Рис. 1. Задвижка
Рис. 2. Затвор дисковый
Рис. 3. Клапан запорный
Рис. 4. Кран шаровой
Запорная арматура — это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе и пуска среды в зависимости от требований технологического процесса. Она может находиться всего в двух положениях — полностью открытом или полностью закрытом, но не в промежуточном. Все многообразие запорной арматуры можно без труда разделить всего на четыре типа.
Названия типов часто являются «говорящими», и содержат в себе информацию о том, что представляет собой та или иная запорная арматура. Итак, начнем с задвижки. Из названия данного типа запорной арматуры можно сделать первые выводы относительно того, каков принцип его работы — глагол «задвинуть» подразумевает закрытие, заслонение чем-либо передвигаемым. То есть какое-либо поворотное действие при закрытии данного типа арматуры исключается.
Перекрытие же потока рабочей среды в задвижке осуществляется путем перпендикулярного движения запорного органа. Здесь следует избегать ошибок в классификации, и, как необычно бы не выглядела запорная арматура, если подвижный запорный орган в ней движется перпендикулярно направлению тока рабочей среды, то это обязательно задвижка. Изображение задвижки приведено на рис. 1. Следующим типом запорной арматуры является дисковый (поворотный) затвор.
Его название является, пожалуй, самым «говорящим» из всех типов запорной арматуры: во-первых, подвижный запорный орган в нем действительно имеет форму диска, а во-вторых, перекрытие потока рабочей среды в нем действительно осуществляется путем поворота этого подвижного запорного органа. Фотография поворотного дискового затвора приведена на рис. 2. Тип запорной арматуры под названием «запорный клапан» является наиболее частым виновником многочисленных ошибок и путаницы.
Во-первых, термин «клапан» используют как собирательный, относящийся ко всем видам трубопроводной арматуры. Во-вторых, существует сразу несколько видов трубопроводной арматуры, частью названий которых является «клапан»: регулирующий клапан, обратный клапан, предохранительный клапан и т.п. В-третьих, до 1982 года запорные клапаны, в которых перемещение подвижного запорного органа осуществлялось при помощи резьбовой пары, назывались «вентили».
Но, несмотря на то, что термин «вентиль» запрещен к применению уже более 30 лет, он по-прежнему используется достаточно широко. Что же касается конструкции данного типа запорной арматуры, то тут также не все просто: перемещение подвижного запорного органа осуществляется по направлению тока рабочей среды, движение происходит прямолинейно, так же, как и в задвижках, что нередко приводит к путанице между двумя данными типами.
Кроме того, идентификация запорных клапанов является одной из наиболее сложных в силу большого разнообразия их конструкций. При определении данного типа арматуры необходимо помнить, что перемещение запорного органа в нем осуществляется строго в направлении тока рабочей среды. Пример запорного клапана показан на рис. 3. Кранами называется тип запорной арматуры, в котором подвижный запорный орган имеет форму тела вращения с отверстием для пропускания рабочей среды.
В настоящее время один из подтипов кранов (шаровые краны) является наиболее популярным и быстрорастущим сегментом запорной арматуры. Популярность их неслучайна — как показала практика, по своей надежности шаровые краны значительно превосходят другие типы запорной арматуры (если, конечно, конкретные условия эксплуатации не накладывают ограничений на их применение). Пример шарового крана приведен на рис. 4.
Назвать какой-либо из типов запорной арматуры «идеальным» невозможно. Каждый из типов имеет свои преимущества и недостатки — начиная от габаритов и заканчивая ограничениями, накладываемыми характеристиками рабочих сред. При выборе какого-либо из типов обращайте внимание на конструкции арматуры и накладываемые конструкцией ограничения.