Во-первых, сами компаниипроизводители сознательно уменьшают ресурс оборудования, стараясь подогнать его ко времени морального износа. Во-вторых, в 1997–1998 и 2001–2003 гг. наблюдался резкий прирост количества фирм, занимающихся климатическим бизнесом, следовательно, на рынке стремительно возрастало количество монтажников. Вполне логично, что это приводило к снижению качества установки, отсутствию сервисного обслуживания, сокращению среднего срока службы оборудования. И, в-третьих, цены на климатическую технику с 1993 г. упали в разы, а потому меняется психология заказчика. Теперь он готов чаще менять кондиционер, зачастую не дожидаясь, когда тот выйдет из строя. Конечно, названые сроки службы несколько условны. На юге России, где сезон эксплуатации оборудования длиннее, а следовательно срок службы короче, замена техники производится достаточно активно. А во многих северных городах она еще и не начиналась. Тем не менее, взяв за точку опоры эти соображения, можно получить динамику замены отработавшей свой срок техники. Конечно, далеко не все кондиционеры, выработавшие свой ресурс, будут заменены на новые. Некоторым хозяевам такая покупка будет просто не по карману или у них до этого элементарно не дойдут руки. Другие заменят несколько бытовых сплитов на более серьезное оборудование. Однако можно принять, что порядка 70% техники, установленной до 1998 г., будет заменено на новую. Далее этот процент будет расти до тех пор, пока в конце нынешнего десятилетия не достигнет 90–95%. В условиях экономической стабильности и массовой доступности кондиционеров человек, привыкший к комфорту, не захочет жить без оного. Имея на руках долгосрочный прогноз развития рынка, основанный на предположении, что максимальное душевое потребление кондиционеров для России в целом остановится на отметке 8–9 кондиционеров на 1000 человек в год, можем отобразить их графически (рис. 1, 2). Что мы видим? В 2006– 2008 гг. произойдет резкое увеличение количества и доли техники, устанавливаемой взамен отработавшей свой срок. Нетрудно догадаться, что такой взлет замен связан с резким ростом рынка в 2000–2002 гг., когда темпы увеличения продаж доходили до 40–70% в год. Так или иначе, доля бытовых сплит-систем, заменяющих устаревшую и вышедшую из строя технику, в ближайшие три года вырастет с нынешних 12–13% до 30%. Какой главный вывод можно сделать в связи с этой ситуацией? Прежде всего, резкое увеличение роли сервисного обслуживания и ремонта. Потому что в подавляющем большинстве случаев замену кондиционера на новый выполняет компания, которая его обслуживала. Таким образом, сервис становится важнейшим инструментом продаж. Учитывая, что через десять лет порядка 65% всей техники будет продаваться посредством сервиса, его роль становится определяющей. (В странах со сложившимся рынком кондиционеров, например, Израиле, Японии, Великобритании 70–80% всех продаж — это замена оборудования). Поэтому компании, не уделяющие внимания развитию сервиса, будут бороться за оставшиеся 20–30% рынка, т.е. за новых заказчиков, покупающих первый кондиционер в своей жизни. В связи с предстоящим в ближайшие годы резким ростом сервисных и ремонтных работ необходимо уделить максимум внимания созданию и оснащению сервисных бригад. Заметим, что комплект необходимых сервисникам инструментов существенно отличается от комплекта монтажника. Если провести аналогию с армией, то монтажники— это тяжелая артиллерия, тогда как ремонтники — войска быстрого реагирования. Комплект, который они возят с собой, должен быть легким и многофункциональным. В этой связи хотелось быосветить несколько устройств, максимально отвечающих этим требованиям. Во-первых, это вакуумный насос RL-2. При производительности (35 л/мин) прибор выглядит очень компактным, а использование корпуса из ударопрочного пластика позволило существенно снизить вес. Масса RL-2 — 3,8 кг, что в разы меньше, чем для большинства вакуумных насосов этого класса. Уровень масла легко определить через специальное смотровое окно, а для его дозаправки не требуется специальная воронка. Чтобы насос обеспечивал заявленные параметры, необходимо соблюдать рекомендации производителя по обслуживанию. Насос заполнять соответствующим маслом до середины смотрового стекла. В процессе эксплуатации в масло попадают примеси и влага, в связи с чем следует своевременно производить замену и контролировать уровень масла в насосе. В противном случае детали механизма подвергаются коррозии, падает производительность, вплоть до выхода из строя насоса. Кстати, данные рекомендации справедливы для всех вакуумных насосов, используемых при обслуживании холодильного оборудования. Еще один очень полезный инструмент — двухвентильный манометрический коллектор, со шкалами для R22, R410A и R407C и необходимыми сервисными шлангами. Наличие такого прибора избавляет от необходимости носить с собой комплект коллекторов, причем стоимость новинки —порядка 120% цены обыкновенного коллектора. И, наконец, нельзя не отметить такой прибор, как ремонтный труборез. Он позволяет отрезать развальцованную кромку сразу же за местом развальцовки, а не в 20–30 мм от него. В случае если необходимо заново развальцевать старые трубы, он просто незаменим, так как при этом дорог каждый миллиметр.
Ищите сервисника!
Известно, что у любой техники есть предельный срок службы. На то она и техника, чтобы в один прекрасный день взять и сломаться. Как говаривал Вильям Шекспир: «Ничто не вечно под луной». Разумеется, и кондиционер не относится к числу вечных ценностей. Опыт реальной эксплуатации бытовых сплит-систем в России показывает, что средний срок службы для аппаратов бизнескласса составляет порядка десяти лет, для кондиционеров эконом-класса — около восьми. Эти цифры получены и проверены для сплит-систем 1993–1996 гг. рождения. Много фреона утекло с тех пор, и по наблюдению бывалых климатехников, по долговечности современные кондиционеры уступают своим «ископаемым предкам». Для оборудования, проданного в 1997–2000 гг., срок службы стоит принять равным девяти и семи годам соответственно. А для техники, выпущенной после 2001 г., — восемь и шесть лет. Причин для такого падения продолжительности жизни как минимум три.