Развитие экономики Российской Федерации связано с модернизацией производственных отраслей и отраслей услуг, организацией планирования спроса и потребления, проектирования, совершенствования торгово-закупочных процедур, финансовых и логистических операций.
Формируемые в результате перехода на «цифровую» экономику данные о производителях выпускаемой продукции и технических характеристиках продукции становятся эффективной платформой взаимодействия государства, бизнеса, отраслевого и экспертного сообществ.
Разработка национальных программ развития экономики нового поколения, включающая вопросы развития и внедрения технологий, анализа и прогнозирования «цифровых данных» о товарах, работах и услугах, внедрения новых способов управления этими данными, становится задачей стратегической важности не только в контексте политики государства, но и как условие сохранения суверенитета на фоне глобализации и реализации программ «цифрового» развития другими участниками мирового рынка.
В послании Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года Президентом РФ было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой «цифровой экономики«», в реализации которой следует «опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны», при этом было отмечено, что «это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова — нашего будущего».
В условиях отсутствия общих государственных стандартов описания продукции компании вынуждены разрабатывать и использовать на практике собственные (корпоративные) методики построения информационных моделей данных о продукции, материалах, оборудовании. Например, ещё в середине 1990-х годов в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) естественным путём сформировалась разнородная информационная среда, которая осложняет документооборот между участниками бизнес-процессов, увеличивает временные и финансовые затраты компаний ТЭК, производителей продукции и других участников бизнес-процессов при планировании и реализации проектов, выполнении текущих производственных программ.
Описание продукции ведётся независимо различными компаниями и категориями пользователей, при этом используются различные стандарты описания, в результате чего появляются дублирующие и противоречивые данные, которые не позволяют эффективно осуществлять документооборот, что увеличивает издержки производства.
Отсутствуют общие стандарты описания продукции и услуг, сбора и обработки данных, нет единой параметрической системы классификации и кодирования продукции и согласованных методик описания продукции для различных групп пользователей. Нет возможности автоматизированного поиска аналогов по заданным параметрам. Информацию получают из различных источников, в которых зачастую отсутствует соответствие технических параметров продукции требованиям нормативных документов. Кроме того, отсутствует какая-либо юридическая ответственность за предоставление недостоверной информации. И, как следствие, увеличиваются проектные и технологические риски, повышается стоимость проектов. При неэффективном обмене данными при реализации проектов и текущей деятельности организаций снижается качество планирования и контроля.
Если анализировать состояние унификации и стандартизации данных о продукции топливно-энергетического комплекса, то в короткие сроки необходимо реализовать следующие задачи:
- развитие программ импортозамещения, в том числе на основе создания нового поколения энергетической техники;
- борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией;
- повышение прозрачности закупок на основании стандартизации предметов закупки;
- создание эффективной системы мониторинга текущих ценовых показателей продукции, работ, услуг;
- формирование единой нормативно-справочной информации о продукции и её технических характеристиках для целей бизнес-процессов компаний ТЭК, а также государственных информационных систем (ГИС);
- формирование единого государственного фонда нормативно-технической документации отечественных производителей продукции;
- создание справочника оборудования к отраслевым справочникам наилучших доступных технологий.
Отсутствие единого источника достоверной информации о материалах и оборудовании создаёт разногласия между различными предприятиями и структурными подразделениями, обеспечивающими цепочку производственных процессов. Возникают риски разработки недоработанной и некачественной проектно-сметной документации и, как следствие, перенос этих рисков в подразделения комплектации и закупок. Затрудняется обоснование инвестиций, увеличиваются риски закупки материально-технических ресурсов, отличающихся по техническим характеристикам от проектных, стоимость материально-технических ресурсов значительно отличается от планируемой, возникают дополнительные издержки при хранении материально-технических ресурсов и др.
Ряд федеральных законов, таких как №223-ФЗ от 18 июля 2011 года, №382-ФЗ от 3 декабря 2011 года, №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, №488-ФЗ от 31 декабря 2014 года, №369-ФЗ от 3 июля 2016 года, постановление Правительства РФ от 23 сентября 2016 года №959-ПП и т. д., привёл к созданию единого Каталога промышленной продукции.
