До применения закона в 2003 г. были построены фотоэлектрические установки общей мощностью 150 МВт пиковой мощности (пик), а в 2004 г. уже 600 МВт (пик). В 2007 г. введено в эксплуатацию 1100 МВт (пик), а всего за 10 лет, с 1998 по 2007 гг. — 430 тыс. установок мощностью 3800 МВт (пик) общей площадью 40 тыс. м2, стоимостью 5,5 млрд евро. bЦелью германского закона [1] является повышение доли ВИЭ в энергоснабжении до 12,5 % к 2010 г. и до 20 % к 2020 г. В законе четко определены основные понятия, такие как: ВИЭ, установка, оператор установки, оператор сети. Под видами ВИЭ понимаются гидроэнергия, биомасса, геотермия, ветровая, солнечная энергия, биогаз мусороперерабатывающих полигонов, станций очистки сточных вод, рудничные газы. Принципиальным положением закона является приоритетность энергии, получаемой из ВИЭ. Энергосистемы (операторы электрических сетей) обязаны в кратчайшие сроки подключать электрогенерирующие установки, работающие с использованием ВИЭ. Им также предписано рассчитываться за электроэнергию, в т.ч. производимую фотоэлектрическми установками по тарифу 45,7 центов за 1 кВтч (минимально), то же на основе биомассы — 11,5 цента за 1 кВтч (при мощности до 150 кВт), то же от гидроэлектростанций 9,67 цента за 1 кВтч (мощностью до 500 кВт). При этом все затраты на строительство подводящих электрических сетей несет энергосистема.11 июня 2008 г. в Мюнхене (Германия) по совместной программе России и Евросоюза «Использование ВИЭ и модернизация малых ГЭС» [2] состоялся семинар с российскими и германскими специалистами, на котором в т.ч. было рассмотрено законодательное обеспечение использования ВИЭ. Германским агенством энергосбережения DENA был выполнен анализ реализации закона от 21.07.2004, показано незначительное увеличение тарифов на электроэнергию в Германии в результате субсидирования энергоисточников на основе ВИЭ. На примере энергосистемы Баварии продемонстрирована практическая реализация закона [1]. При этом около половины прибыли энергосистемы затрачивается на субсидирование электрогенерирующих установок на основе ВИЭ и строительство подводящих электрических сетей.В России законодательное обеспечение энергоснабжения на основе ВИЭ в настоящее время находится в начальной стадии. Новая редакция Федерального закона №250 от 4.11.2007 «Об электроэнергетике» впервые в российской юридической практике установила основы государственной поддержки развития энергоустановок на основе ВИЭ. По сравнению с германским законом расширен и детализирован перечень видов возобновляемой энергии: энергии солнца, ветра, воды (в т.ч. энергии сточных вод), за исключением энергии гидроаккумулирующих станций, приливов, волн водных объектов, геотермальной энергии с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальной тепловой энергии земли, воздуха, воды с использованием специальных энергоносителей, энергии биомассы, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в т.ч. деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, энергии биогаза, газа на свалках, шахтного газа. Данной редакцией закона даны ряд поручений правительству, во исполнение которых принято постановление №426 от 3.06.2008 «О квалификации генерирующего объекта функционирующего на основе использования ВИЭ». Этим документом даны поручения соответствующим министерствам до конца 2008 г. разработать: основные направления государственной политики повышения эффективности электроэнергетики с использованием ВИЭ; систему надбавок к тарифам на электроэнергию энергоустановок на основе ВИЭ; порядок ведения и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на энергоустановках, использующих ВИЭ. Концепция технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 г., разработанная в 2008 г. ОАО РАО «ЕЭС России» имеет раздел по использованию ВИЭ. По прогнозу Института энергетической стратегии общая установленная мощность энергоисточников в России составит 18,2 ГВт. Доля отдельных видов ВИЭ в этом объеме должна быть предметом дальнейших исследований. На уровне экспертных оценок приводятся следующие данные: малые и микроГЭС, приливные ЭС — 4 ГВт, геотермальные станции — 3 ГВт, ветростанции — 5 ГВт, тепловые станции на биомассе — 6 ГВт, солнечные электростанции — 0,2 МВт, общая площадь солнечных коллекторов — 10 млн м2. Сформулированы направления технической политики в развитии малой и приливной гидроэнергетики, геотермальной энергетики и тепловых насосов, ветроэнергетики, солнечной энергетики и энергии биомассы.
1. Закон о новом регулировании законодательства о возобновляемых источниках энергии в системе энергоснабжения от 21 июля 2004 г. // Бюллетень федеральных законов за 2004 г., №40, ч. 1, Бонн. 31.07.2004 г. 2. Бутузов В.А. Евросоюз–Россия. Энергетическая политика в области использования возобновляемых источников энергии // Промышленная энергетика. №4/2008.