Реформы: постановка задачи Согласно принятому Государственной Думой закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», был создан специальный фонд с бюджетом 250 млрд руб. Его средства планируется направить на капитальный ремонт ветхого жилья (150 млрд), а также на расселение аварийных зданий (100 млрд). Согласно законопроекту, к 2012 г. в России не должно остаться домов, непригодных для проживания. Как считают многие эксперты, это первый, но еще недостаточный шаг к выводу из кризисного положения коммунального хозяйства. Высока вероятность, что для исправления ситуации выделенных средств может не хватить. По мнению Владимира Германенко, первого заместителя председателя комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, на эти цели потребуется около 3 трлн руб.По словам Олега Толкачева, председателя комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ, в Москве за семь ближайших лет планируется вложить в реализацию реформы порядка 470 млрд руб. При этом будет отремонтировано около 13,5 тыс. зданий (для сравнения: согласно оценке МосгорБТИ на 1 января 2006 г., капремонта требуют порядка 17 тыс. жилых зданий). Только в 2008 г. из городских средств будет израсходовано примерно 40 млрд руб. (в 20 раз больше, чем в предшествующие годы) с проведением капремонта в 1,7 тыс. домах. Но как именно проводить ремонт? Вопрос не праздный, а денежный. Сколько стоит ремонт? Необходимо отметить, что ремонтные работы могут носить как комплексный, так и выборочный характер. Первый подразумевает практически полную замену инженерных систем и оборудования, тепловых сетей, некоторых конструкций здания, а также включает работы по улучшению благоустройства (например, создание системы вентиляции или кондиционирования). Комплексный капитальный ремонт может проводиться как с отселением жильцов, так и без него, в зависимости от вида работ и типа здания. Второй вариант — «косметический»: выборочная реконструкция или замена кровельных покрытий, починка фасадов, герметизация межпанельных швов, ремонт балконов и т.д. Также сюда входит проверка и, при необходимости, ремонт или модернизация инженерных систем здания. Как правило, выборочные работы отселения жильцов не требуют. К сожалению, в целях экономии в зданиях, где очевидна необходимость капитального ремонта, часто проводятся лишь выборочные работы. В результате проблема не решается, а только откладывается на некоторое время. В другом случае встречаются ситуации, когда устаревшее оборудование меняется на новое, но неэффективное. После непродолжительной эксплуатации оно выходит из строя, требуя очередного ремонта или замены. Тем самым нецелесообразное использование денежных средств может привести к высоким ежегодным эксплуатационным расходам. А если учесть низкую энергетическую эффективность устаревшего оборудования и перевести в денежный эквивалент впустую сжигаемые топливные ресурсы, то убытки возрастут в десятки и сотни раз. Решение: комплексный подход Одним из примеров и образцов эффективной организации отдельного проекта в области ЖКХ представляется выполнение комплексных ремонтных работ в домах района Метрогородок в Восточном административном округе Москвы. Проект реализовали ДЕЗ «Метрогородок», ЗАО «Сантехпром», компания «Данфосс» и монтажная фирма «Братство».В рамках данного проекта старую систему отопления заменили на эффективную регулируемую двухтрубную схему с использованием биметаллических радиаторов. Кроме того, в каждом доме был установлен современный комплекс оборудования Danfoss для обще-домового и поквартирного регулирования и учета тепла. Он состоит из автоматизированных узлов управления с насосным смешением, автоматических балансировочных клапанов, радиаторных терморегуляторов, электронных счетчиков распределителей тепла в каждой квартире и т.п.У жителей модернизированных домов появилась возможность не только самостоятельно устанавливать для себя наиболее комфортный температурный режим, но и экономить на оплате отопления. Это очень важно, поскольку реформирование ЖКХ не может не сказаться на оплате коммунальных услуг. За три года Министерством регионального развития России планируется значительно увеличить тарифы. По-видимому, к 2011 г. их ждет двукратное повышение, т.е. рост тарифов составит 14–20 % в год. По данным Росстата, за январь-апрель 2008 г. тарифы выросли уже на 14 %.В зимнее время основная доля потребительских расходов по оплате коммунальных услуг приходится на отопление. Уже сегодня тариф составляет примерно 11,8 руб/м2. Существенно снизить финансовую нагрузку на потребителей позволяет установка приборов поквартирного регулирования и учета тепла. В этом случае взимается только фактическая плата за потребленные ресурсы, т.е. жильцы оплачивают объем теплоносителя, который прошел по трубам отопления в их квартире, а не рассчитанный в ЕИРЦ «средний расход». Как отметил Степан Орлов, глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике, «реформа ЖКХ невозможна без развития системы учета воды и тепла».На рис. 1 представлены данные по теплопотреблению каждой квартиры в одном из домов района Метрогородок. Жильцы, которые вовремя не сдали показания счетчиков, вынуждены были платить по нормативу (0,192 Гкал на м2 в год). На графике они представлены фиксированными верхними значениями. Квартиранты, оплатившие счета по показаниям счетчика, попали в нижнюю часть диаграммы. Как видно, разрыв между фактическим и нормативным потреблением тепла достаточно весомый. Расчеты, проведенные специалистами компании «Данфосс», показали, что средняя экономия по дому достигает порядка 36,7 %. В денежном эквиваленте за отопительный период она составляет в среднем 3500 руб. на одну квартиру. Таким образом, установка приборов регулирования и учета тепла экономически выгодна потребителям. Аналогичные показатели достигнуты и в проектах, реализованных с участием компании «Данфосс» в Жулебино (ЮВАО Москвы) в 2005 г. и в Басманном районе (ВАО Москвы) в 2007 г.Стоит отметить, что на Западе уже распространены технологии автоматического считывания данных, которые намного упрощают процедуру учета и не требуют траты времени на работу со счетчиком. Информация со счетчиков передается на единый пункт диспетчеризации (например, через радиомодем) и заносятся в базу данных, откуда ее может взять бухгалтерия для выписки квитанций. Весьма вероятно, что в скором будущем такие системы будут широко внедряться и в России. Итак, начало реформам ЖКХ положено. Для того, чтобы не вышло «хотели как лучше, а получилось как всегда», нужно учитывать и интересы конечных потребителей коммунальных услуг. В первую очередь это означает проведение качественных ремонтных и реконструкционных работ с применением современных высокоэффективных строительных материалов и технологий. Они позволяют не только обеспечить жильцам комфортные условия проживания, но и предоставить возможность экономии.
Услуги дорожают, учимся экономить
Опубликовано в журнале СОК №8 | 2008
Rubric:
Плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства сегодня является одной из наиболее сложных проблем практически для всех регионов России. Моральный и физический износ основных фондов ведет к высокой аварийности и низкой энергоэффективности. В результате постоянно растут экономические затраты на коммунальное обслуживание, что неминуемо отражается на тарифах для потребителей. Но реформа ЖКХ создает условия для постепенного исправления сложившейся ситуации.