В п. 39 «Доктрины» [2] в качестве «мер, обеспечивающих эту цель, приводятся: а) повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б) развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов…», а в п. 41 добавляется, что «эффективная климатическая политика должна осуществляться в первую очередь за счёт рационального природопользования и повышения энергоэффективности», в том числе особенно в секторе «строительство и эксплуатация зданий» [3] {дополнено. — Прим. авт.}.
В статье автора [1] приводятся причины невыполнения в нашей стране требований Правительства РФ от 25 января 2011 года [4], от 20 мая 2017 года [5] и от 27 сентября 2021 года [6] о повышении энергетической эффективности зданий в нашей стране — собственно, поэтому статья называется «Об истинных причинах срыва заданий Правительства Российской Федерации по повышению энергоэффективности зданий». Также в статье [1] предложена новая таблица классов энергоэффективности зданий с учётом поставленной долгосрочной цели, как для проектируемых зданий, так и эксплуатируемых зданий по результатам энергетического обследования.
Несмотря на то, что «Доктрина» [2] ключевой целью устанавливает достижение баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением, а в числе мер, обеспечивающих достижение этой цели, на первое место ставится повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики, не следует, что в каждой отрасли должно соблюдаться заданное в целом для экономики страны соотношение этого баланса по выбросам и возможным повышением энергоэффективности в ней. В частности, в секторе «строительство и эксплуатация зданий» отмечается, что «российские здания обладают самым большим техническим потенциалом экономии энергии за счёт повышения их энергоэффективности, как в новом строительстве, так и при капитальном ремонте».
И совсем не обязательно, если в статье [7], опубликованной уже после утверждения «Климатической доктрины РФ» [2], нетто-выбросы парниковых газов остаются практически неизменными до 2030 года, то в этот период не следует повышать энергетическую эффективность зданий. Наоборот, в Послании Президента России Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года обращается внимание на реализацию принятых на себя обязательств уже сейчас — в предстоящем шестилетии (до 2030 года), и к ним в первую очередь относится забытое обязательство Правительства РФ от 20 мая 2017 года [5] о повышении энергетической эффективности зданий нового строительства к 2028 году [с переносом до 2030 года из-за задержки с начинанием. — Прим. авт.] не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, а комплексного капитального ремонта существующих многоквартирных домов (МКД) — до базового уровня, что позволяет использовать эти возможности по максимуму за счёт допущения выбросов в других секторах экономики, в которых уменьшение выбросов сопровождается большими затратами.
Приведём табл. 1 предлагаемой нами динамики изменения целевых индикаторов повышения энергоэффективности МКД нового строительства и построенных до 1980 года и с 1980 по 2003 годы включительно. Это год утверждения СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [8], в котором впервые был приведён расчёт «удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», являющегося показателем тепловой энергетической эффективности зданий, и год присвоения базовых значений показателям теплозащиты здания и его удельного энергопотребления, с которыми сравнивается достигнутое в проекте или по результатам энергетического обследования, и на основании этого сравнения назначается класс энергоэффективности рассматриваемого здания.
Поскольку, как было показано в [1], с 2012 года вместо СНиП 23-02-2003 действующим стал СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» [9] (далее — СП 50), в котором по непонятной причине «удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию», отнесённый к единице площади квартиры в [ кВт·ч/м²] или её объёму [ кВт·ч/м³], новым авторским коллективом был заменён на «удельную характеристику расхода тепловой энергии», принятую из той же табл. 9 СНиП 23-02-2003 (СП 50 [9], п. 10.1), но отнесённую к отапливаемому объёму всего здания в размерности [Вт/( м³·°C)], что неправомерно и исключает возможность оценки истинного состояния энергоэффективности запроектированного здания, а также потому, что решение Правительства РФ от 25 января 2011 года [4] по повышению энергоэффективности зданий не было включено в СП 50 [9], в соответствии с которым сегодня выполняется раздел проекта «Энергоэффективность зданий», а потому никакого повышения энергоэффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий с 2004 года по настоящее время не обеспечивалось, что и отражено в табл. 1 в колонке «Стандартное здание».
Поразительно, что в новой, изданной в 2024 году, версии СП 50.13330.2024 [10], несмотря на критические замечания, игнорируя их, повторяется в качестве показателя энергоэффективности здания та же неграмотная «удельная характеристика расхода тепловой энергии», возвращая нашу страну в прошлый век по энергоэффективности строящихся зданий и противореча указу Президента России!
