Инициатива исходила от самой ассоциации и была вызвана тем, что мы не смогли смириться с утверждением о том, что в России невозможно производство ветрогенераторов. К тому же, отчасти, к этой работе нас побудили патриотические чувства, хотя и об этом сегодня немодно упоминать. Сами посудите, Россия — огромная страна с мощной промышленностью, охватывающей все возможные сферы деятельности. Авиация, судостроение, энергетическое машиностроение, добывающая и перерабатывающая промышленности представлены зачастую гигантских масштабов предприятиями, способными производить всё, что сегодня востребовано человечеством.
И именно поэтому, достаточно хорошо зная нашу промышленность, эксперты РАВИ не могли допустить мысли о том, что производство ветрогенератора любой мощности в России станет невыполнимой задачей. К тому же, рыночная ситуация сложилась таким образом, что производство их компонентов для глобальных компаний и направление импортозамещения стали важными вызовами ветроэнергетического рынка в России. Нет локализации производства компонентов для ветрогенераторов — нет ветрогенераторов и нет рынка.
Итак, промежуточные результаты нашей двухмесячной работы следующие: большую часть узлов ветрогенератора «мультимегаваттного» класса любого глобального производителя можно произвести в России, причём все компоненты могут производиться всего лишь на нескольких предприятиях.
В этом несложно убедиться. Корпус гондолы могут произвести одновременно четыре предприятия. Раму гондолы в состоянии сварить или отлить, в зависимости от модели ветрогенератора, три предприятия. Различие технологий связано с тем, что у ветрогенераторов прямого привода рама более массивна и обычно выполняется способом литья целиком.
Примечательно, что один из самых главных элементов ветрогенератора — лопасти — способны изготовить в самое ближайшее время сразу три предприятия. Самый массивный компонент — башня — может быть изготовлена уже сегодня на шести металлообрабатывающих предприятиях. Ступицу гондолы могут отлить четыре российских предприятия и на двух других возможна её дальнейшая обработка. Сборку гондолы целиком можно выполнить уже на трёх предприятиях.
Большую часть узлов ветрогенератора «мультимегаваттного» класса любого глобального производителя можно произвести в России, причём все компоненты могут производиться всего лишь на нескольких предприятиях
Одно из самых крупных предприятий энергомашиностроительной отрасли в состоянии изготовить любые трансформаторы для ветрогенераторов всего мощностного ряда, причём как так называемые «сухие» для внутренней установки, так и маслонаполненные для подстанций ветропарков. Также одно российское предприятие в состоянии выполнять работы по монтажу ветрогенераторов, поскольку в своей практике выполняет работы по монтажу куда более крупных изделий.
Все вышеперечисленные предприятия подтвердили свою способность производить указанные компоненты, с ними была проведена работа, на каждом предприятии выделен ответственный сотрудник для взаимодействию с нами именно по направлению производства компонентов для ветрогенераторов.
Результат работы результат работы даёт нам право с уверенностью утверждать, что требуемый законодательством уровень локализации производства компонентов для ветрогенераторов (в 2016 году — 25 %; 2017-м — 40 %; 2018-м — 55 %; 2019-2024 годах — 65 %) мы выполним, и в будущем возможно увеличение доли локализации. Следует также учесть суммарные 21 % на производство необходимых проектных, предпроектных и строительных работ.
Мы уверены, что к концу 2015 года сможем внести в план локализации известных российских производителей, систем поворота гондолы и лопастей и сердца ветрогенератора — электрогенераторов, как синхронных, так и асинхронных, и систем их охлаждения.
Должен отметить, что сегодня очень удобный момент для российских предприятий судостроения, энергомашиностроения, металлообработки, проектных, строительных, инжиниринговых, специальных транспортных компаний для входа на отечественный ветроэнергетический рынок в качестве поставщиков компонентов или сервиса, поскольку «входные барьеры» на зарождающийся «ветровой» рынок пока очень низки.