-конференции, а также присуждается премия Design Plus за выдающийся и особенный инновационный дизайн представляемой продукции. Что касается нынешней выставки, то, по мнению ее организаторов, снижение количества посетителей по сравнению с прошлым годом связано прежде всего с пониженной экономической конъюнктурой в данном секторе рынка. Однако несмотря на это, даже нынешние масштабы поражают. На 254 000 м2 грандиозного выставочного комплекса был представлен 2361 экспонент из 51 страны мира. Общее число посетителей составило около 180000 человек из 93 стран мира, причем количество иностранных участников, по сравнению с прошлой выставкой возросло с 20 до 25 процентов, а количество посетителей из Германии, наоборот, снизилось. По данным организаторов выставки, 78 процентов экспонентов и 95 процентов посетителей остались довольными результатами участия на выставке ISH’2003. Особо следует отметить факт значительного увеличения числа посетителей из стран Восточной Европы — России, Словакии, Чехии, Латвии, Сербии, Болгарии и Турции. Возросло количество посетителей и из Западноевропейских стран — Испании, Великобритании, Австрии, Скандинавских стран, и из стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Следующая выставка ISH во Франкфурте-на-Майне пройдет с 15 по 19 марта 2005 года. Другие выставки подобной тематики, организуемые выставочной компанией Messe Franfurt, пройдут: с 1 по 3 октября 2003 года в Лас-Вегасе (США) — ISH North America 2003 и с 14 по 17 сентября 2004 года в Пекине — ISH China 2003. Редакция журнала С.О.К. выражает признательность компании Мессе Франкфурт Рус за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии. В статье также использованы собственные фотографии журнала С.О.К. о посещении выставки ISH’2003.