Табл. 1 построена с опережением выполнения «Доктрины» [2] относительно сектора экономики «здания» к 2050 году, в том числе потому, что, по нашему мнению, «уровень потребления энергии, близкий к нулевому», можно достигнуть для зданий нового строительства, а для зданий существующего жилищного фонда выполнить комплексный капитальный ремонт без отселения жителей возможно только до уровня «с низким потреблением энергии» (что снижает теплопотребление МКД на отопление и вентиляцию в 4–4,6 раза относительно существующего уровня или в два раза по сравнению с базовым теплопотреблением). При этом, чтобы достигнуть такого уровня теплопотребления всех зданий жилищного фонда, необходимо выполнять комплексный капитальный ремонт ежегодно на площади 2,5% жилищного фонда города в 2020 году, что примерно соответствует площади возведения нового строительства в том же году. Это позволит, по нашим расчётам в [11], к тому же 2030 году выполнить комплексный капитальный ремонт всех зданий жилищного фонда города, построенных до 1980 года, а для остальных зданий жилищного фонда — также на уровень зданий с «низким потреблением энергии» к 2050 году.
Далее, в табл. 1 акцентировано внимание на обязательность реализации повышения энергоэффективности зданий уже сейчас — в предстоящем шестилетии (до 2030 года), как это было заявлено в Послании Президента России от 29 февраля 2024 года. Это принципиально отличает наши предложения от сценариев повышения энергетической эффективности зданий в России, приведённых в [12] и основанных на принципе, что «до 1 марта 2028 года для выполнения требований по классам энергоэффективности снижение удельного расхода теплоты на отопление и вентиляцию не требуется, а с 1 марта 2028 года по 2060 год снижение удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию должно составить 10%», то есть за 32 года всего на 10%!
Хотя по действовавшему тогда Постановлению Правительства РФ от 20 мая 2017 года №603 [5], которое было принято вместо проваленного ППРФ от 25 января 2011 года №18 [4], как раз требовалось снижение на те же 50% к 2028 году по сравнению с базовым уровнем, что и предлагается нами со сдвигом на 2030 год в альтернативной редакции ППРФ №1628, разработанного НП «АВОК» и изложенного в [13], и там же приводятся уточнённые базовые значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию всех зданий и нормируемые к 2030 году до уровня «зданий с низким потреблением энергии», а новых зданий — к 2050 году до уровня, «близкого к нулевому».
Этими решениями исправляется «вялая» соглашательская политика, изложенная в [7, 12], исключающая повышение энергоэффективности МКД в период до 2028 года и предлагающая его повышение с 2028 по 2060 годы всего на 10%! НП «АВОК» поддерживает решение Правительства РФ №603 [5] (п. 15.1, а) для вновь создаваемых зданий к 2030 году предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию, не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, а с 2025 года — не менее чем на 25% (но не «удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», как записано в приказе Минстроя России от 17 ноября 2017 года №1550, реализующем этот ППРФ от 20 мая 2017 года №603 [5], потому что, как сказано выше, эта характеристика расхода, случайно появившаяся в СП 50.13330.2012 [9], не отражает показателя энергоэффективности зданий).
Причём уровень «зданий с низким потреблением энергии», соответствующий 50%-му снижению удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию по сравнению с базовым, обеспечивается за счёт дополнительного утепления наружной оболочки здания в соответствии с табл. 2, обоснованного в статье [14], со сроком окупаемости дополнительного утепления в шесть-семь лет при стабильном индексе доходности в диапазоне 0,5–0,7 (за исключением районов Крайнего Севера, где окупаемость увеличивается до восьми лет), и осуществления автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления по оптимизированным графикам с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха, подтверждённых теоретическими расчётами и натурными испытаниями в [15–17], за счёт чего можно сократить подачу теплоты в систему отопления зданий от 15 до 40% и более (в годовом потреблении) по сравнению с настоящим состоянием и без дополнительных инвестиций, а путём перенастройки контроллера имеющегося регулятора.
Анализ энергетического баланса МКД служит ещё одним подтверждением при оценке тепловой энергоэффективности зданий возможности достижения уровня «зданий с низким потреблением энергии» для многоквартирных домов нового строительства и существующих в жилищном фонде российских городов за счёт дополнительного утепления и применения местного авторегулирования подачи теплоты в систему отопления — без использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), то есть тепловых насосов и солнечных коллекторов для нагрева горячей воды в системе горячего водоснабжения, использования солнечных фотоэлектрических панелей для выработки электроэнергии и др., которые всё ещё дороже элементарного утепления и замены окон, а также проблематичны по утилизации отработанного оборудования.