Формирование каталога (нормативно-справочной базы) промышленной продукции, работ услуг на основе технологии «единого номенклатурного номера» (технология ЕНН) производится с целью формирования актуальной и достоверной информации о производителях/поставщиках продукции, работ, услуг, нормативной документации, описании технических характеристик необходимой потребителям продукции на различных этапах производственных циклов: проектирование, экспертиза, обеспечение торгово-закупочных процедур, комплектация объектов строительно-монтажных работ, ремонтно-эксплуатационные нужды.
Каталог предназначен для ведения данных о производителях и поставщиках промышленной продукции (услуг). Каталожное описание продукции — документ, содержащий сведения о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) продукции, разрабатываемой на основе нормативной документации, по которой производится выпуск продукции [ГОСТ, ГОСТ Р, технические условия (ТУ), технологические инструкции (ТИ) и др.], а также в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальных системах стандартизации.
Технология ЕНН является основой нового уклада в промышленной политике, необходимого для инновационного развития и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации. В рамках технологии ЕНН формируется «цифровой паспорт» продукции, содержащий набор полных технических параметров (характеристик), соответствующих конкретному образцу продукции. Основой для формирования «цифрового паспорта» является нормативно-техническая документация (ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ, ТИ и др.) изготовителя (поставщика работ, услуг).
В рамках реализации данной программы с инициативой создания национального электронного каталога промышленной продукции (услуг) на основе единого номенклатурного номера (далее «технология ЕНН» или «каталог ЕНН»), формирование и использование которого необходимо в различных областях для государственных и коммерческих нужд, выступили ведущие российские отраслевые сообщества, ассоциации и союзы производителей и потребителей.
Технология ЕНН является основой нового уклада в промышленной политике, необходимого для инновационного развития и глобальной конкурентной способности России.
Модель данных о продукции в каталоге ЕНН является многофункциональной, соответствует требованиям современных международных и российских стандартов, что позволяет описать промышленную продукцию для рынка государственного и негосударственного секторов экономики, отвечает требованиям различных профессиональных групп пользователей — участников процессов проектирования, экспертизы, торговых процедур, комплектации, ремонтно-эксплуатационных работ и других.
Основу каталога ЕНН составляют данные о производителях, нормативных документах, технических характеристиках продукции и их значениях, представленные в цифровом формате. Структура и состав данных в каталоге ЕНН показаны на рис. 1.
Рис. 1. Общая структура и состав данных в каталоге ЕНН
Код ЕНН — уникальный цифровой код продукции (товаров, работ, услуг), необходимый для однозначной идентификации продукции (товаров, работ, услуг) на различных этапах производственных циклов, которые объективно требуют различных форматов представления данных. Код ЕНН является идентификационным и не заменяет системы отраслевой, корпоративной, государственной системы классификации товаров и услуг. Структура кода ЕНН включает в себя три составные части: код производителя, код нормативного документа и код продукции. Код ЕНН присваивается единицам продукции с набором уникальных технических характеристик.
Для размещения данных в каталоге единого номенклатурного номера необходимы следующие исходные данные:
- сведения о предприятии (карточка предприятия);
- копии титульных листов нормативных документов/технических условий;
- копии ТУ или их фрагменты (выписки), содержащие технические параметры и характеристики продукции;
- список продукции для размещения в каталоге для целей проектирования и для торгов;
- другая необходимая техническая информация, дополняющая и раскрывающая технические параметры (свойства) продукции.
Принципы формирования каталога основаны на цифровом описании технических и функциональных характеристик продукции (услуг) в соответствии с требованиями нормативных документов (НД), то есть государственных стандартов (ГОСТ), национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), ТУ, ТИ и др., на основании которых осуществляется выпуск продукции, что позволяет определять соответствие поставляемого товара (услуги) потребностям заказчика.
Формирование и применение каталога ЕНН (технология ЕНН) — это комплекс взаимосвязанных мероприятий правового, организационного, методического и технического характера.
На основе исходных данных производителей в каталоге ЕНН формируется и размещается следующая информация:
1. Карточка предприятия.
2. Сканированная копия титульного листа нормативного документа.
3. Карточка общих сведений о нормативном документе (формализованный титульный лист).
4. Перечень продукции с набором ограниченных характеристик (обозначений), требуемых для идентификации продукции при закупке.
5. Код ЕНН для продукции, размещённой в каталоге.
