— Что включает в себя понятие «подготовка радиатора к зиме»? За какими параметрами, влияющими на эффективность их работы нужно следить? — По опыту, и не всегда положительному, профилактику отопительных приборов необходимо проводить один раз в год после окончания отопительного сезона. Обычно эта процедура выглядит следующим образом. Визуальная оценка по внешним признакам возможна только для стальных радиаторов: у них начинает облупливаться краска и появляются на поверхности ржавые точки — это первый признак возможного «свища». Для точной диагностики состояния отопительного прибора необходимо отсоединить радиатор от системы отопления и оценить состояние его внутренней поверхности. Эту процедуру должен выполнять профессионал сервисного центра. Грязь, окалина, ржавчина, присутствующие в центральных системах отопления и попадающие в прибор в процессе его эксплуатации, — это основные причины нарушения гидравлических и тепловых режимов. Чтобы удалить эти отложения, производится промывка радиатора. Далее при помощи специального ручного или электрического насоса (например Rothenberger, Rems) производится опрессовка отопительного прибора давлением равным рабочему давлению системы — 10 атм. Но не более! Не надо пытаться поднимать давление до испытательного. Металл, как и люди, устает. После успешно проведенного гидравлического испытания обязательно составляется акт, в котором ставят свои подписи исполнитель и заказчик. После монтажа в радиатор желательно залить специальную жидкость — снять накипь с внутренней поверхности прибора. — Из Вашей практики, с каким оборудованием возникает больше осложнений и чем они вызваны? Наиболее уязвимые места отопительных приборов? — Особенно это касается стальных и биметаллических радиаторов со стальной трубой. Стальные радиаторы, если они подсоединены напрямую к тепловым сетям, служат мало — 2–3 года. Срок службы стальных радиаторов напрямую зависит от качества воды, так как они наиболее подвержены коррозии. К сожалению, водоподготовка в централизованных системах оставляет желать лучшего. В новостройках часто делают так называемую независимую схему, т.е. через теплообменник на прибор выходит собственная вода, прошедшая свою химподготовку. В такие системы или в частные дома можно ставить стальные радиаторы, и они служат намного дольше, разумеется, при правильной эксплуатации системы отопления. По той же причине некачественной воды я не советую ставить в системе центрального отопления термостаты. Маленькое сечение обеспечивает узкий проход воде и, соответственно, если забилась какая-то окалина, отопительный прибор перестает работать. Ко всему прочему у термостатов большое сопротивление и их самостоятельная установка может привести к, мягко говоря, неправильной работе отопительного прибора. Это не антиреклама термостатической арматуры. Ее надо устанавливать, но этот вопрос должен решаться на стадии разработки проекта системы отопления, а не во время ремонта квартиры в «хрущевке». Что касается алюминиевых радиаторов, то обязательно (и это указанно в техпаспорте любого из них) открывать на лето воздушный клапан, конечно же предварительно закрыв запорную арматуру. Дело в том, при контакте алюминия с водой происходит выделение водорода, что может привести, при закрытом воздушном клапане, к разрыву радиатора. Повторю, что это происходит потому, что клиенты элементарно не читают условия эксплуатации, и если следить за радиатором, ничего не случится. Что касается медно-алюминиевых отопительных приборов, например, JAGA Low-H2O, они хорошо зарекомендовали себя в процессе эксплуатации. Медь не подвержена коррозии и разрыв может произойти только при очень больших нагрузках. По поводу медно-алюминиевых приборов существует распространенное среди неспециалистов заблуждение, якобы есть опасность электрохимической коррозии, так как медный теплообменник подсоединен к стальным трубам системы отопления. Во-первых, медные трубки теплообменника соединены латунным коллектором, во-вторых, между трубами системы отопления и прибором стоит запорная арматура, которая также изготовлена из латуни. Хочу сделать акцент на еще одном важном преимуществе приборов отопления JAGA Low-H2O. Если он правильно смонтирован и подключен, клиент может промыть его самостоятельно: просто снять и отнести в ванну. — В случае возникновения экстренной ситуации (например, прорыв отопительного прибора с вытекающими отсюда последствиями: порчей имущества и т.д.) кто должен нести ответственность и возмещать убытки? — Я уже говорил об акте гидростатических испытаний, который сервисная фирма обязана предоставить, и не только после профилактики, но и при первоначальной установке прибора. Клиенты это должны знать и требовать. Хотя больше в этом заинтересована сама организация: если с прибором что-то произошло, то акт подтверждает, что радиатор находился в исправном состоянии. К сожалению, в наших тепловых сетях распространено такое явление как гидроудары. Претензии клиента в этом случае обращаются к эксплуатирующей организации, т.е. к теплосети. Сервисная, монтажная фирма несет ответственность только за прибор, а не за всю систему отопления. В случае аварии специалист непосредственно на месте должен составить акт: правильно ли обвязан радиатор, нет ли нарушений технологии монтажа. Часто установку приборов выполняют непрофессионалы, и может произойти завоздушивание. Были в нашей практике и такие случаи, когда отопительные приборы устанавливались без запорно-регулирующей арматуры, а такой отопительный прибор отключить самостоятельно уже невозможно. Чтобы в случае аварии возместить понесенные убытки, установку отопительных приборов нужно доверить надежной сервисной организации, а для централизованной системы отопления я бы даже посоветовал обратиться не в фирму, а в ЖЭК, т.к. в любом случае установку радиатора в квартире нужно согласовать с ним. Вообще, что касается гарантии, то она состоит их трех составляющих: гарантии на оборудование, которую несет фирма-поставщик (например, в нашей фирме вся продукция без исключения застрахована и если что-то случается, потребитель может быть уверен, что получит компенсацию); гарантии правильности проектных работ; гарантии на монтажные работы. — Как правильно выбрать сервисную фирму? На что следует обратить внимание, чтобы не попасть в руки непрофессионалов? Фирмы даже называют предлагаемые услуги по-разному — сервисным, техническим, послегарантийным обслуживанием и предлагают свои условия договоров… — Прежде всего, у профессиональной организации должна быть лицензия — это главный гарант качества. Вообще, хорошо заказывать монтаж и сервис там, где приобретаются сами приборы отопления — это дополнительная гарантия того, что потребитель получит квалифицированную услугу специалистов, ориентированных на обслуживание именно этого оборудования. Важно и то, чтобы при заключении договора клиент не просто расписывался, а внимательно вчитывался в те бумаги, которые предлагает подписать организация. Что касается цен, то монтажные и профилактические работы зависят от сложности системы и объема выполняемых работ. Для ориентира, полная профилактика радиаторов обходится порядка 100 у.е. за точку, выезд специалиста и предварительный осмотр — около 50 у.е.
Готовь сани летом или как подготовить к зиме радиатор отопления?
Рынок отопительных радиаторов в России сегодня более чем насыщен: большой выбор приборов в любой ценовой категории и с любым набором технических характеристик. Однако достаточно много потребителей готовы скорее смонтировать радиатор «своими руками», чем заплатить за эту работу профессионалам. И о том, что каждый год необходимо проводить профилактические работы, чтобы быть уверенным, что отопительный прибор не потечет, задумываются тоже, к сожалению, не многие. А зря: своевременная профилактика способна существенно продлить срок службы радиатора. Ежегодное сервисное обслуживание радиаторов — тема нашей беседы с ведущим инженером отдела технического консалтинга компании «Терморос» Владиславом Бугловым.