Для оценки доли каждой составляющей энергетического баланса МКД (целевых индикаторов в табл. 8.1 [3]) в федеральных нормах на базовом уровне и нормируемых требований с 2025 года и последующих годов составим табл. 3 баланса годового энергопотребления дома, а затем для наглядности графическое отражение её на рис. 1.
Базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД, строящегося в Москве при ГСОП = 4551°C·сут. и Крег = 0,945 [18], принимается по позиции 1 и колонке «12 и более этажей» табл. 9 СНиП 23-02-2003 — qhreq = 70 кДж/( м²·°C·сут.) и с учётом пересчёта из [кДж] в [ кВт·ч]:
qот.+вентгод.баз = (70/3600)×4551×0,945 = 83,5 кВт·ч/м² (в табл. 3: 28,5 + 55 = 83,5)
на 1 м² площади квартир, исходя из заселённости 20 м² на одного жителя.
Фактический удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию на примере принятого в [1] 12-этажного 84-квартирного МКД составил qот.+вентгод.баз = 76 кВт·ч/м² при утеплении до базового уровня наружных стен и окон Rопр.ст = 3,0 м²·°C/Вт и Rопр.ок = 0,7 м²·°C/Вт, что соответствует нормальному классу энергоэффективности D: (76–83,5)×100/83,5 = −9% (см. табл. 1 в [1]).
Соответственно, нормируемый с 2030 года удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию qот.+вентгод.норм. 2030 = 83,5×0,5 = 41,8 кВт·ч/м²; а фактический удельный годовой расход — при утеплении согласно табл. 2 и продолжая расчёт МКД из [1] с Rопр.ст = 4,8 м²·°C/Вт и окон Rопр.ок = 1,2 м²·°C/Вт, но с заселённостью 25 м² на одного жителя — qот.+вентгод.факт. 2030 = 41 кВт·ч/м², что соответствует очень высокому классу энергоэффективности А: (41–83,5)×100/83,5 = −51% и подтверждает вывод о достижении уровня «здания с низким потреблением энергии» за счёт повышения теплозащиты и применения местного авторегулирования систем отопления.
Определим параметры промежуточных значений. Нормируемый с 2025 года удельный расход тепловой энергии на те же цели 1-го этапа с учётом 25%-го снижения энергопотребления:
qот.+вентгод.норм. 2025 = 83,5×(1–0,25) = 62,6 кВт·ч/м².
Предварительно разобьём удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания на его составляющие, приняв расчётный воздухообмен в соответствии с СП 60.13330.2020 [19] на одного жителя 30 м³/ч, или 30/20 = 1,5 м³/(чел.· м²). Тогда базовый удельный годовой расход тепловой энергии на нагрев такого количества наружного воздуха для вентиляции:
qвентгод.баз = 0,28×1,5×1,2×1,0×4551×24×10–3 = 55 кВт·ч/м² в год.
Соответственно, базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, как разность теплопотерь через наружные ограждения, за вычетом внутренних теплопоступлений, и базового удельного годового расхода на вентиляцию:
qотгод.баз = qот.+вентгод.баз — qвентгод.баз = 83,5–55 = 28,5 кВт·ч/м² в год.
А с 2025 года, учитывая, что расход тепловой энергии на нагрев наружного воздуха для вентиляции остаётся в том же объёме, но теплозащита наружных ограждений повысится, нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление значительно снизится и будет:
qотгод. 2025 = 62,6–55 = 7,6 кВт·ч/м² в год.
Соответственно, на 2-м этапе снижения энергопотребления строящихся зданий на 40% нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию с 2027 года составит:
qот.+вентгод.норм. 2027 = 83,5×(1–0,4) = 50,1 кВт·ч/м²;
а на 3-м этапе снижения энергопотребления строящихся зданий на 50% с 2030 года:
qот.+вентгод.норм. 2030 = 83,5×(1–0,5) = 41,8 кВт·ч/м²,
но при этом из-за уменьшения плотности заселения с 20 до 25 м² на одного человека воздухообмен также снизится до 30/25 = 1,2 м³/(чел.· м²). Тогда удельный годовой расход тепловой энергии на нагрев такого количества наружного воздуха для вентиляции на 3-м этапе будет (в табл. 3 в квадратных скобках):
qвентгод. 2030 = 0,28×1,2×1,2×1,0×4551×24×10–3 = 44 кВт·ч/м² в год.
