Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

2022 ГОД, ОТ ДЕФИЦИТА К ЗАТОВАРИВАНИЮ

2305 0
11:23 03 August 2022

Сезон 2021 года выдался для отечественных климатиков жарким. В целом ряде регионов страны лето было аномально теплым, в результате чего спрос существенно превысил предложение и оборудования отчаянно не хватало. Дефицит техники оценивался в 300–400 тыс.штук, причем он усугублялся еще одним фактором. В условиях высокой инфляции всех доступных валют (не менее 9% годовых) самым очевидным способом сберечь оборотные средства для многих участников рынка стала покупка оборудования. Тем более, при наличии информации о 20–35% увеличении заводских цен в сезоне 2022 года. При этом многие импортеры переписывали прайс-листы постепенно и с запазданием.

Все это породило высокий спрос в межсезонье и рекордные объемы завоза в эти месяцы, что хорошо видно из ГРАФИКА 1. В сентябре-декабре 2021 импорт в два раза превышал характерный для этих месяцев объем, а в сентябре, октябре и декабре обновил пиковые значения. В январе и феврале 2022 ввоз обновил рекордные для этих месяцев значения, а в марте повторил результат 2011.

Всего за первую половину 2022 года было импортировано 2,7 млн.сплит-систем. Учитывая тот факт, что в июле-августе объем импорта входит в узкий коридор, из которого выбивается только аномалия 2010–2011 годов, общий объем импорта в 2022 можно прогнозировать на уровне 3,2 млн.штук. На графике 2, где виден объем RAC/PAC накопленным итогом, ситуация видна еще нагляднее. На нем в апреле-июне график 2022 года практически сливается с графиком 2012. Учитывая скромный ввоз во второй половине года (в среднем 18% от общего объема), и очевидный к началу июля переизбыток техники, можно предполагать динамику ввоза в конце сезона характерную для бездефицитных лет.

ГРАФИК 1. Завоз RAC/PAC по месяцам. (Июль-декабрь 2022 — прогноз).


Источник: «Литвинчук Маркетинг»

В итоге в 2022 импорт ожидается на уровне 3,2 млн штук — второй результат за всю историю. Больше было только в 2011, когда в Россию ввезли 3,7 млн кондиционеров. Тогда все закончилось остатком в 1,05 млн.штук и растянувшейся на четыре года проблемы избыточных остатков. Проблема была в том, что производители кондиционеров выставляли российским партнерам планы «от достигнутого», не желая принимать во внимание размер остатков и реальный спрос. В итоге по результатам 2012 переходящий остаток вырос до 1,22 млн.штук при ожидаемых в 2013 году продажах в 1,9–2,1 млн.штук.

Максимально похожая ситуация формируется по итогам 2022. Завоз — 3,2 млн, остаток на начало сезона 0,37 млн, итого — 3,57 млн. Прогнозируемые продажи 2,2–2,3 млн штук., следовательно, остаток по итогам сезона — 1,27–1,37 млн. Учитывая, что в текущем сезоне 0,3 млн это — отложенный с 2021 спрос, ожидаемый объем продаж в 2023 (если не будет очень жаркой погоды), будет ниже нынешнего на величину отложенного спроса, то есть 1,9–2 млн.штук. Для такого объема продаж оптимальным является размер переходящего остатка в 0,5–0,6 млн.штук. Таким образом, разумный объем импорта в 2023 можно посчитать как 1,95+0,55–1,33=1,17 (предполагаемые продажи + оптимальный сток на конец года минус имеющийся сток).

ГРАФИК 2. Наличие кондиционеров накопленным итогом, где положение на начало года это размер переходящих остатков. (июль-декабрь 2022 — прогноз).


Источник: «Литвинчук Маркетинг»

То есть, по сравнению с 2022, импорт должен сократиться более чем в 2 раза! За всю современную историю рынка такое бывало только в кризисные 2019 и 2015, когда обваливался рубль и резко падали доходы населения, что хорошо видно на графике 3.

ГРАФИК 3. Сток на начало года и объем импорта по годам (2022 — прогноз).


Источник: «Литвинчук Маркетинг»

Является ли нынешняя ситуация достаточно кризисной для того, чтобы возобладал разумный подход, покажет время. Главное, не повторять ошибок 2012–2014 годов, когда отечественные импортеры пошли на поводу у зарубежных партнеров. Поведение заводов-производителей в 2022 году показало, что никакие былые заслуги никому из дистрибуторов не помогли.

Не пора ли, учитывая международную ситуацию и сложившиеся реалии, действовать так же?

источник: Георгий Литвинчук, руководитель «Литвинчук Маркетинг». Публикация АПИК
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your E-mail *

Your message