Анализ результатов опроса общественного мнения ясно показывает, что в ответах присутствуют две составляющие: 1. Жители, практически не задумываясь, четко реагируют на качество предоставляемых услуг. 2. Не все однозначно отвечают на вопрос о необходимости установки водосчетчиков, понимая, что за установку счетчика надо платить, а будет ли от этого выгода, еще не известно. Уместно здесь привести высказывание французского экономиста Фредерика Бастиа еще в XIX в.: «Бросьте взгляд на земной шар. Когда народы бывают самыми счастливыми, самыми нравственными, самыми миролюбивыми? Когда закон реже всего вмешивается в частную, личную деятельность; когда правительство меньше дает себя чувствовать; когда личность имеет наибольшую силу, а общественное мнение наибольшее влияние; когда не так многочислен его состав управления и не так сложно его устройство; когда легче, равномернее налоги...». Обратимся к существующей системе управления городским хозяйством на примере г. Москвы. Система управления городским хозяйством (речь идет об обеспечении таких услуг, как снабжение холодной и горячей водой, электро- и теплоэнергией) имеет слабо управляемую горизонтальную и частично вертикальную структуру управления, основанную на договорных отношениях между ресурсоснабжающими и жилищными организациями, жилищными организациями и потребителями. Договоры, заключенные между этими организациями, часто носят монопольный характер, исходя из сложившейся практики заключения договоров. Отсюда и издержки при заключении договоров, нарушение прав и обязанностей отдельных субъектов коммунального сектора, неплатежи и низкое качество оказываемых услуг. В договорах между Дирекциями единого заказчика (ДЕЗ) с ресурсоснабжающими организациями отсутствуют условия об объемах и качестве отдельных коммунальных услуг с необходимыми параметрами, поставок ресурсов. Например, ответственность теплоснабжающей организации за подачу тепловой энергии измеряется в гигакалориях, при этом ДЕЗ отвечает за соответствие температуры воздуха и горячей воды в жилых домах. Роль местных органов власти, как правило, сводится к урегулированию взаимоотношений и предотвращению конфликтных и аварийных ситуаций. Для простоты изложения проиллюстрируем это на технологической схеме по предоставлению и потреблению энергоресурсов. Выработка и поставка энергоресурсов в город осуществляется ресурсоснабжающими организациями: ОАО «Мосэнерго», РАО «Газпром», МГП «Мосводоканал». Далее через систему теплоснабжающих организаций-покупателей, а потом через жилищные организации ресурсы (услуги) поступают потребителю, в том числе населению. Отношение к установке в квартирах счетчика за счет проживающих: 73 % отрицательно; 12 % положительно; 15 % затруднились ответить. Анализируя указанную технологичес-кую схему, нетрудно понять, что самым слабым незащищенным звеном в этой цепочке является потребитель, т. е. житель города. Эта схема может работать только в условиях жесткой командно- административной системы, в которой и была создана. При этом важно отметить, что наиболее экономически и финансово устойчивыми являются РАО «Газпром», ОАО «Мосэнерго», МГП «Мосводоканал» по праву монопольного положения на рынке предоставляемых услуг. Финансовое положение других теплоснабжающих организаций целиком зависит от конечных потребителей, т. е. от ДЕЗов и бюджетной дотации. До настоящего времени в Москве существует проблема с обеспечением горячей водой. В цикле приготовления и подачи воды для нужд горячего водоснабжения города принимают участие четыре основные организации: МГП «Мосводоканал», МГП «Мосгортепло», МГП «Мостеплоэнерго», МП «Теплоремонтналадка» и ДЕЗы. МГП «Мосводоканал» отвечает за подачу воды до ДТП, где происходит ее подогрев. Теплоснабжающая организация подогревает воду и подает ее до жилого дома. Жилищная организация подает горячую воду непосредственно населению и осуществляет расчеты с жителями. В противоречие п. 72 действующих Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ (утвержденных постановлением правительства РФ № 167 от 12.02.1999 г.) оплата за питьевую воду, полученную теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения и на собственные нужды, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям средств измерений. Несмотря на это в Москве не устранено противоречие, при котором завышенное давление в ЦТП и утечки на заводомерных сетях приводят к увеличению удельного водопотребления и соответственно к увеличению задолженности жилищных организаций перед МГП «Мосводоканал» за оказанные услуги водоснабжения. Таким образом, все убытки по утечкам на сетях горячего водоснабжения приходятся на жилищные организации, которые не могут их компенсировать за счет потребителей (доборы с населения запрещены). В результате удельное водопотребление питьевой воды в Москве остается высоким и составляет 380 л/(чел÷сут). Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги. В Москве сложилась ситуация, при которой потребитель (население) вынужден оплачивать коммунальные услуги по различным книжкам, квитанциям. В случае спорных вопросов, возникающих при оплате коммунальных услуг, конкретный гражданин должен объездить целый ряд организаций, выясняя их. Прежде всего жителям Москвы такая ситуация неудобна, а кроме того не позволяет осуществлять адресное предоставление льгот по оплате коммунальных услуг через центр жилищных субсидий. Например, в расчетном центре Зеленограда был проведен эксперимент, где отмечена положительная работа центра и перспективность применяемой схемы расчетов с населением за коммунальные услуги. Проблема сверхнормативного водопотребления в жилом фонде. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос сверхнормативного водопотребления в жилом фонде города. МГП «Мосводоканал» выставляет жилищной организации счет на оплату услуг водоснабжения и водоотведения по показаниям приборов учета, установленных в ЦТП или на вводе в жилой дом, а жилищная организация осуществляет расчеты с населением по установленным нормативам и ставкам оплаты услуг водоснабжения и водоотведения. Учитывая, что норматив водопотребления составляет 320 л/(чел÷сут), в ряде районов Москвы имеется значительное превышение установленного норматива (сверхнормативное водопотребление). В то же время одиннадцать ДЕЗ не имеют сверхнормативного водопотребления. В указанных дирекциях эксплуатацией внутридомовых систем водоснабжения занимаются квалифицированные специалисты, которые в большинстве случаев своевременно проводят плановые и технические ремонты. В настоящее время не определен порядок предъявления и отнесения убытков жилищных организаций, вызванных утечками через водоразборную арматуру в квартирах потребителей (жителей), или, при невозможности отнесения убытков на потребителей, расходы жилищных организаций по эксплуатации жилищного фонда. Жилищные организации не имеют возможности регулярно проводить обследование внутридомовых сетей и оборудования, выявлять утечки воды через санитарно-техническую арматуру, установленную в жилом фонде (ввиду отсутствия специалистов и по другим причинам) у жилищных организаций отсутствует финансовая заинтересованность в проведении работ по ресурсосбережению в жилом фонде города. На начальном этапе находится кампания по оснащению жилых домов приборами учета тепла и горячей воды. Сейчас правительством Москвы принято решение, по которому МГП «Мосводоканал» будет отвечать за организацию работ по установке и обслуживанию внутридомовых и квартирных приборов учета воды в жилищном фонде города. В новых жилых домах в Москве установка квартирных водосчетчиков производится с 1997 г., однако порядка организации учета потребления воды и ее оплаты по показаниям измерительных приборов в настоящее время не существует, и население продолжает осуществлять плату по нормативам. В последние два года в Москве под давлением теплоснабжающих (МГП «Мосгортепло», МГП «Мостеплоэнерго») и частично жилищных организаций было принято решение о переходе на прямые расчеты с населением. По состоянию на 1 января 2002 г. практически завершился переход на прямые расчеты с населением между МГП «Мосгортепло» и МГП «Мостеплоэнерго». Было предложено МГП «Мосводоканал» перейти на прямые расчеты с населением. Но здравый смысл взял верх, и этого не произошло. Переход на прямые расчеты с населением по теплоснабжению, несмотря на кажущиеся на первый взгляд преимущества (получение денежных платежей, минуя посредника в лице ДЕЗ), имеет существенные недостатки. К ним следует отнести: снижение уровня защищенности каждого потребителя из-за отсутствия профессионального контроля последними качества предоставляемых услуг (технологические параметры: температура, давление и т. д.); возникновение различных нестыковок по эксплуатации внутридомовых систем теплоснабжения (эксплуатация внутридомовых систем осуществляется одной организацией, а платежи перечисляются другой); увеличение необоснованной численности персонала теплоснабжающих организаций и как следствие удорожание услуг; отсутствие финансовой заинтересованности у теплоснабжающих организаций по ресурсосбережению и др. Отсюда вывод — оплата всех жилищно-коммунальных услуг должна осуществляться не по нормативам потребления, а по показаниям приборов учета и по единой квитанции, т. е. по принципу «одного окна». Хорошее управление городским хозяйством состоит в искусстве найти разумный компромисс между двумя требованиями — обеспечение эффективности ресурсоснабжающего предприятия и соблюдение интересов жителей города. А теперь о стратегии действий, направленных на проведение реформы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. У