Александр, расскажите о новейших технологических методах повышения надёжности радиаторов — защите от протечек, скачков давления…
Александр Квашнин: Мы руководствуемся принципом оптимальности простых решений и афоризмом «лучшее — враг хорошего» — надёжной гарантией герметичности отопительного прибора и его устойчивости к гидроударам является неукоснительное соблюдение требований стандарта ГОСТ 31311 на общие технические условия производства по показателям минимально допустимой толщины стенки (трубы) отопительного прибора, соприкасающейся с водой.
Здесь так же исходим из риск-ориентированного подхода — например, посредством установления при пересмотре стандарта ГОСТ Р 53583 на методы испытаний единой методики определения толщины стенки стального панельного радиатора были обозначены наиболее уязвимые в плане коррозии и давления места (по оси сварных точек и на перегибах), в которых и нужно измерять такую толщину.
Как сегодня производители добиваются увеличения устойчивости радиаторов к коррозии при наличии в теплоносителе агрессивных элементов?
А.К.: Основное массовое техническое решение для минимизации таких рисков уже придумано — специально изобретённый для эксплуатации в российских условиях водоподготовки биметаллический радиатор отопления со стальным каналом для прохода теплоносителя доказал способность успешно решать задачи обеспечения безопасности, как в текущий момент (наличие статической прочности к гидравлическим ударам), так и в плане долговечности.
Также российские и иностранные производители стремятся повышать коррозионную стойкость и долговечность за счёт использования новых материалов — низкоуглеродистых и даже нержавеющих стальных сплавов, но прорывная эффективность таких методов ещё недостаточно изучена и не доказана длительной эксплуатацией, поэтому показатели толщины сохраняют актуальность.
Помимо объективного совершенствования продукции, производители вынуждены работать с оглядкой на запросы потребителей. Какие потребительские тренды вы наблюдаете сегодня? Интересует уровень интереса покупателей к бренду радиатора, его энергоэффективности, срокам гарантии, возможностям сервисной поддержки, цене, дизайну и другим параметрам.
А.К.: В первую очередь для российского рынка отопительных приборов в последние годы характерны тренды, являющиеся ключевыми для отрасли и торговли в целом. Во-первых, постепенно уходят в прошлое строительные рынки, в том числе крупные, и растёт сегмент DIY-магазинов, представляющих собой сетевые строительные гипермаркеты. Это способствует повышению внимания к безопасности и качеству строительной продукции, включая радиаторы, поскольку торговые сети дорожат своей репутацией.
Во-вторых, на рынке отопительных приборов получил развитие общий тренд роста интернет-торговли. С одной стороны, цифровизация позволяет ускорить, упростить и расширить выбор интересующего потребителя товара, но при этом увеличиваются риски продажи радиатора с характеристиками, не соответствующими указанным на сайте.
Что касается потребительских предпочтений, то при продаже в розничной сети для потребителя в массовом сегменте главным критерием выбора по-прежнему остаётся соотношение цены и теплоотдачи. Здесь, в связи с введением обязательной сертификации и переходом к работе в условиях открытых и достоверных данных о теплоотдаче, отечественные отопительные приборы становятся всё более конкурентоспособными в идеологии «рубль стоимости за ватт теплоотдачи».
В свою очередь, роль бренда для потребителя прямо пропорционально возрастает с увеличением цены отопительного прибора, который он намеревается приобрести. Например, в наиболее массовом эконом-сегменте широко распространены «белые товары» — радиаторы отопления, обозначенные типом отопительного прибора и техническими характеристиками без упоминания какой-либо торговой марки.
Рост объёмов и доли импорта в Россию таких «безымянных» алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления АПРО фиксирует постоянно — по итогам 2017 года доля no name составила 12 процентов в сегменте алюминиевых радиаторов, а по биметаллическим радиаторам ещё больше — 44 процентов по «классическому» и 33 процентов по «чёрному биметаллу». Примечательно, что в сегменте стальных панельных радиаторов отопления аналогичная ситуация не наблюдается (всего семь процентов).
