12 лет назад сразу в нескольких регионах Санкт-Петербурга прорвало теплотрассы. Прогремевшее на всю страну «трубное дело» и другие скандалы побудили государство усилить борьбу с фальсификатом на рынке металлопроката повторного применения. О том, как менялся этот рынок, о его специфике и объемах сбыта рассказывает коммерческий директор «ТрансЛомМаркет» Александр Гузенков.
Рынок труб б/у возник в России в 1990-х годах. Тогда цены на новую стальную трубу стали расти, в 1991 году в 3,4 раза, в 1995 году — в 3,3 раза, а в 1996–1999 годах — в среднем на 58,5% год к году. При этом объемы производства в 1990 году упали с 11,9 млн тонн до 5 млн тонн в 2000 году. В связи с этим возник спрос на трубы повторного применения, прежде всего, в таких отраслях, как строительство и ЖКХ, а также для поставок на горно-обогатительные комбинаты.
Как говорят участники рынка, тогда люди всеми правдами и неправдами ездили в поля и приобретали трубы по цене металлолома. После чего трубопроводы демонтировали и перепродавали в качестве лома или труб б/у, а некоторые участники рынка восстанавливали и реставрировали внешний вид трубы и продавали под видом новой. В результате этого к 2017 году в России сложился специфичный «серый» рынок трубного проката повторного применения с оборотом более, чем 1 млн тонн в год.
Период перестройки процессов
Ведущие нефтегазовые компании первыми начали официально продавать трубы б/у. Среди них «Газпром», «Транснефть» и другие вертикально-интегрированные нефтяные компании.
Около 15% труб повторного применения нефтегазовые компании использовали для собственных нужд, 85% — продавали на конкурсах или единственному покупателю за 1–5 тыс. рублей за тонну. Тогда как фактическая стоимость на 2017 год составляла 15 тыс. рублей. После чего трубы б/у попадали к компаниям, которые специализировались на демонтаже и сбыте лома, а также на восстановлении и реставрации.
Из общего объема в 1 млн тонн труб б/у делали 40% «новых», 40% — б/у, а в лом на переплавку уходило около 20%. Из-за этого российский рынок новых труб столкнулся с фальсификатом: трейдеры под видом новых сбывали восстановленные трубы б/у. В результате помимо потерь доходов госбюджета от разнообразных «черных» и «серых» схем ведения бизнеса страна столкнулась с прямым ущербом от последствий неправильной эксплуатации труб повторного применения.
В 2012 году прозвучало громкое «трубное дело» в Санкт-Петербурге, когда прорвало теплотрассы в разных районах города. Как выяснило следствие, во время реконструкции теплотрасс в 2010–2011 годах вместо новых труб использовали трубы повторного применения. Еще одно громкое дело — строительство нефтеналивного терминала в Усть-Луге, когда подрядчик поставил «Транснефти» трубы, бывшие в употреблении, в качестве новых. Эти скандалы заставили российское государство заняться регулированием рынка труб повторного применения.
Подход современной России
Государственное регулирование рынка — это процесс вовлечения неформальной или теневой деятельности в регулируемый оборот, в котором сотрудники и бизнес начинают платить налоги и сборы, а также соблюдать требования государственных стандартов — ГОСТов, СНиПов и другие регуляторные условия. Этот процесс был достаточно длительным и начался с проработки нормативной базы.
В 2013 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии приняло ГОСТ Р 55934–2013 «Трубы стальные для повторного применения. Правила приемки и маркировки». Документ зафиксировал использование труб б/у в соответствии с требованиями безопасности федеральных законов и сводов правил. Это также поспособствовало обеспечению охраны окружающей среды при эксплуатации стальных труб б/у.
В 2017 году изменения коснулись и 13 СНиПов в области стальных конструкций, гидротехнических сооружений и ЖКХ. При водоснабжении, водоотведении, газоснабжении прямо запретили использовать трубы б/у.
И наконец, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования издала приказ №242 от 22.05.2017, который отнес трубы, бывшие в употреблении, к отходам IV класса опасности. С этого момента любая деятельность с б/у трубами подпадает под обращение с отходами производства IV класса опасности и требует наличия лицензии.
После принятых мер б/у трубы стало невозможно использовать в двух третях случаев, что привело к существенному уменьшению сферы их применения. Росприроднадзор утвердил технологию утилизации металлосодержащих отходов. В результате вышеперечисленных мер появился рынок, на котором работают компании нового типа, торгующие сертифицированным товаром по прозрачным контрактам со всеми необходимыми налоговыми выплатами. До 40–60% труб б/у теперь идёт в лом на переплавку, 20–40% — для неответственных строительных работ и только 20% труб восстанавливается и реставрируется для вторичного использования в соответствии с ГОСТ Р.
При этом бизнес-процессы стали безопаснее для потребителей. Например, сформировалась налоговая база: в настоящий момент основная часть транзакций проводится в безналичной форме, тогда как раньше компании приобретали трубы за наличные по цене металлолома. Ответственные компании имеют лицензии, чтобы работать с отходами IV класса опасности, расширяют SKU и развивают филиальную сеть.
Бесспорно, ещё есть игроки, позволяющие себе работать в «серую», но все ключевые представители рынка выстраивают прозрачные процессы ведения бизнеса.