Подвести итоги этих выставок, которые состоялись весной, а также поделиться собственным видением перспектив развития рынка сантехники в этом сезоне мы попросили генерального директора российского производителя сантехники «СК Санлайн» Горбунова А.П.
— Андрей Петрович, какие у Вас впечатления от этих выставок? Чем запомнилась каждая?
В этом году мне удалось посетить обе выставки: в Китае и в Германии. Нужно отметить, что это крупнейшие в своем роде площадки по теме водоснабжения, отопления и сантехники. Этакий центр демонстрации инноваций и концептов, форум передовых направлений, действительно, охватывающих весь мир.
ISH FRANKFURT и CANTON FAIR — две большие разницы
Если сравнивать их между собой, то основное отличие будет в составе участников, именно в экспонентах, и в товарном ассортименте, который был представлен на обозрение. Так в европейской выставке «ISH» участвуют экспоненты со всех стран мира и представляют в основном товары сантехнической сферы. В силу того, что выставка проходит 1 раз в два года, стенды некоторых компаний поражали своими размерами и представленными продуктами.
На китайской выставке «Canton Fair» преимущественно выставляются производители Китая и демонстрируются достижения китайской промышленности в различных сферах, в том числе и сантехнической. Выставочные площади Китая просто огромны.
Нужно отметить, что на европейской выставке также были представлены производители из Китая, однако их стенды не пользовались спросом. По большей части это связано с особенностью европейского рынка — покупатель стремится покупать товары местного производителя. Да, они гораздо дороже импортных, но зато свои и надежные.
Если мы посмотрим на наш отечественный рынок, то в России не так представлена патриотическая идея и отношение к продукту. Покупают, в основном то, что дешевле.
— Какие были показаны инновации, какие темы актуальны в этом году?
Что касается товаров, на выставке в Германии было представлено много новинок в инженерном и интерьерном плане, решения, ориентированные на будущее.
Одним из очень сильных и явных трендов этого сезона — развитие и усовершенствование электронной сантехники на всех уровнях.
В инженерной сфере — это внедрение высокотехнологичных устройств в системах отопления и водоснабжения: применение датчиков, различного рода контроллеров для автоматизации процессов, дистанционное управление с помощью приложения на смартфоне. Сделан упор в направлении «умного» дома, где интеллектуальная система обеспечивает безопасность от протечек/разрывов и сбережение воды.
Также это направление не обошло и бытовую сантехнику. На выставке было представлено большое количество моделей с использованием широкого спектра электроники в управлении, что позволяет иметь полный контроль над расходом воды и температуры. Как пример, сенсорное управление смесителем, регулировка напора и смешивания потоков воды. Очень удобное в бытовом применении.
«Скоро все унитазы начнут разговаривать» — часто шутят на высокотехнологичных выставках. Так вот после ISH FRANKFURT я совсем не уверен, что это шутка!
Еще один тренд, который стоит отметить: электронное управление в сан фаянсе. Шутка, а возможно и наше будущее, но скоро все унитазы начнут разговаривать. Так, на выставке в этом направлении было представлено множество новинок с широким набором автоматизированных гигиенических функций. Режим температуры и напор воды, тип и направление потока настраивается и управляется с помощью пульта или с помощью приложения на смартфоне. В итоге идет тенденция к усложнению сантехнических приборов, усовершенствование электроники.
— А что можно сказать о нашем потребителе, будут ли востребованы такие новинки в нашей стране?
Тут спорный вопрос. Изначально новинки, конечно, будут иметь громоздкий ценник, но после, когда спрос на такого рода товары вырастет, цена будет снижаться. Поэтому можно говорить, что года через два такие товары найдут покупателя и в России.
— Появилось ли что-то новое в дизайне и материалах?
Инженеры известных торговых марок продолжают работать над созданием необычного, штучного дизайна. Тут нельзя выделить конкретные темы, в целом упор сделан на создание индивидуального дизайна. Например, на европейской выставке был представлен смеситель, который представляет собой 2 скругленных камня, стоящих друг на друге. Где верхний камень является ручкой смесителя. Все очень примитивно, однако очень необычно, эксклюзивно.
Традиционно популярным материалом остается латунь, но хит сезона — алюминий.
Что касается материала, то на Китайской выставке в большинстве случаев популярным материалом остается латунь. Однако также были представлены смесители из нержавеющей стали, а главный материал — тренд сезона в производстве смесителей и аксессуаров — алюминий. Этот материал достаточно дорогой в производстве, однако очень надежный и безопасный, ведь он не содержит свинцовых примесей. Опять же, как и в случае с дизайном, можно говорить о тенденции к эксклюзивности, созданию дорогого «штучного» продукта.
— Можно ли выделить какие-то основные тенденции азиатского рынка сантехники?
Китайская выставка, прямо скажем, не отличилась инновациями. Наибольшее внимание продолжает уделяться производству, весь дизайн уже создан другими. На новинки тут времени нет. «Новый» дизайн выставки — это, на самом деле, копии последних новинок европейских известных марок. Надо признать, сделанные с потрясающей скоростью. Также было много похожих товаров и на свои китайские бренды.
А что же российский рынок? — Смотрим на Европу, но покупаем в Китае!
Отличительная особенность CANTON FAIR — это, конечно, цены, и тут Китай вне конкуренции. В силу наличия просто огромной конкуренции на рынке, производители предлагают очень привлекательные цены. Однако нужно внимательно следить за качеством продукции, которое может быть самым разным. Местные стандарты значительно ниже международных, поэтому и нержавейка может заржаветь. Однако этот момент решается просто — периодической проверкой. И даже это компенсируется привлекательной ценой.
Поэтому для российского рынка сантехники остается актуальной тенденция — смотрим на Европу (лидер по дизайну и инновациям), но покупаем в Китае (лидер по ценовому демпингу).