В большинстве случаев должностные инструкции для ИТР требуют принятия мер по оптимизации затрат в области потребления энергоресурсов. Вопросы стимулирования сотрудников в решении этих мероприятий не проработаны. На практике редко кто этими вопросами занимается, а спрашивают за перерасход энергоресурсов ещё реже. Руководители уповают зачастую «на чудо», которое может свершиться в вопросе регулирования при использовании энергоресурсов. Однако адрес у этого «чуда» есть — это понимание механизма возникновения сверхнормативных потерь. Новомодное слово «менеджмент» (подменившее чёткий и понятный термин «управление») может включать в себя весь комплекс мероприятий, связанных с расходом энергоресурсов. Созданная в СССР огромная база ГОСТов с учётом новых исследований может быть использована для разработки критериев оценки использования энергоресурсов.
Основными обязанностями высшего звена руководителей предприятий заключается в создании стратегических целей и задач, стоящих перед компанией. В вопросах снижения энергозатрат реализация этих задач возлагается на сотрудников соответствующих подразделений. Для координации работ в этом направлении требуется единый орган — комиссия по снижению энергозатрат (КСЭЗ).
Важной является взаимосвязь между руководством и исполнителями, которая должна иметь чётко прописанный алгоритм. Не всегда этого можно достичь. В основном это происходит из-за перегруженности руководства, и оперативно оценить ситуацию в деталях невозможно. Это ведёт к снижению уровня контроля за действиями сотрудников. А инструменты определения эффективности работы предприятия (показатели) только косвенно определяют деятельность в вопросах снижения энергозатрат.
Многие ключевые показатели эффективности работы предприятия связаны между собой, именно поэтому возникает необходимость совместной работы нескольких подразделений и их координация. Эту функцию может на себя взять постоянно действующая на предприятии комиссия по снижению энергозатрат. Работа этой комиссии должна быть тесно сопряжена с периодически действующим внешним аудитом.
Любая деятельность в вопросах энергоэффективности сопряжена с финансовой деятельностью предприятия. Эта сфера деятельности предприятия носит конфиденциальный характер. Поэтому часть работ следует делегировать внешнему аудиту, а другую должна выполнять комиссия по снижению энергозатрат, состоящую из сотрудников предприятия.
Сферой деятельности внешнего энергоаудита может быть: регулирование тарифной политики на энергоресурсы (в том числе юридическая помощь); экспертиза соответствия потребляемых энергоресурсов заявленным; контроль качества получаемых услуг от энергобытовых организаций; определение базовых критериев энергоэффективности (в том числе внутреннего менеджмента); оценка работы комиссии по снижению энергозатрат на предприятии.
Комиссию по снижению энергозатрат на предприятии предлагается наделить следующими функциями: административный ресурс в работе КСЭЗ; разработка руководящих материалов (инструкции, планы работ, акты и др.); определение (разработка) критериев энергоэффективности и их реализация; экспертиза конструкторско-технологических и инженерностроительных проектов; вопросы стимулирования работников; коллективные действия в реализации мероприятий.
В настоящее время проблема «размытых берегов» не предполагает какой-либо ответственности за результаты энергосбережения и не предусматривает критериев оценки качества работ в этом направлении. Поэтому в силу вышеуказанных причин работу энергоаудита следует рассматривать как двухуровневую: внешний аудит и внутренний (комиссия по снижению энергозатрат). Схематически это можно представить на рис. 1.
Внешнему аудиту следует сосредоточить свои усилия на вопросах экспертизы получаемых потребителем энергоресурсов и обоснованности заявленных объёмов потребления. Как правило, на всякий случай получатель при молчаливом согласии поставщика (по принципу «любой каприз за ваши деньги») в договорах указывает завышенные объёмы поставок. Это, в свою очередь, влияет на тарифы — поставщик энергии должен иметь дополнительно гарантийные генерирующие мощности, в то же время получатель их недобирает. Это может послужить одной из причин удорожания тарифов.