Хотел бы обратить внимание на такой показательный с точки зрения развития импортозамещения тренд, как начало размещения крупнейшими сетевыми ритейлерами и дилерами, которые ранее рассматривали в качестве OEM-партнеров только иностранных изготовителей, заказов на контрактное производство радиаторов отопления под собственными торговыми марками на ведущих отечественных заводах. Также производители достаточно широко используют в качестве инструмента рыночного позиционирования указание на упаковке крупной суммы, на которую потребитель застрахован от ущерба, связанного с эксплуатацией отопительного прибора.
Со своей стороны, АПРО совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и АПИК в 2017 году успешно реализовала проект по добровольной верификации в целях определения безопасных, качественных и энергоэффективных моделей отопительных приборов и их позиционирования перед организациями строительного сектора. Также мы продвигаем инициативу о проведении в 2019 году испытаний радиаторов отопления в рамках системы Роскачества, результаты которых будут широко освещаться в СМИ.
Теперь предлагаю перейти от потребительских к маркетинговым трендам. В частности, очень интересно, с чем вы связываете сохраняющуюся в течение последних нескольких лет устойчивую тенденцию снижения как физических, так и стоимостных объёмов импорта алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления в РФ и одновременного (2016–2017 годы) роста объёмов ввоза «чёрного биметалла», а также значительного увеличения объёмов импорта стальных панельных радиаторов? Какие ещё тенденции в сфере импорта и производства вы считаете знаковыми?
А.К.: Это напрямую связано с результатами работы нашей Ассоциации — несколько лет назад мы сумели добиться усиления контроля ввоза в Россию алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. За счёт этого удалось практически полностью пресечь факты существенного занижения их таможенной стоимости. Соответственно, упала и экономическая мотивация к получению сверхприбылей при их ввозе. Собственно, этим же стремлением к повышению маржинальности обусловлен и рост объёмов ввоза «чёрного биметалла» — такая практика позволяет экономить полтора процента от стоимости при уплате таможенных пошлин. Частично проблему «чёрного биметалла» решает введение обязательной сертификации — при честных данных о теплоотдаче рыночная привлекательность таких отопительных приборов снижается весьма существенно.
Что касается роста сегмента стальных панельных радиаторов на российском рынке, то это общеевропейский тренд, который в Российской Федерации характеризуется далеко не столько увеличением импортных поставок, сколько реализацией крупных проектов по созданию новых и существенному расширению производственных мощностей действующих отечественных заводов, специализирующихся на стальных «панельниках».
Из других основных трендов обозначил бы существенное снижение объёмов импорта алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления из Италии, в связи с замещением их рыночной ниши ведущими российскими производителями, дающими сравнимое качество при более низкой цене.
Также хотел бы сказать, что с 20 августа 2018 года вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии о выделении в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления и их частей отдельных кодов в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), которое позволит иметь чёткие официальные данные об импорте, а таможне даст возможность в автоматизированном режиме идентифицировать алюминиевые и биметаллические радиаторы для контроля факта прохождения обязательной сертификации.
Как обстоят дела с «тёмной силой» рынка радиаторов отопления — контрафактом? В какой степени с ним сталкиваются производители сегодня, какие методы борьбы применяют и насколько радикально на эту ситуацию влияет и повлияет в краткосрочном и долгосрочном периодах введение обязательной сертификации?
А.К.: Если говорить о контрафакте, под которым понимаются товары, произведённые и реализуемые с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности, то такая проблема для рынка отопительных приборов практически не актуальна. Нельзя говорить и о наличии на рынке отопительных приборов как таковой фальсифицированной продукции — есть случаи «кустарно-гаражного» производства стальных конвекторов из ненадлежащих материалов, но они носят локальный характер.
Для российского рынка отопительных приборов наиболее актуальна проблема, когда фальсифицируется не сама продукция, а данные о ней на упаковке и в сопроводительной документации: необоснованно завышаются показатели теплоотдачи, рабочего давления, массы.
Также имеют место случаи, когда для позиционирования в более высоком ценовом сегменте радиаторы отопления китайского производства выдаются за продукцию из Италии или Германии примитивным путём использования на упаковке цветов соответствующих национальных флагов. На нашем рынке это нездоровое явление обозначили словом «КиИталия».