6. Карточка нормативного документа (КНД), включающая полные технические параметры и характеристики продукции (подтверждённые фрагментами технических условий или полным ТУ), которая может быть изготовлена по данному документу, а также диапазоны возможных значений параметров (характеристик) продукции и другие показатели, необходимые для проектирования.
7. Карточка общих сведений о продукции, включающая наименование/обозначение в соответствии с НД, код ЕНН, коды продукции, установленные в соответствии с государственными, корпоративными, а при необходимости, другим классификаторами.
8. Карточка с техническими характеристиками продукции (КТХ) с кодом единого номенклатурного номера, которая разрабатывается на основе КНД и предназначена для проектирования, закупки, подбора аналогов и других целей.
9. Документы, подтверждающие размещённую техническую информацию, технические свойства и характеристики продукции, например, заключения отраслевой экспертизы, свидетельства, сертификаты, протоколы испытаний и др.
Таким образом, в рамках технологии ЕНН формируется «цифровой паспорт» продукции.
Модель данных каталога единого номенклатурного номера обеспечивает цифровое представление данных о продукции («цифровой паспорт продукции») для широкого круга участников производственных процессов для этапов проектирования, экспертизы, закупки, комплектации, ремонта и другого, обеспечивает параметрический поиск аналогов, даёт возможность комплектования сложного оборудования на основе составляющих компонентов, обеспечивает соответствие продукции требованиям нормативного документа, обеспечивает иные требования по соответствию поставляемого товара (услуги) потребностям заказчика.
Каталог ЕНН не заменяет действующие государственные, отраслевые, корпоративные и локальные каталоги и классификаторы, а обеспечивает с помощью кода ЕНН их интеграцию в единое цифровое информационное пространство. С помощью кода единого номенклатурного номера обеспечивается гармонизация данных о продукции (услугах) с международными, общественными, корпоративными классификаторами, необходимыми для цифрового отслеживания продукции на стадиях её жизненного цикла.
Одним из важных преимуществ технологии ЕНН является принцип формирования перечня аналогов и эквивалентов.
В настоящее время существует сложившаяся законодательно закреплённая практика, по которой при организации государственных закупок заказчику необходимо оформить техническое задание на закупку с указанием требований к продукции. При этом, если указать марку продукции конкретного производителя, то для обеспечения возможности допуска продукции других изготовителей достаточно в техническом задании написать «или аналог». Это означает возможность альтернативы, но не описывает её в исчерпывающем виде. На практике для уточнения технических характеристик участники закупки направляют большое количество запросов по уточнению параметров. Это побуждает участников закупочной процедуры к обжалованию требований и ограничений в ФАС России, что увеличивает количество недовольных заказчиков и поставщиков.
Одним из решений этой проблемы должно стать формирование исчерпывающего (но не закрытого) перечня аналогов и эквивалентов на основе системы сопоставления требований заказчиков и возможности изготовителей до начала закупочной процедуры.
Такой перечень с помощью технологии ЕНН можно формировать одновременно взаимно дополняемыми способами:
- Со стороны заказчиков — с использованием процедуры профессионального обсуждения с изготовителями технических требований к продукции. Это может быть процедурой предварительной квалификации продукции на соответствие требованиям заказчиков. Таким образом будет сформирован перечень аналогов в интересах конкретного заказчика или группы заказчиков.
- Со стороны изготовителей, предпочтительно объединённых в ассоциации товаропроизводителей, — с использованием процедуры подтверждения декларируемых технических характеристик и потребительских свойств продукции в рамках отдельной номенклатурной группы. Таким образом можно получить перечень аналогов в интересах любого заказчика в рамках устойчивой номенклатурной группы продукции.
Процедура предварительного отбора продукции позволяет сформировать перечень аналогов для заказчика по определённой номенклатурной продукции. Профессиональное обсуждение с изготовителями с привлечением экспертов изготовителя и заказчика делает обоснованным состояние конкурентной среды по этой позиции и позволяет повысить обоснованность выбора, включая выявленную необходимость закупки у единственного поставщика.
У изготовителей, участвующих в процедуре профессионального обсуждения и предварительного отбора, появятся дополнительные возможности реализации выпускаемой продукции. Предварительное обсуждение такой продукции выявит отклонения от требований заказчиков и позволит изготовителям подготовить план по устранению несоответствия требованиям, а также более эффективно принимать участие в проводимых заказчиками закупочных процедурах, что приведёт к расширению конкурентной среды и повышению эффективности закупок при условии полного выполнения требований по качеству.