В России понимание энергосбережения зачастую складывается от ожидания того, что кто-то совершит «чудо», не вникая в детали механизма происходящего процесса. В целом эту деятельность можно разложить на три компонента: квалификация (знания), полномочия (административный ресурс) и работа (мероприятия по энергообеспечению).
Сочетание этих компонентов можно изобразить следующим образом (рис. 2а).
Обозначим рассматриваемые компоненты процесса через функции: f (z) — функция знания; f (T) — функция труда; f (A) — функция административного ресурса; S — площадь графика, характеризующая энергосбережение: f (z) f (T) f (A) = S.
В реальной обстановке комбинации этих процессов могут быть самыми различными. Рассматривая это уравнение видно, что при отсутствии полномочий результат получаем отрицательный.
Отсутствие знаний (квалификации) также сводит любую деятельность в области снижения энергозатрат к нулевому результату и даже к отрицательным величинам, поскольку в конечном итоге перерасход энергоресурсов ведёт к стагнации и снижению конкурентоспособности производства.
Отсутствие даже одного члена рассматриваемого уравнения приводит к нулевому результату в целом. В то же время требуется наличие всех составляющих для получения положительного результата. Иначе говоря, для получения положительного результата в вопросах снижения энергозатрат потребуются и знания, и административный ресурс, и труд.
При рассмотрении процесса снижения энергозатрат в графическом виде, то мы увидим три вектора составляющих этот процесс.
Как видно из приведённых ниже графических изображений, три вектора составляют треугольник, площадь которого может обозначать процесс снижения энергозатрат. Таким образом, заштрихованную часть треугольника S можно рассматривать как величину отображающую процесс снижения энергозатрат. Стороны треугольника являются векторами, отображающими квалификацию персонала, полномочия (административно-финансовый ресурс) и произведённую работу.
На рис. 2б–г графически изображены варианты влияния функций компетенций и полномочий на общий результат затраченной работы по снижению затрат на расходуемые энергоресурсы S, то есть чем больше площадь S, тем значительнее результат снижения энергозатрат:
S1 (0; 2; 1); S2 (0; 1; 2´);
S1 (0; 1; 2); S2 (0; 1´; 2);
S1 (0; 1; 2); S2 (0; 1´; 2´),
где 0–1 — это знания (компетентность); 0–2 — полномочия (административный ресурс); 0–3 — произведённая работа.
Рассматривая рис. 2б видно, что при ограниченных полномочиях (вектор 0–2´) вектор работы также ограничен (2´–1). В этом случае S1 > S2, то есть величина снижения энергозатрат также незначительна. Коллективные действия (внешний и внутренний аудит) предполагают согласованные действия в заданном векторе поставленных задач.
Если в механизм коллективных действий будут включены паразитные элементы, то результат будет отрицательной величиной. Новый технологический уклад требует не только наличия сочетания разных отраслей науки и техники, но и принципиально новых трудовых и экономических отношений.
Рассмотрим самый неблагоприятный сценарий развития событий (рис. 3). Это тот самый случай, когда отсутствует административный ресурс, и работа комиссии по снижению энергозатрат наталкивается на отсутствие чиновничьего понимания поставленной задачи. Поэтому вектор 0–1 находится в отрицательной зоне. Кроме того, отсутствие специалистов с профильным образованием показывает вектор 0–2. Примером нахождения вектора 1–2 в отрицательной зоне может явиться отсутствие планово-предупредительного ремонта оборудования и прочие негативные явления.
Выводы
1. Вопрос снижения энергозатрат должен рассматриваться как базовый фактор работы предприятия наряду с другими основными показателями.
2. Работа по снижению энергозатрат должна носить системный характер на постоянной основе, на основе анализа выработанных критериев с использованием математических методов.
3. Новый подход к вопросам снижения энергозатрат руководителям предприятия позволит оперативно реагировать на состояние дел и направленность знака по снижению или увеличению затрат на энергоресурсы.