Вместе с тем все перечисленные вопросы позволяет эффективно решать инструмент обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов, при которой достоверными должны быть все параметры отопительных приборов, а также сведения о стране происхождения и заводе-изготовителе.
А однозначно ли позитивно введение обязательной сертификации радиаторов? Кому сертификация сулит убытки, изменение планов и по какой причине?
А.К.: Обязательная сертификация радиаторов и конвекторов была введена в России с 27 июня 2018 года. Посмотрим, что же мы имеем на сегодняшний день? Все основные торговые марки и модели отопительных приборов различных типов сертифицированы. При этом затраты на прохождение данной процедуры и проведение испытаний не оказали сколь-нибудь ощутимого влияния на себестоимость отопительных приборов и их конечную цену на рынке. Но для того, чтобы введение обязательной сертификации прошло максимально гладко, АПРО была проведена масштабная подготовительная работа.
Во-первых, Ассоциацией был разработан национальный стандарт ГОСТ Р 58065–2018 на правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов, который сделал данную процедуру чёткой и прозрачной. Предусмотренная этим стандартом возможность использования схемы сертификации серийного производства оказалась оптимальной как для отечественных, так и для иностранных заводов-изготовителей.
Во-вторых, по неоднозначным вопросам удалось получить официальные разъяснения Минпромторга России, Росаккредитации и Росстандарта, которые позволили обеспечить «плавный вход» отрасли в новый регуляторный режим, а также избежать избыточных затрат участников рынка на проведение сертификационных испытаний.
В-третьих, в рамках деятельности специально созданной по предложению Комитета Совета Федерации Российской Федерации по экономической политике рабочей группы было обеспечено формирование необходимой базы органов по оценке соответствия, благодаря чему удалось избежать дефицита в секторе сертификационно-лабораторных услуг.
Конечно, от введения обязательной сертификации пострадали мелкие импортёры данной продукции, которым трудно преодолеть административные издержки на прохождение этой процедуры и для которых суммы затрат на испытания значительны с учётом невозможности воспользоваться эффектом «экономии на масштабе».
Но в перспективе даже они могут занять свою нишу на рынке, если смогут найти легальный способ прохождения сертификации с использованием кооперационных механизмов.
Думаю, в частности, сертификация значительно усовершенствует рынок. Александр, скажите, какие достижения Ассоциации производителей радиаторов отопления в деле повышения цивилизованности отечественного рынка радиаторов отопления вы считаете ключевыми и почему?
А.К.: Начнём с того, что наша Ассоциация объединяет российских производителей как радиаторов, так и конвекторов. Поэтому основными показателями эффективности работы ассоциации являются рост объёмов отечественного производства и доли импортозамещения на внутреннем рынке потребления отопительных приборов.
В 2015 году, когда ассоциация только была создана, доля российской продукции составляла порядка 20 процентов, а по итогам 2018 года мы рассчитываем выйти на 45 процентов, а может быть, даже и 50 процентов, то есть зафиксировать рост доли импортозамещения более чем в два раза всего за три года.
Назову один рекорд — в прошлом 2017 году в сегменте алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления в России впервые было произведено 20 миллионов секций, рост объёмов — в пять раз за десять лет. В другом массовом сегменте — производстве стальных панельных радиаторов — за десять лет объёмы отечественного производства выросли более чем в четыре раза и также вплотную приблизились к рекорду — один миллион штук в год.
Введение обязательной сертификации стало дополнительным импульсом к развитию инвестиционной активности в отрасли, а также стимулировало многих ведущих европейских изготовителей к созданию в нашей стране локализованных производств.
Ещё несколько лет назад теплоотдачу и рабочее давление завышали на 20–30 процентов. Сейчас же максимальное завышение теплоотдачи, которое могут «позволить» себе участники рынка, — это четыре процента, то есть в пределах допустимых отклонений, установленных ГОСТ 31311.
Главное, что ко всем участникам российского рынка отопительных приборов постепенно приходит культура нетерпимого отношения к введению потребителя в заблуждение, а АПРО удалось добиться создания равных и справедливых условий для всех и добросовестной конкуренции в отрасли.