Удельное базовое годовое теплопотребление на горячее водоснабжение МКД, согласно СП 30.13330.2016 [20], принято 102 кВт·ч/м² в год, нормируемое с 2025 года с учётом наличия во всех квартирах водосчётчиков и оплаты счётов по их показаниям:
102×(1–0,4) = 61,2 кВт·ч/м², уменьшаемое на 1% за каждый последующий год с 2025 по 2030 годы.
Электропотребление квартирами с электроплитами (при норме заселения квартир 20 м² на человека) — 43 кВт·ч/м² в год [21, раздел 12], уменьшаемое на 1% за каждый последующий год с 2025 по 2030 годы за счёт повышения энергоэффективности используемого электрооборудования и бытовых электроприборов; на общедомовые нужды без энергосбережения — 6 кВт·ч/м², с энергосбережением — 4,2 кВт·ч/м².
Из табл. 3 и рис. 1 следует, что, если при теплозащите на базовом уровне и на 1-м этапе повышения энергоэффективности МКД (на 25% превышающей базовое значение) теплопотребление систем отопления обеспечивается на все 100%, то на 2-м и 3-м этапах повышения энергоэффективности теплопотребление систем отопления удовлетворяется без привлечения ВИЭ, соответственно, на (50,1/55)×100 = 91% и (41,8/44)×100 = 95%, что незначительно, и с уменьшением плотности расселения требуемый воздухообмен будет приближаться к нормативному. Жители, ощущающие недостаток воздухообмена, могут установить у себя в квартире «бризер» — компактное устройство, встраиваемое в стену, с вентилятором, очисткой и электроподогревом потока наружного воздуха.
Попытаемся сопоставить приведённые для города Москвы данные с табл. 8.1 «Целевые индикаторы для жилых зданий в динамике по годам» из ЦЭНЭФ-XXI [3]. Табл. 8.1 (из [3]) в настоящей статье представлена в виде табл. 4.
Начнём с нижних трёх строк табл. 8.1, пытаясь сопоставить приведённые целевые индикаторы с похожими обозначениями табл. 3 этой статьи:
1. Во-первых, в табл. 8.1 это не средние расходы, а удельные годовые расходы, причём, как следует из табл. 3, если на нужды отопления и централизованного горячего водоснабжения МКД, то тепловой энергии, если на электроснабжение МКД, то электрической энергии (потреблённой отдельно квартирами и отдельно на общедомовые нужды), отнесённые к 1 м² площади квартир рассматриваемых домов.
2. Во-вторых, из табл. 8.1 непонятно: удельное энергопотребление относится к площади квартир или площади жилого дома в границах наружных стен жилых этажей? [Правильно — к площади квартир. — Прим. авт.].
3. В-третьих, многоквартирных домов или включая индивидуальные? Нового строительства или после комплексного ремонта (означая: с утеплением, включая замену окон)? [Правильно, если на все три типа домов будут отдельные таблицы, иначе невозможно проконтролировать приведённые показатели. — Прим. авт.].
4. В-четвертых, какой повышающий коэффициент вводится на электрический кВт·ч при сложении с тепловым кВт·ч?
5. В-пятых, правильно применять размерность [ кВт·ч/м² в год], в противном случае, как записано в табл. 8.1 и как произошло в СП 50 [9], год превратят в часы и сократят с часами из размерности [ кВт·ч] — в результате получится абракадабра, как уже состоялось в СП 50 [9] с «удельной характеристикой расхода» (получилась размерность [ кВт/( м²·°C)]), что отбросило нашу страну на 15 лет назад в области повышения энергоэффективности зданий.
Ответа на эти вопросы нет, что не позволяет оценить правильность целевых индикаторов в табл. 8.1 на нужды отопления и вентиляции, а также и электрической энергии, потребляемой многоквартирным домом.
