В российских регионах развернулась подготовка к зимнему сезону. Как обычно, коммунальщики уделяют повышенное внимание заготовке песка и реагентов для обработки улиц в период гололёда. Например, в г. Кирове зимой 2014-2015 гг. дороги буду посыпать в основном песко-соляной смесью: она более технологична, чем химические реагенты, использовать которые можно только при температурах не выше -25°C[1]. В Перми её заготовку начали ещё в середине июля.
Однако эти технологии хоть и испытаны десятилетиями, всё же не дают высокой эффективности. Особенно если учесть, что из-за гололедицы страдают не только автомобили и их владельцы, но и пешеходы. О соли и химикатах они вспоминают с содроганием: количество пар навсегда испорченной обуви и число обращений в ветеринарные клиники по поводу больных лап домашних собак растёт год от года. При сильных снегопадах или колебаниях температуры посыпка песком – неэффективна, что ведёт к печальным последствиям. Медики констатируют, что около 15% регистрируемых заболеваний с временной нетрудоспособностью и порядка 20% ведущих к инвалидности приходится на долю травм на улицах в период холодов[2].
Проблеме тротуаров сегодня уделяется гораздо меньше внимания, чем ситуации на зимних дорогах; зачастую они очищаются и обрабатываются нерегулярно. Порой ситуация становится настолько критичной, что горожанам приходится искать поддержки у властей. Так, зимой 2013-2014 гг. из-за неспособности некоторых управляющих компаний наладить работу дворников жители микрорайона Павшинская пойма (г. Красногорск Московской обл.) почти 2 месяца ходили по неочищенным ото льда и снега придомовым тротуарам. Проблему решило только обращение жителей района к губернатору Московской области.
«Особенно опасны для пешеходов зимой тротуары, дорожки, ступени и пандусы у подъездов жилых домов, магазинов, медицинских учреждений и административных зданий, – отмечает Алексей Терёшин, руководитель направления DEVI (системы обогрева улиц) компании «Данфосс». – Решить проблему обледенения раз и навсегда и не зависеть от коммунальных служб можно только с помощью систем электрообогрева проезжих и пешеходных частей».
Как объясняет специалист, греющий кабель может быть уложен непосредственно под асфальтовое покрытие или тротуарную плитку. Сделать это можно как в ходе капитального ремонта, так и в рамках специальных работ, одобренных решением общего собрания собственников жилья. Благодаря защитному покрытию кабель устойчив к механическим повреждениям, влаге и перепадам температуры. Использование в системе стаивания льда и снега автоматических терморегуляторов с датчиками температуры (например, DEVIreg™) обеспечивает минимальный расход электроэнергии. Автоматика включает и выключает нагрев на время, минимально необходимое для поддержания дорожек сухими. Также она регулирует температуру в зависимости от погодных условий. Таким образом, все проблемные участки круглосуточно остаются безопасными для пешеходов.
Затраты на установку и обслуживание системы стаивания снега невелики по сравнению с преимуществами перед традиционными способами защиты от гололёда: песка, соли и скребков. Более того, значительно сокращаются затраты на ремонт тротуаров вследствие повреждений льдом, снегом и реагентами.
О преимуществах электрообогрева красноречиво свидетельствует и зарубежный опыт. В наши дни подогрев дорожного покрытия, автобусных остановок и железнодорожных платформ достаточно широко применяется в США, Канаде, Японии, Финляндии и скандинавских странах. А первый тёплый тротуар в 1998 году появился в Хельсинки. Кстати, внедрить подобные технологии собирались ещё в 2008 году и московские власти. Правда, тогда речь шла об использовании горячих водостоков. Однако (видимо, из-за череды экономических кризисов) идее пока что не было суждено претвориться в жизнь. Подобная система была введена в строй на экспериментальной площадке перед зданием столичной мэрии[3].
[1] http://afisha.gorodkirov.ru/article_view?a_id=33146
[2] http://www.med-inform72.ru/stati/oktyabr/travmatizm-v-zimnij-period.html
[3] http://www.rg.ru/2008/07/07/dorogi.html