Сравнительно недавно на российском рынке марки Bosch и Buderus были представлены в виде отдельных представительств. Теперь эти два бренда представляет компания ООО «Бош Термотехника». Какие плюсы от такого объединения?
Ю.В.: Да, действительно, в августе 2011 года объединились две организации, отвечавшие на российском рынке за продвижение отопительной техники под брендами Bosch и Buderus. Как логичный результат объединения и по аналогии с названием материнской компании, в январе 2012 года наша компания получила новое имя — «Бош Термотехника». Синергетический эффект, которого удалось добиться благодаря слиянию двух организаций, выражается, прежде всего, в совместном, а, главное, оптимальном использовании ресурсов, которыми обладают две команды высокопрофессиональных специалистов, работающих по брендам Bosch и Buderus.
Спустя несколько лет после закрытия своего офиса в кризисном 1998 году Buderus вновь вышла на российский рынок. С чем был связан уход с рынка? С кризисом или со стратегией начать с чистого листа в другом формате?
Ю.В.: Я не могу судить, было ли ошибочным решение уйти с российского рынка в кризисном 1998 году и закрыть представительство Buderus. Но реальность заключается в том, что в 2004 году Buderus, находясь уже в составе Группы Robert Bosch GmbH, вернулся на рынок России с целью занять позиции, достойные этого старейшего и всемирно известного бренда. Время показывает, что это было правильное решение.
Под марками Bosch и Buderus производится схожее котельное оборудование, при этом программы у брендов совершенно разные. Как строится работа по одновременному продвижению двух марок оборудования?
Ю.В.: Немецкий концерн BoschThermotechnik GmbH, дочерней компанией которого мы являемся, производит широкий спектр первоклассного оборудования для систем отопления, ГВС, электрической и тепловой когенерации, систем кондиционирования и вентиляции. Наши заводы находятся в 11 странах мира, в основном в Западной Европе. На некоторых из них производится исключительно оборудование Buderus, как, например, на заводе чугунных котлов в Лолларе, Германия, на некоторых только оборудование Bosch, а есть заводы, на которых производится оборудование и Bosch, и Buderus.
При этом стратегии продвижения оборудования Bosch и Buderus абсолютно разные. Нашими прямыми партнерами по оборудованию Bosch являются крупные оптовые компании федерального и регионального уровней, в то время как по оборудованию Buderus заказчиками являются монтажные организации.
По мнению участников рынка, результаты работы ООО «Бош Термотехника» впечатляют. Что было сделано для этого?
Ю.В.: Спасибо за хороший вопрос! Действительно, сегодня мы занимаем лидирующее место на рынке отопительной техники в России.
Важную роль в успехе компании играет первоклассная продукция, которую мы производим и поставляем на российский рынок. Наше оборудование современно, надежно, долговечно и при этом потребляет малое количество энергии, то есть обладает высоким КПД. При том, что наша техника является техникой премиального ценового сегмента, соотношение цена/качество нашего оборудования полностью оправдывает ожидания российского заказчика.
Мы предлагаем заказчику не просто котел, бойлер или кондиционер, мы предлагаем системное решение его проблем и потребностей. Приобретя наше оборудование, он получает комфортные тепло зимой, прохладу летом, стабильно горячую воду круглогодично и все это при минимально возможных затратах на потребляемую энергию.
При этом заказчик для ООО «Бош Термотехника» — главная ценность компании. Мы стараемся быть в тесной связи с нашим клиентом, поддерживать его и делать удобной и выгодной для него работу с нами.
ООО «Бош Термотехника» сегодня — это филиалы в 30 городах России, широкая партнерская сеть, 10 региональных складов, 7 учебных центров, 240 авторизованных сервисных центров.
Не секрет, что происходит перераспределение рынка продаж в пользу крупных компаний дистрибьюторов. Есть ли какие-то особенности у этого процесса в России по сравнению с западными рынками?
