«Дизайнеры должны участвовать в разработке нового продукта с самого начала», – утверждает 48-летний Фабиан Кольман (Fabian Kollmann), инженер-разработчик компании Bosch Thermotechnik, Германия. И это не пустые слова. Кольман, окончивший престижную Академию искусств в Штутгарте по специальности «Проектирование промышленных продуктов», сыграл ключевую роль в разработке инновационной линейки отопительного оборудования Buderus Titanium. «Дизайнеры – это не райские птицы, которые прячутся от реальности в башне из слоновой кости и рисуют нечто высокохудожественное для самих себя. Это, напротив, нужные специалисты, способные внести ценный вклад в развитие бизнеса», –подчеркивает он.
Позиция Фабиана Кольмана близка и Маркусу Моттшеллеру (Markus Mottscheller), дизайнеру промышленного оборудования, приглашенного агентства. С 2008 года он работает в титулованном бюро designaffairs, которое также принимало участие в разработке новой линейки отопительного оборудования Buderus. По его мнению, дизайнер должен быть не заклятым соперником инженера, а полноправным партнером, идейным вдохновителем и помощником. «Дизайнеры думают иначе, имеют принципиально иное восприятие. Они адвокаты конечных пользователей, думающие в первую очередь не о технической стороне вопроса, а о пользователе продукта и его нуждах», – сообщает он.
Дизайн и функциональность
При разработке продуктов Buderus Titanium дизайнеры и инженеры разработчики должны были принять во внимание не только внешний вид и удобство использования, но и такой важный критерий, как взаимозаменяемость. Соединения, крепления и прочие компоненты должны позволять легко заменить старый нагреватель на новый. Процесс поиска решения занял довольно продолжительное время. Фабиан Кольман с гордостью показывает почти два десятка чертежей, прикрепленных к большому стенду для плакатов. И это лишь малая часть проделанной работы! Здесь Кольману очень пригодились знания в сфере машиностроения, полученные в Университете Карлсруэ, который он окончил перед тем, как окунуться в мир дизайна. Подобная «двуязычность» в современном промышленном дизайне крайне ценна.
Погрузимся в процесс разработки: создание дизайн-проекта обычно разбивается на несколько этапов. На первом этапе формулируются рамочные условия. Далее определяется набор ключевых идей, которые затем формируют ядро проекта. Различные стилевые решения фиксируются с помощью так называемых «досок настроения» (mood boards), или коллажей, помогающих дизайнеру зафиксировать образ того или иного решения. На основе этих наработок формируются первые эскизы моделей. На более поздних стадиях проекта эксперты прорабатывают решение в мельчайших деталях, создают трехмерные модели продукта, финализируют цветовые решения, текстуры, надписи, алгоритмы взаимодействия потребителя с продуктом.
В качестве примера возьмем дизайнерское решение передней панели новых котлов Buderus Titanium. «Такая панель должна показать потребителю высокое качество технической начинки котла», – комментирует Фабиан Кольман (Fabian Kollmann), инженер-разработчик компании Bosch Thermotechnik, Германия. Кроме того, отопительная техника все чаще проникает в жилые пространства и в сознании потребителя начинает сравниваться с прочей бытовой и кухонной техникой. Стекло открывает возможности совершенно новых вариантов дизайна и способов взаимодействия человека и продукта.
Одними из основных целей, которые преследовались при создании линейки оборудования в DNA дизайне были создание продукта из мира термотехники, который станет не только технологически совершенным, но и будет иметь привлекательный дизайн. Попытка добиться технологического совершенства применяя модульную концепцию при создании котла увенчалась успехом. Суть её заключается в том, что при разработке применяется как можно больше компонентов-модулей, которые можно было бы использовать в как можно большем количестве продуктов. Это прием снижает затраты на производство продукта и приводит к унификации производственного процесса. Данный подход очень часто используется в автомобильной промышленности и приносит неплохие результаты. Кроме того, модульная конструкция довольно удобна для инсталляторов и сервисных специалистов, за счёт своей структурированности и стандартизированности. Доступ в такой конструкции открыт почти ко всем компонентам, что облегчает процесс монтажа и сервисного обслуживания. В котлах линейки DNA также предусмотрено наличие системы дистанционного управления, которые также могут быть использованы для обнаружения неисправностей.
Поддержка при выводе на рынок
После подготовки дизайн-проекта сразу же начинается работа по формированию стратегии продвижения. «В процессе разработки дизайна возникает огромное количество мыслей и идей, которые наделяют продукцию душой, рассказывают интересные истории и могут оказаться ценными при коммуникации с потребителем во время вывода продуктов на рынок», – подчеркивает Фабиан Кольман (Fabian Kollmann). Стратегия продвижения формируется сразу для всей линейки продукции.
Мнения потребителей: «Этот дизайн нельзя назвать заурядным»
«Внешний вид устройства довольно привлекателен. Увидев его впервые, я даже не подумал, что это газовый котел. Больше похоже на холодильник. Этот дизайн можно назвать каким угодно, только не заурядным. Благодаря передней панели в стиле хай-тек и неординарному внешнему виду такой котел жаль прятать в подвале. Также помимо дизайна меня поразило использование сенсорного экрана, это абсолютно новаторская идея. В целом, до сегодняшнего дня мой газовый котел не особенно интересовал меня. То, что я вижу, – совершенное иное устройство. Его можно и с друзьями обсудить», – комментируют покупатели.
Важность для Термотехники
Создание продуктов с уникальным DNA дизайном не единичный случай, а части стратегии развития дивизиона на ближайшие несколько лет. В целом данный проект направлен не только на создание продуктов с привлекательным дизайном, но и сокращение затрат на производство продукции путём применения модульного подхода в производстве и проектировании продуктов. В данный момент в компании ведется целая серия DNA проектов начиная от настенных котлов и заканчивая каминами.