Выполнение требований по качеству необходимо при закупке и изготовлению продукции, а контроль выполнения требований необходимо осуществлять при приёмке продукции. Создание «сквозной» системы управления требованиями по качеству от включения в печень аналогов и заключения договора от производства и приёмки продукции у заказчика может выполнять вышеуказанная модель с предварительным обсуждением продукции при условии подтверждения декларируемых технических характеристик и потребительских свойств продукции независимыми сертифицирующими центрами на всех этапах.
Позиции с техническими характеристиками продукции, подготовленные заказчиками на основании соответствующего шаблона единого каталога, должны группироваться по номенклатурным группам. В случае отсутствия этих позиций в перечне аналогов по номенклатурной группе заказчик проводит процедуру профессионального обсуждения с изготовителями, результатом которой будет автоматизированное сопоставление требований по свойствам с техническими характеристиками продукции. Подготовленный отчёт по совпадениям и отклонениям в рамках заданных допусков по диапазонам значений характеристик и набора указанных свойств должен быть направлен экспертам заказчика для принятия решения о включении в перечень допущенных аналогов.
Такой процесс после получения требований заказчика будет стимулировать изготовителей формировать полный перечень аналогов в интересах любого заказчика в рамках устойчивой номенклатурной группы продукции.
Процесс формирования единого каталога с перечнем аналогов с помощью системы сопоставления требований заказчиков и возможностей изготовителей для целей эффективной, прозрачной и обоснованной закупки должен состоять из следующих принципов:
- Наличие единой информационной модели описания продукции, основанной на данных из нормативно-технической документации изготовителей с указанием полных технических свойств.
- Наличие «электронной торговой площадки» (ЭТП), поддерживающей управление данной моделью и обеспечивающей проведение процедуры автоматизированного сопоставления требованиям заказчика закупки по свойствам с техническими характеристиками продукции изготовителей в рамках устойчивых номенклатурных групп.
- Наличие отраслевой экспертизы (союзы, ассоциации товаропроизводителей), выступающей модератором по формированию перечня аналогов с целью объективного отражения соответствующих свойств продукции разных изготовителей.
- Наличие требований в системе регулирования государственных закупок, заменяющих использование слов «или аналог» при заказе конкретной продукции на «перечень аналогов».
Эксперты рынка рассматривают процесс каталогизации (цифрового описания продукции) на основе единого номенклатурного номера как многофункциональную деятельность, направленную на повышение эффективности производства и сбыта продукции, возможности текущего и потребительского планирования, управления закупками и продажами, консолидацию усилий производителей и потребителей по переходу к выработке и проведению единой политики участников рынка государственного и коммерческого заказа и, в частности, при переходе к форматам цифровой модели в приоритетных отраслях промышленности.
Технология ЕНН направлена на вовлечение участников рынка в формирование единого цифрового пространства, способствует решению задач импортозамещения, снижения рисков производства и сбыта фальсифицированной и контрафактной продукции, повышению прозрачности госзакупок, обоснованию стоимости продукции исходя из её технических характеристик и качества, созданию эффективной системы добровольной сертификации, развитию конкуренции, необходимой для создания продукции и материалов, существенно превосходящих зарубежные аналоги, в том числе продукции малых и средних предприятий.
Объектами каталогизации промышленной продукции являются как сложные (составные) комплектные изделия, так и комплектующие изделия, запасные части, компонентные составляющие, которые являются предметами закупки.
Каталогизации в первую очередь подлежат продукция и услуги, наиболее часто закупаемые для нужд государственного сектора экономики. Продукция разового применения, предназначенная для научных исследований, экспериментов, строительства и обслуживания, другая уникальная продукция (услуги), выпускаемая по индивидуальным техническим заданиям, по решению отраслевых экспертов каталогизации не подлежат.
Заинтересованность в использовании каталога ЕНН высказали лидирующие компании ТЭК, компании агропромышленного комплекса, других отраслей промышленности, которые являются крупнейшими потребителями промышленной продукции (услуг) и составляют основу топливно-энергетической и продовольственной безопасности России.
И в начальной стадии, и в настоящее время проект развивается без государственного финансирования, за счёт инвестиционных вложений инициаторов и участников проекта.