Ю.В.: По моему мнению, рынок отопления в России повторяет развитие западного рынка, хотя и со значительным временным отставанием в силу объективных и субъективных причин. Мы видим, что в нашей стране продажи оборудования происходят примерно в равных объемах, как через крупные дистрибьюторские компании, так и через монтажные организации. Хотя и рынки Запада тоже не однородны в плане дистрибьюции. Так, на рынках Великобритании и Франции дистрибуция отопительной техники осуществляется преимущественно крупными оптовиками, в то время как в Германии обе схемы продаж работают примерно также как и в России.
Тепловое оборудование — сложная техника, требующая регулярного обслуживания. Как компания осуществляет поддержку своих дилеров и конечных пользователей?
Ю.В.: Поддержка партнеров — одна из основных функций компании ООО «Бош Термотехника». В настоящий момент мы располагаем семью учебными центрами, в которых осуществляется подготовка специалистов, работающих с оборудованием Bosch и Buderus. При этом существует множество программ, рассчитанных на специалистов разных направлений: монтажников, проектировщиков, продавцов отопительной техники. Помимо собственных учебных центров, в которых только в прошлом году было обучено более восьми тысяч специалистов, наша компания имеет развитую сеть авторизованных сервисных центров на базе наших региональных партнеров, сейчас их насчитывается более 240. На 10 собственных региональных складах компании, а также складах наших партнеров поддерживаются в необходимом количестве оборудование и запасные части, что позволяет оперативно устранять неисправности, если таковые случаются.
Каковы основные группы оборудования Bosch и Buderus наиболее востребованы в нашей стране?
Ю.В.: Наш бизнес-портфель включает десятки тысяч наименований продукции. Это и бытовая техника, например, газовые, и электрические водонагреватели, настенные газовые котлы мощностью до 100 киловатт, напольные котлы мощностью от 20 киловатт, и промышленное оборудование, такое как крупные промышленные водогрейные и паровые котлы мощностью до 38 мегаватт и производительностью до 55 тонн пара в час. Мы производим когенерационные установки, оборудование для СКВ, оборудование на возобновляемых источниках энергии, например, солнечные коллекторы, тепловые насосы и многое другое. В силу специфики России, в силу ее масштабности и глобальности, в различных регионах страны востребованность той или иной техники неоднородна. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке, в силу их низкой газификации более востребовано оборудование на твердом и жидком топливе. В европейской части РФ более востребованы котлы, работающие на газе. Все оборудование, которое производит ООО «Бош Термотехника», независимо от топлива, на котором оно работает, отличается высоким классом энергоэффективности.
Насколько сегодня в России востребовано энергосберегающее оборудование, и какие Вы видите здесь перспективы?
Ю.В.: Энергосберегающее оборудование на российском рынке востребовано. Это я могу сказать с абсолютной уверенностью. Счастье и одновременно беда нашей страны — крупнейшие в мире энергетические ресурсы. Именно поэтому вопросы энергосбережения долгое время были неактуальными из-за крайне низких цен на природное топливо. Однако в последнее время этой проблеме уделяется самое пристальное внимание. Отмечу, что ООО «Бош Термотехника» вносит значительный вклад, как в энергосбережение, так и в формирование понимания, что экономить энергоресурсы страны необходимо.
Компания вкладывает ежегодно более 80 миллионов евро в инновационные разработки. Расскажите о них.
Ю.В.: Группа компаний Bosch, в которую входит Bosch Thermotechnik GmbH, инвестирует огромные средства в научные исследования и разработки в области новых технологий, в частности технологий энергосбережения, возобновляемых источников энергии. Мы считаем это направление наиболее перспективным. Что касается России, мы видим, что спрос на конденсационные технологии, теплонаносное оборудование, солнечные коллекторы, когенерационные установки растет непрерывно.
Совсем недавно журнал С.О.К. выпустил электронную версию издания для планшетных компьютеров и смартфонов. Насколько Вам интересен такой формат издания?
Ю.В.: Я считаю, что электронный формат издания, его электронное приложение представляет несомненный интерес. Мне, как пользователю iPhone, очевидны все преимущества такого формата. Это отличная идея, которую вы с успехом реализовали.