При формировании рейтинга, упомянутого во вступлении к данной статье, учитывались реформы со 2 июня 2015 года по 1 июня 2016 года. В этот период вступили в силу ряд изменений и дополнений в законы Казахстана. Например, были сокращены сроки выдачи технических условий на подключение к сетям электроснабжения, ускорено согласование проектных решений потребителей с энергопередающими организациями, упразднены разрешения на строительно-монтажные работы, исключена необходимость получения разрешения на подключение к электросетям от органа по госэнергонадзору и контролю. Недельный срок заключения договора на электроснабжение с энергоснабжающей организацией сокращён до трёх дней. Ещё одним новшеством стало введение административного штрафа на руководителей энергопередающих организаций за несоблюдение утверждённых значений показателей надёжности электроснабжения [1].
В последнее десятилетие в Казахстане принят большой комплекс нормативных документов по развитию «зелёной» энергетики: законы Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии», нормативно-правовые акты, необходимые для реализации данных законов, в которые на системной основе вносятся изменения и дополнения. Принят План мероприятий по развитию альтернативной и возобновляемой энергетики в Казахстане на 2013–2020 годы, в посланиях главы государства «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и «Нурлы жол» («Путь в будущее») определены чёткие ориентиры к переходу страны на «зелёный» путь развития и низкоуглеродную экономику.
Успешность осуществления всех поставленных перед экономикой страны задач по развитию «зелёной» экономики необходимо обеспечить кадрами, профессиональная компетенция которых сделает их конкурентоспособными на мировом уровне. В настоящее время во всей мировой энергетике наблюдаются проблемы по обеспечению кадрами, что связано с изменением требований к компетентности сотрудников, которые должны быть не только узкопрофессиональными специалистами с глубокими техническими и специализированными знаниями, но иметь навыки работы в команде и управления проектами, устойчивое стремление к личностному развитию. При этом в традиционных сферах энергетики по прогнозам специалистов ожидается снижение числа сотрудников, в «зелёной» энергетике потребность в кадрах будет стабильно расти.
В Казахстане на государственном уровне оказывается поддержка развитию кадрового потенциала страны: в распределении государственных грантов на подготовку кадров львиная доля приходится на технические науки, в рамках программы «Болашак» («Будущее») ведётся обучение талантливой молодёжи в ведущих зарубежных вузах. Ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса KazEnergy в целях расширения кадрового резерва страны предоставляет перспективной молодёжи из профильных учебных заведений гранты и стипендии, а также гранты для преподавателей учреждений технического и профессионального образования [2].
В настоящее время в нефтегазовой отрасли очень велик процент привлечения иностранных специалистов, поэтому становится актуальным для решения вопросов занятости и конкурентоспособности местного населения создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве. Для достижения этой цели были приняты Национальные рамки квалификации, на основе которых разрабатываются отраслевые рамки, взят курс на расширение дуального обучения с сертификацией выпускников ассоциацией работодателей [3].
В Евразийском технологическом университете ведётся подготовка кадров по трёхуровневой европейской системе «бакалавр — магистр — кандидат технических наук (PhD)». Образовательные программы, реализуемые университетом, направлены на подготовку специалиста новой ориентации, поликультурного, коммуникативного, способного творчески и профессионально решать на современном научно-практическом уровне социально значимые задачи.
Выпускники образовательных программ бакалавриата и магистратуры по специальности 071800 («Электроэнергетика») пользуются хорошим спросом на рынке труда, что обусловлено системной работой по совершенствованию данных образовательных программ и включением в учебный процесс новых дисциплин по энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии. Один из важных факторов успешности образовательных программ — «студентоцентрированность» и включение дисциплин по личностному развитию обучающихся. Транспарентность цели и содержания образовательных программ обеспечивается согласованием с работодателями региона, которые участвуют в определении перечня элективных дисциплин, предоставлении баз практик, итоговой оценке выпускников. Хорошим подспорьем в этом стало расширение автономии вузов и снятие многих ограничительных норм в образовательной сфере.
Обеспечению прозрачности в реализации образовательной программы способствует кредитная и дистанционная технологии, которые позволяют обучающимся выстраивать индивидуальную траекторию обучения; выбирать преподавателей; самостоятельно осваивать учебные курсы, используя учебно-методические комплексы дисциплин, ресурсы электронной библиотеки; получать консультации преподавателей, отслеживать свой академический рейтинг и др. О динамичности образовательных программ может свидетельствовать каталог элективных дисциплин, который регулярно пересматривается с учётом изменений внешней среды и требований рынка труда.
Для достижения целей образовательных программ в университете имеются необходимые ресурсы:
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
- лаборатории, компьютерные классы, читальные залы, а также аудитории и научные лаборатории, которые находятся в филиале кафедры на базе Казахского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства (КазНИИМЭСХ);
- учебные программы академической мобильности;
- профессиональные базы практик по профилю подготовки в АО «Алатау Жарык Компаниясы (АЖК)», ТОО «Асар», АО «Талдыкорганская акционерная транспортно-электросетевая компания» (ТАТЭК) в городе Сары-озек, «Районные электрические сети» (РЭС): АО «ТАТЭК Сарканд РЭС», АО «АЖК», «РЭС-4» и др.
Широкое привлечение к реализации программы обучения преподавателейпрактиков даёт возможность приобщить обучающихся к результатам актуальных НИР. Например, при изучении дисциплин модуля «Современные проблемы ветроэнергетики, энергообеспечения в сельском хозяйстве и надёжность в электроэнергетике» задействованы д.т.н. Е. С. Аманкулов, Р. А. Омаров, Г. Б. Нурпеисова. Результаты НИР, в которых они были непосредственными участниками, применяются в учебном процессе, научные подходы и методики из этих работ используются при выполнении дипломных и магистерских проектов и диссертаций. Для преподавания общих для всех специальностей дисциплин «Технология личностного развития», «Управление проектами», «Командообразование» и «Психология» привлекаются сертифицированные тренеры и ведущие специалисты. Университетом ведётся системная работа по расширению дуального обучения и сертификации выпускников работодателями. В настоящее время подписан договор с АО «Алатау Жарык Компаниясы» на предоставление полигона для обучения магистрантов и студентов университета с выдачей сертификата по узкой специализации.
Несмотря на все усилия коллектива имеется ряд проблем, решение которых требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон: заинтересованность работодателей в подготовке специалистов по «зелёной» энергетике; ограничение финансирования только проектами по коммерциализации и, как следствие, практическое отсутствие поисковых исследований по «зелёной» энергетике; отсутствие современной специализированной учебной лаборатории по зеленным технологиям.