Если целевые индикаторы на нужды систем отопления относятся к МКД, то в 2021 году удельный годовой расход тепловой энергии в системе отопления 12-этажного многоквартирного дома должен соответствовать базовому уровню — 83,5 кВт·ч на 1 м² площади квартир, исходя из заселённости 20 м² на одного жителя согласно [13] (в табл. 8.1–204 кВт·ч/м²); а в 2030 году, в соответствии с настоящей статьёй, с заселённостью 25 м² на одного человека, должен быть сокращён на 50% или 83,5×0,5 = 41,8 кВт·ч/м² (в табл. 8.1–150 кВт·ч/м²).
Если в табл. 8.1 это показатель усреднённого значения всего жилищного фонда многоквартирного дома на указанную дату, то, судя по анализу в [22] результатов измерения удельных годовых расходов энергоресурсов субъектами РФ, представленных в табл. Г. 8 Государственного доклада «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в РФ», подготовленном Минэкономразвития России, это невыполнимо.
Целевой индикатор на нужды горячего водоснабжения МКД в 2021 году составит (табл. 3) 102 кВт·ч/м² в год (в табл. 8.1–34 кВт·ч/м²); к 2030 году с учётом 100%-го перехода на расчёты по индивидуальным квартирным водосчётчикам — 57,6 кВт·ч/м² (в табл. 8.1–18 кВт·ч/м²). Следует отметить, что в 2010 году удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение составлял, например, в Германии 22 кВт·ч/м². В нашей стране такого низкого значения быть не может, во-первых, потому, что в Германии, как и в других странах Западной Европы, на одного человека приходится в два раза больше площади квартиры, что в два раза сокращает водопотребление на 1 м² площади квартиры, и, во-вторых, жители этих стран, как правило, пользуются непроточной водой, что ещё в полтора-два раза снижает их водопотребление по сравнению с россиянами. Поэтому в России оправдано теплопотребление на ГВС для МКД до 2000 года при централизованном теплоснабжении от ЦТП с повышенными теплопотерями на циркуляцию и без квартирных водосчётчиков в размере около 130–100 кВт·ч на 1 м² площади квартиры в год на одного жителя, а в 2020 годах при переходе на АИТП и с квартирными водосчётчиками — 65–55 кВт·ч/м² вместо приведённой в табл. 8.1 величины 34–18 кВт·ч на 1 м².
Годовое электропотребление квартир в многоквартирных домах принято в соответствии с табл. 6 «Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства», разработанных Институтом экономики ЖКХ совместно с Управлением социально-экономического развития Министерства экономики Российской Федерации и утверждённых приказом Минэкономразвития России от 6 мая 1999 года №240 с добавлением наших уточнений, изложенных в [21, раздел 12]. Если прочие нужды в этой строке табл. 8.1 включают удельный годовой расход электрической энергии, потребляемый квартирами и на общедомовые нужды, включая освещение и потребление силовым оборудованием (лифты, насосы, вентиляторы, компрессоры), то в электрических кВт·ч/м² при использовании электроплит для приготовления пищи в табл. 8.1 в 2021 году указано удельное годовое электропотребление 66 кВт·ч/м² со снижением до 53 кВт·ч/м² к 2030 году, а в табл. 3, соответственно, принято 43 + 6 = 49 и 39,1 + 4,2 = 43,3 кВт·ч/м².
Сравнить потребление конечной энергии в табл. 8.1 путём сложения отдельных целевых индикаторов, приведённых в [ кВт·ч/м²], с верхней строкой этой же таблицы невозможно, потому что последняя приводится в иной размерности — [млн т.у.т.]. Также была обнаружена неточность в табл. 1.1 из той же работы ЦЭНЭФ-XXI [3] и в такой же таблице в [7]: в строке «Целевые показатели снижения выбросов парниковых газов и CO2 в секторе «здания«» приводятся данные выбросов в 2021 году в размере 190 млн тонн в эквиваленте CO2, а в 2030 году — 188 млн тонн, и указывается снижение −11%, в то время как получается (188–190)×100/190 = −1,052%, с округлением −1,1%, а не −11%, как в табл. 1.1. На запрос НП «АВОК» авторы сначала отписались (по А. И. Райкину, «запустили дурочку»): «Это не ошибка. Это модельный расчёт. Речь идёт о суммарных выбросах, а не об удельных. То есть в расчёте играет роль также рост площади зданий…». Но при повторном запросе согласились: «Благодаря В. И. Ливчаку нашли ошибку. В таблице были показаны только общественные здания. Новый верный вариант таблицы прилагаю». Однако, когда мы сложили показатели общественных зданий из табл. 1.1 с показателями жилых МКД из табл. 8.1, сумма из двух этих таблиц не совпала с новой (табл. 5).
