На самом деле это положительный вызов, способный во многом «зачистить» рынок от недобросовестных игроков. Неслучайно многие из них перешли этот рубеж жёстко и с потерями — преимущественно те, кто и ранее не стремился к выполнению ГОСТа. Все радиаторы, не отвечающие нормам ГОСТ, с 27 июня обязаны исчезнуть с прилавков магазинов. В том числе зарубежного производства — без обязательной сертификации они не пройдут таможенный контроль.
Обратная сторона «сертификационной медали» — неготовность именно этих игроков к выполнению государственного норматива — приведёт к заметному дефициту отопительных приборов и росту цен на продукцию мелких и средних производителей. По оценкам экспертов, дефицит продлится примерно год. И некоторое время на рынке будет присутствовать контрафакт из старых запасов.
Постановление Правительства РФ допускает два варианта сертификации: целиком производства (в этом случае вся продукция предприятия будет считаться соответствующей ГОСТ 31311–2005, где каждый модельный ряд также должен получить сертификат) и сертификация определённого объёма продукции каждой модели в отдельности, то есть партии продукции. Подобная законодательная вариативность объективно учитывает реалии рынка.
Различные виды сертификации подразумевают отличия в видах проверки. В первом варианте комиссия уполномоченной контролирующей организации должна на месте изучить производство, систему контроля качества и применяемое сырье. Сегодня это наиболее удобный и наименее безболезненный путь для производителей, чья продукция давно присутствует на рынке и соответствует требованиям ГОСТ. Например, для предприятия Global Radiatori, обеспечивающего российский рынок радиаторов уже 25 лет. Да, заводы понесут определённые затраты, но не в том объёме, чтобы они как-то существенно повлияли на цену отопительных приборов или объёмы выпуска. А вот универсальные заводы, создающие продукцию для разных брендов, такую сертификацию пройти вряд ли смогут.
Дело в том, что инициировать сертификацию производства могут только владельцы самой торговой марки. Но тогда членам комиссии придётся проверять процесс изготовления каждого бренда. Это невыгодно и хлопотно как производителям, так и владельцам марок, потому что объёмы выпуска отдельных моделей относительно невелики.
Для таких производителей как раз и предусмотрен второй вариант — сертификация отдельных партий, которые должны пройти испытания в специальных лабораториях.
Несмотря на то, что у поставщиков и производителей было время подготовиться к обязательной сертификации, часть компаний этого не сделали. Но постарались увеличить объём производства или поставок из-за рубежа имеющихся моделей, с прямолинейным расчётом выпустить после 27 июня на рынок продукцию, не соответствующую ГОСТ, — несмотря на угрозу штрафов и репутационные риски. Поэтому у дистрибьютеров такого рода радиаторы будут находиться в открытой продаже примерно до осени.
Однако, если производители и владельцы брендов к осени не успеют сертифицировать свою продукцию, на рынке возникнет реальный дефицит. Он действительно может появиться, так как при сертификации производители и владельцы марок столкнулись с существенными трудностями — например, в сегменте стальных радиаторов. Требования ГОСТ к толщине стали — 1,25 мм. А часть производств «заточена» на толщину 1,15 мм, что влечёт за собой изменение технологического процесса и, вероятно, даже замену части оборудования. Это требует и времени, и больших денег, компенсировать которые предприятиям малого и среднего звена придётся только за счёт увеличения цены.
Деньги потребуются в любом случае. Так, пошлина на один модельный ряд сегодня выросла до 2000–2500 евро из-за имеющегося дефицита сертифицированных лабораторий.
Причём производителям алюминиевых радиаторов здесь немного проще — их приборы производятся по секциям, и разные по объёму приборы могут относиться к одному модельному ряду, следовательно, необходимо сертифицировать меньшее количество моделей относительно стальных радиаторов, которые выпускаются монолитной конструкцией, и каждый размер — это отдельная модель. К тому же сертификация стальных радиаторов сложнее и требует больше времени.
Имеется ещё одна, общая для всех проблема: к 27 июня далеко не все организации, которые собирались проводить сертификацию приборов, получили на то официальное разрешение. Налицо дефицит сертифицированных лабораторий и контролёров.
До сих пор невозможно спрогнозировать время прохождения сертификации. Сказывается загруженность проверяющих организаций и испытательных лабораторий. Как показывает опыт лаборатории Global Radiatori, испытание только одной модели радиаторов занимает одиндва дня. Проверка восьми моделей приборов занимает около двух недель. Сертификация производства занимает около месяца. И чем шире модельный ряд, тем продолжительнее процесс сертификации.
Вероятнее всего, по оценкам экспертов, сертификационная лихорадка продлится до следующего сезона активного покупательского спроса на отопительные приборы, который приходится на апрельсентябрь. Однако есть надежда, что к этому времени обязательная сертификация поменяет рынок в лучшую сторону, оставив приоритет за проверенными годами производителями, изначально ориентированными на требования российского ГОСТ 31311–2005.