многих может сложиться впечатление, что реформа будет проходить самостоятельно без активных действий со стороны участников этого процесса. За 10 лет реформы не было случая, чтобы хотя бы одна организация отчиталась в выполнении плана мероприятий или программы действий. Оценивая важность и значение проводимой работы, необходимо отметить, что со стороны администрации города должен постоянно осуществляться контроль за реализацией мероприятий по модернизации городской инфраструктуры (не исключено создание специального административного органа при правительстве Москвы на период проведения реформы). Наиболее правильным является заключение «контракта» между ресурсоснабжающими организациями и городской администрацией на право предоставления услуг по водоснабжению, канализации, теплу, электроэнергии, обслуживанию жилищного фонда. В нашем случае — это контракт между МГП «Мосводоканал» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства правительства Москвы. Контракт должен быть универсальным, гарантировать доступность и хорошее качество услуг. В то же время, контракт усиливает «защищенность» водных компаний независимо от их организационно-правовой формы собственности. Основное содержание контракта сводится к следующему: основные условия производственной деятельности (забор воды, технологические параметры, качество очистки, условия приема сточных вод, ресурсосбережение и т. д.); ценообразование и тарифная политика (порядок установления тарифов, льгот, сверхнормативное водопотребление, порядок погашения задолженности и т. д.); инвестиции в объекты водопроводно-канализационного хозяйства; порядок распределения прибыли; природоохранная деятельность. Контракт состоит из 15 глав. В качестве реперных, основополагающих принципов по модернизации и реформированию жилищно — коммунального хозяйства следует принять следующие направления: 1. Провести ревизию существующей нормативной базы Москвы по жилищно-коммунальной реформе и привести ее в соответствие с действующим федеральным законодательством. 2. Привести действующие договоры ресурсоснабжающих организаций с жилищными в соответствие с законодательством Российской Федерации, включив в них: условия о порядке расчетов в зависимости от наличия приборов учета воды в ЦТП, жилом доме, квартире; ответственность в случае невыполнения перечня параметров качества жилищно-коммунальных услуг; порядок оплаты потребителями услуг и ответственность за своевременность осуществления платежей и др. Предусмотреть в трудовых договорах (контрактах) личную ответственность руководителей и жилищных управляющих компаний за своевременность платежей. 3. Установить в качестве эксперимента двухуровневый тариф на коммунальные услуги (оптовый и розничный), в частности, на услуги водоснабжения и канализации. Применение данного тарифа в расчетах между ресурсоснабжающей (оптовый тариф) и жилищной (розничный тариф) организациями позволило бы решить ряд экономических и юридических вопросов (в частности, выплата комиссионного вознаграждения и т. д.), повысило бы заинтересованность жилищных организаций. 4. Провести инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед организациями водопроводно- канализационного хозяйства. Признанная задолженность должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов. 5. Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство должно осуществляться при активной государственной поддержке путем создания финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала (в Москве реализовано шесть крупных инвестиционных проектов по модернизации водопроводных и канализационных сооружений). Необходимо законодательно закрепить порядок привлечения частного капитала и принять закон «О концессиях». 6. Провести поэтапные преобразования жилищно-эксплуатационных, специализированных организаций в открытые акционерные общества. Преобразование ресурсоснабжающих организаций в открытые акционерные общества должно осуществляться при условии, что объекты сетевой инфраструктуры (водопроводные, тепловые, канализационные сети) должны находиться в собственности города.
Точка зрения на экономию воды
Понятие «горячая вода» как товар не существует. Теплоснабжающие организации не покупают холодную воду у МГП «Мосводоканал» на нужды централизованного горячего водоснабжения, хотя в соответствии с действующим законодательством являются абонентами и обязаны покупать воду (соответственно стоимость воды должна включаться в тариф на горячую воду); теплоснабжающие организации не заинтересованы в оперативном устранении утечек воды на заводомерных сетях горячего водоснабжения (в настоящее время не утверждены нормативы потерь воды на этих сетях). Из статьи генерального директора МГП «Мосводоканал» С.В. Храменкова «Стратегия действий водных компаний в условиях жилищно - коммунальной реформы»