Не могу согласиться также с выводами ЦЭНЭФ-XXI в их работе «Три плюс два» [23], что Россия может подписать «Глобальное обязательство по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности», принятое на Глобальной конференции (Global Renewables and Energy Efficiency Pledge) Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), прошедшей в июне 2023 года в Версале во Франции, при соблюдении ряда перечисленных в работе условий.
Под этим документом, обязывающим к 2030 году утроить глобальную мощность источников ВИЭ и удвоить темпы повышения энергоэффективности, подписались 124 страны мира, но Россия, Китай и Индия в их число не вошли. Во-первых, такие безапелляционные требования, не обращающие внимания на местные условия и не считающиеся с целесообразностью, являются нарушением суверенитета стран и вмешательством в их экономику, и потом, где обоснования, что это отвечает «приоритетам социально-экономического развития нашей страны»? В «Климатической доктрине РФ» [2] в п. 42 записано: «Россия будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии», а здесь вместо проведения исследований требуется «взять под козырёк».
Во-вторых, выполнение таких решений невозможно проконтролировать в нашей стране и не только в ней — в статьях ЦЭНЭФ-XXI неоднократно отмечаются нестыковки в показателях Росстата; я в статье [22] указывал на ошибки в оценке фактического теплопотребления на коммунальные услуги и в подсчёте энергоэффективности зданий в Государственном докладе «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации», подготовленном Минэкономразвития России. Я также прилагал новые формы таблиц удельных годовых расходов энергетических ресурсов каждого МКД нового строительства и отдельно прошедших комплексный капитальный ремонт для каждого регионам страны, на основании которых должна создаваться итоговая, более содержательная табл. Г. 8 для представления в государственный доклад Минэкономразвития. И, в-третьих, возвращаясь к сопоставлению суммарного, требуемого по табл. 1А СП 60.13330.2020 [из 21] конечного энергопотребления, в той же табл. 3 с ожидаемым фактическим потреблением без использования ВИЭ следует, что начиная с реализации 2-го этапа повышения энергоэффективности МКД по конечному удельному годовому энергопотреблению разница между требуемым и обеспечиваемым в пределах рекомендованного расхода энергии на 2-м и 3-м этапах превышает в целом, соответственно, на (198,5–170)×100/170 = 17% и (186–142)×100/142 = 31%, что касается систем горячего водоснабжения и электроснабжения, по которым выполнение требований до 2030 года согласно ППРФ №1628 [6] носит добровольный характер.
Поэтому, по нашим предложениям, сформулированным в [13], до 2030 года повышение тепловой энергетической эффективности МКД в секторе экономики «здания», как нового строительства, так и большинства существующих зданий, построенных до 1980 года, достигнет уровня «с низким потреблением энергии», что соответствует классу энергоэффективности А — «очень высокий» (для новых зданий с теплопотреблением в два раза ниже базового по СНиП 23-02-2003, для МКД, для зданий, построенных до 1980 года и прошедших комплексный капитальный ремонт — с теплопотреблением на отопление и вентиляцию в 4,6 раза ниже того, что они потребляли до капремонта) без использования ВИЭ, только за счёт утепления наружных ограждений, включая замену окон, и за счёт перенастройки контроллера автоматического регулятора подачи теплоты в систему отопления на оптимизированный «график Ливчака».
После 2030 года в новом строительстве за счёт применения возобновляемых источников энергии и утилизации теплоты выбросов или поверхностного слоя Земли предполагается постепенное повышение энергоэффективности до уровня потребления энергии сначала «энергопассивного» к 2040 году, а затем «близкого к нулевому». При капитальном ремонте МКД жилищного фонда города следует продолжать его на том же уровне повышения теплозащиты и с тем же ежегодным объёмом производства (на площади 2,5% от площади жилищного фонда в 2020 году), пока к 2050 году не будут выведены на уровень «зданий с низким потреблением энергии» все МКД жилищного фонда городов России, построенные до 2004 года. Всегда выгодней выполнить капитальный ремонт двух зданий, снизив их теплопотребление на отопление в четыре раза, чем одного здания, доведя его до уровня «энергопассивного» и снизив его теплопотребление в пять раз.
Расчёт энергоэффективности зданий и установление класса их энергетической эффективности следует выполнять по Рекомендациям АВОК «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчёта энергоэффективности проекта зданий» [21].