Чтобы понять, почему дисковые поворотные затворы (главным конкурентом которых является клиновая задвижка) пользуются огромной популярностью, проведем сравнительные характеристики этих аналогичных, по применению, видов запорной арматуры. Задвижка – трубопроводная арматура, имеющая массивный корпус, с фланцевым соединением, в котором запирающий элемент перемещается возвратно-поступательным движением, перпендикулярно направлению потока рабочей среды. В отличие от задвижек, дисковые поворотные затворы представляют довольно простую конструкцию: корпус цилиндрической формы, с межфланцевым соединением, диск, закрепленный на валу по диаметру полости корпуса (возможно некоторое смещение от оси). Поворот диска осуществляется при помощи вращения вала. Так, в положении “открыто” плоскость диска установлена вдоль проходного отверстия. Для обеспечения герметичности, в основном, ДПЗ применяют эластичные уплотнительные элементы (манжеты), которые и являются межфланцевыми прокладками. Основные параметры указаны в ГОСТ 12521-89. Конструкция дискового поворотного затвора используется и в тех областях, где замена на задвижку немыслима: кораблестроение ( по причинам веса и малой монтажной длины), молочно-пищевая промышленность и химическая промышленность ( по причинам полнопроходного безседельного корпуса, в котором, в отличие от задвижек, не застаивается жидкость, даже при остановке системы). На российском рынке тепловодоснабжения дисковые поворотные затворы европейского производства зарекомендовали себя как конкурентоспособная и качественная запорно-регулирующая арматура. Причина этого видна из любого рукаводства по эксплуатации (приимущества этой продукции):
- Простота и удобство монтажа в стесненных условиях: малый вес (в 8-9 раз меньше), монтажная длина (в 1,5-2 раза меньше, чем у традиционной задвижки).
- Возможность использования в качестве регулирующей арматуры (до 10 фиксированных промежуточных положений), если нет жестких требований к точности расхода жидкости.
- Простота замены уплотняющей манжеты (по истечении ее срока службы, который, в зависимости от производителя, определен до 100000 циклов закрытий и открытий).
- Относительно низкая стоимость, вполне сопоставимая со стоимостью российских задвижек.
Кроме того, конструкция дискового поворотного затвора функционирует при повороте ручки, что позволяет выиграть время Закрытия/Открытия, использовать простейшие приводы. По сравнению с шаровыми кранами дисковые поворотные затворы выгодно отличаются тем, что не имеют недостатков в виде прикипания, заклинивания после длительной эксплуатации. Известно, что даже после грязевиков существует возможность попадания песчинок в систему, это губительно для шаровых кранов, ведь песчинки оставляют царапины на сфере (запорном элементе), а эти царапины приводят к течи и выходу из строя целых систем. К недостаткам дискового поворотного затвора следует отнести невозможность применения для сред с сильно кристаллизующимися включениями. Кроме того, возможно получение гидравлического удара (по руке) в конце хода, т.к. шток затвора напрямую соединяет запорный диск и ручку управления (только для моделей с ручкой). По этой причине, заводы производители рекомендуют использовать редуктор на дисковые поворотные затворы, начиная с Ду 150. Конечно, многие фирмы продолжают монтировать и предлагать клиновые и параллельные задвижки, выигрывая на частых эксплуатационных расходах потребителей и замене оборудования, но, несмотря ни на что, конечные потребители выбирают безпроблемные дисковые поворотные затворы европейского производства и качества.