— Свой первый вопрос я хочу сделать продолжением заголовка нашей статьи. Столкнулась ли Ваша компания с достаточно низким уровнем доверия к качеству отопительного оборудования китайского производства? — Я бы назвал отношение к нашему предложению не «низким уровнем доверия», а осторожным отношением к новому товару. И такое отношение вполне оправдано. От товара проверенного всегда знаешь, чего ожидать. Это относится практически ко всей продукции, независимо от качества. Кроме того, на заре рыночной экономики челночный бизнес немало поспособствовал тому, что за китайскими товарами прочно закрепилась репутация, извините за выражение, низкокачественного барахла. Тогда действовал единственный принцип: купи как можно дешевле — продай как можно дороже. На качество никто не смотрел. Но и сейчас, и тогда Китай был способен производить высококачественные товары, и радиаторы отопления не исключение. — Что позволяет Вам это утверждать? — Опыт, и только опыт. И я имею в виду не только опыт «Тайпита», который уже шесть лет является дистрибьютором высококачественных товаров из стран ЮгоВосточной Азии. Я могу привести в пример опыт целого ряда европейских компаний, которые в течение нескольких лет размещают заказы на производство отопительного оборудования в Китае. И европейские компании не стесняются продавать продукцию, произведенную в Китае, под своими торговыми марками. Вызвано это прежде всего весьма высоким качеством предлагаемого оборудования. Да, часть дизайнерских решений разрабатывается европейскими производителями, но и сами азиатские компании не стоят на месте. Это видно и по качеству сырья, и по внешнему виду, и по цветовым решениям, и по различным комбинациям размеров радиаторов. Основные азиатские производства сертифицированы на соответствие современным европейским стандартам. — Вероятно, декларируемое высокое качество подразумевает высокую цену? Собственно, именно это мы и наблюдаем в ситуации с радиаторами отопления, произведенными в Китае, но продающимися под европейскими брендами. — По идее, это верно. Но лишь отчасти. И теоретически, и практически бренд сам по себе стоит денег. Поэтому европейская компания, которая заработала себе имя на рынке отопительного оборудования, предлагает товар под своим именем по той цене, по которой считает нужным. Хотя товар китайских производителей при правильно построенной логистике и системе контроля качества может в России превратиться в продукцию приемлемого качества по приемлемой цене. — Вы упомянули о необходимости эффективной системы контроля качества. Значит, проблемы с пресловутым китайским качеством не являются вымыслом? — Контроль качества не помешает при любом производстве. Что касается китайского производства, то определенные сложности в процессе неизбежны. Дешевизна китайского производства обусловлена тем, что в его структуре существенную долю занимает дешевый ручной труд. Естественно, это повышает значимость пресловутого «человеческого фактора» со всеми вытекающими последствиями. Например, качество покраски в первых партиях крашеных чугунных радиаторов было признано нами неудовлетворительным. Похожая ситуация была с комплектацией партий по ряду артикулов. Сейчас ситуация нормализовалась, но ради расширения ассортимента мы обращаем внимание на новых поставщиков. Соответственно мы пришли к тому, что необходим постоянный контроль качества товара, причем контроль нашими сотрудниками на территории КНР непосредственно на заводепроизводителе. Кстати, именно так и поступают большинство европейских компаний, разместивших свое производство в Китае. — Как Вы оцениваете перспективы на российском рынке китайского отопительного оборудования вообще и радиаторов отопления в частности? — Пока я воздержусь от неких лозунгов и громких заявлений. Рынок расставит все по местам. Скажу лишь, опять же опираясь на опыт, что товары производства Юго-Восточной Азии становятся качественнее из года в год. Мы только пробуем продавать радиаторы отопления, пытаемся понять реальные потребности рынка, проводим сертификацию новых моделей радиаторов. Но интерес к отопительному оборудованию китайского производства виден уже сейчас. Особенно в сегменте чугунных радиаторов, которые обладают целым рядом преимуществ, в т.ч. по отношению к российским радиаторам. В частности, в настоящее время нам приходится срочно дозаказывать на заводах в Китае дополнительные партии радиаторов, т.к. излишне осторожный подход к перспективам этого товара на рынке не позволил нам сформировать оптимальный складской запас. В результате в определенный момент возник риск того, что на старте строительного сезона мы столкнемся с дефицитом товара у нас на складе. Оценить интерес рынка к нашему предложению, на мой взгляд, мы сможем на выставке SHK. — Какие факторы, на Ваш взгляд, могут повлиять на успех или неуспех китайского отопительного оборудования? — Чуть выше мы говорили об отношении к новому товару в принципе. Но убедить покупателя «попробовать» данный товар — это, на мой взгляд, в большей степени искусство продаж. На китайских радиаторах можно банально больше заработать. Объективные факторы, которые характеризуют рынок — это, если хотите, его определенный консерватизм. Разбуди любого строителя ночью и спроси: что такое чугунный радиатор — что он ответит? Правильно, МС-140 — модель, которая является, в своем роде, «биржевым товаром». Здесь играет роль только цена. Качество этой модели известно. Убеждать, что у аналога этой модели выше качество и, соответственно, выше цена — бесполезно. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Поэтому, например, «Тайпит» на аналог этой модели будет держать цену, аналогичную цене российских заводов, хотя в этом случае мы отказываемся от части прибыли. «Оригинальные» модели чугунных радиаторов, к которым я бы причислил все модели, отличные от МС-140, тоже сталкиваются с консерватизмомрынка. Ведь такие модели — это в определенном смысле «новый товар». А строительные проекты делаются до строительного сезона, и в серьезных проектах всех участников интересует прежде всего надежность систем отопления. Ко всему новому на рынке, на мой взгляд, как минимум один строительный сезон участники «присматриваются», лучше узнают неизвестный продукт, смотрят результаты испытаний, собирают информацию о том, где уже установлены предлагаемые системы отопления, как они себя повели в эксплуатации. В тот момент, когда участники рынка поймут, что на надежности у них есть еще и возможность заработать — тогда вероятность успеха повысится кратно. Но, повторюсь, на рынке отопительного оборудования это требует определенного времени. — Вы упомянули оригинальные модели чугунных радиаторов, которые предлагают дистрибьюторы китайских заводов. А нужна ли в этом сегменте оригинальность в принципе? С задачей теплоотдачи стандартный чугунный радиатор справляется. Для, что называется, взыскательного клиента, на рынке представлены биметаллические модели… — Я понял ваш вопрос. Приведу простой пример. Компания ремонтирует здание и предполагает использовать его в качестве, скажем, офисного центра. Соответственно, внешний вид помещений достаточно важен. Что еще важно в таком проекте? Говоря простым языком, чтобы было тепло и чтобы не случилось перерасхода бюджета по данному проекту. Стандартный радиатор типа МС-140 в этих условиях придется закрывать экраном для того, чтобы скрыть неэстетичный внешний вид. И здесь мы получаем потери по теплу, плюс дополнительные расходы на устройство таких экранов. Вы подсказали замечательный выход — биметаллические радиаторы. Согласен, но цена на них достаточно высока. По крайней мере, на европейские модели. Стальные радиаторы и конвекторы подвержены коррозии и, соответственно недостаточно надежны. Что получаем в итоге? Чугунный крашеный радиатор, либо биметаллический радиатор. Оптимальную цену и на то, и на другое можно найти в сегменте отопительного оборудования производства КНР. И это не просто слова заинтересованного лица, это объективная реальность.Управление недвижимостью является одним из направлений нашего холдинга, и я непосредственно курирую это направление. Так что с проблемами, связанными с системами отопления офисных зданий, я знаком не понаслышке. Но это, так сказать, близкий мне пример. Хотя, не исключаю, что он справедлив для большинства административных зданий. — Ваш пример с офисными зданиями достаточно убедителен. А где еще, по Вашему мнению, могут использоваться такие радиаторы? — Повторюсь, везде, где критичны внешний вид, теплоотдача и бюджет. Применительно к чугунным радиаторам добавлю — и некритична масса. — Под это определение подходит практически любой объект… —Ну, применительно к чугунным радиаторам существует ограничение на использование их в высотном строительстве. Хотя китайские радиаторы из литейного чугуна на испытаниях выдерживали давление, в разы превосходящее давление в системах отопления. В местах общего пользования не очень выгодно ставить крашеные радиаторы — вполне подойдут и грунтованные, тем более, что их внешний вид адекватен данным помещениям. Наиболее перспективными направлениями применения таких радиаторов, на мой взгляд, являются строительство административных и офисных зданий, коттеджное строительство, жилое строительство в регионах России, где в отличие от Москвы бума высотного строительства пока не наблюдается. Традиционным сегментом применения радиаторов является установка новых взамен пришедших в негодность. Что, в общем-то, экономически оправдано, т.к. срок службы чугунных радиаторов достигает 50 лет. — И в завершение традиционный для предвыставочного номера вопрос: чего Вы ожидаете от предстоящей выставки SHK? —Хотелось бы более ясно понять реакцию участников рынка на предложение радиаторов отопления производства КНР, понять причины той или иной реакции. От выставки, конечно, жду новых контактов и новых идей.
Радиаторы отопления: идем на Восток?
Из всех предложений на рынке радиаторов отопления в последнее время достаточно большой интерес вызывает китайская продукция. Интерес в первую очередь связан с новизной этого предложения, ведь участникам рынка — оптовикам, строителям, проектировщикам и монтажникам — давно и хорошо известна продукция российских и европейских заводов. Как и к любому новому предложению на рынке, к продукции заводов «восточного соседа» относятся с некоторой опаской. Тем не менее, отопительное оборудование китайского производства все чаще можно встретить в структуре продаж ряда российских дистрибьюторов, одним из которых является дистрибьюторский центр «ТАЙПИТ». Сегодня мы публикуем интервью с Александром ДОЛМАТОВЫМ — исполнительным директором дистрибьюторского центра «ТАЙПИТ».