Табл. 1. Примеры некоторых технологий сбора и передачи данных
«Диспетчеризация нужна теплоснабжающим компаниям»
Данное утверждение является и правдой, и мифом одновременно. На рынке теплоснабжения оперируют три основных игрока: поставщик энергии, ее потребитель и посредник в лице управляющей компании (УК). Логично, что контроль над показаниями приборов важен, в первую очередь, теплоснабжающей организации.
При наличии большого количества теплосчетчиков ей, как продавцу энергоресурсов, нужно обеспечить достоверный сбор данных, своевременное выставление счетов, а кроме того, следить за корректностью работы приборов учета, желательно — онлайн. Все это позволило бы выставлять абонентам достоверные и своевременные счета, и, соответственно, избегать скандалов и неприятных судебных разбирательств. Именно так дело обстоит в большинстве европейских стран.
Однако в России предприятия тепловых сетей приборы учета не ставят. Они принимают их в эксплуатацию, но счетчики даже не находятся на балансе у ресурсоснабжающей организации! Вот и получается, что главному игроку отечественного рынка теплоснабжения системы сбора данных не нужны.
Поэтому говорить о системах диспетчеризации в масштабах территорий обслуживания тепловых сетей пока бессмысленно.
Однако, опыт Европы показывает, что рано или поздно и наши компании-поставщики энергоресурсов осознают необходимость организации и преимущества систем диспетчеризации.
Пример 1. Оденсе, Дания
Задача. Перед городской теплоснабжающей организацией встала задача сокращения трудозатрат на сбор данных с большого количества индивидуальных приборов учета.
Решение. Передвижная радиосистема: оборудование мусоровозов терминалами для дистанционного сбора данных энергопотребления.
Реализация. В жилых домах города Оденсе было установлено 30 тыс. ультразвуковых теплосчетчиков Multical с радиомодулями. Одновременно с этим кабины мусоровозов, ежедневно объезжающих город, оборудовали трансивером, который содержит устройство для приема данных и GSM-модем. По мере движения мусоровоза от дома к дому трансивер опрашивает счетчики, оказавшиеся в радиусе его действия.
В ответ каждый прибор учета передает данные о потребленной энергии. Обмен информацией занимает от трех до пяти секунд. Теплосчетчики, показания которых были успешно переданы, на 30 минут остаются недоступными для повторного считывания. Это защита на случай, если грузовик дважды проедет мимо одного и того же объекта в течение короткого промежутка времени.
Ежедневно в определенное время GSM-модем передает собранные за день показания приборов учета в тепловую компанию.
«Диспетчеризация города берет»
Это миф. Зачастую инициатива организации систем учета и сбора данных исходят от муниципалитетов, которые преследуют, несомненно, благие цели. При этом сотрудники управ, не являясь техническими специалистами в учете, не работают с системой впоследствии.
Отсюда традиционные проблемы городской диспетчеризации счетчиков: непродуманность технических решений, отсутствие централизованного контроля выполнения проекта, а также недовольство теплоснабжающих организаций силой навязанными «благами». На сегодняшний день в нашей стране в удаленном сборе данных энергопотребления в действительности заинтересованы только современные, заботящиеся о развитии своего бизнеса управляющие компании.
Являясь промежуточным звеном между абонентами и ресурсоснабжающей организацией, они ставят своей целью создание прозрачных и добропорядочных отношений с обеими сторонами. Для этого УК нужен надежный коммерческий учет во всех жилых домах, находящихся на обслуживании. Поэтому эффективными оказываются небольшие системы диспетчеризации, выполненные одним «хозяином» под конкретную задачу.
Это либо управляющая компания, либо промышленное предприятие.
Пример 2. Мякинино, Россия (Московская область)
Задача. Перед специалистами компании «НАТЭК Инвест-Энерго», эксплуатирующей энергоцентр «Мякинино», стояла задача обеспечения эффективности работы мини-ТЭЦ. Станция снабжает электроэнергией и теплом комплекс зданий правительства Московской области и собственный административнный блок.
Решение. Установка приборов учета на ключевых этапах производства и их объединение в сеть диспетчеризации.
Реализация. Внедрена система автоматического управления технологическими процессами (АСУ ТП). Она открывает доступ к данным приборов учета в реальном времени и позволяет по запросу с диспетчерского пульта получать всю необходимую информацию.
Данный подход полностью исключает вероятность ошибок персонала. «В любой момент можно снять “вживую” показания с приборов учета и сверить баланс.
Постоянный мониторинг работы оборудования энергоцентра позволяет нашим специалистам своевременно реагировать на любые изменения ключевых показателей, что предотвращает внештатные ситуации, — рассказал Владимир Пак, ведущий инженер компании “НАТЭК Инвест-Энерго”. — Конечно, все это было бы сложно делать вручную, без автоматики и сетевых решений.
Поэтому предусмотренная в используемых на предприятии теплосчетчиках Multical возможность интеграции в выбранную нами систему сбора данных LonWorks, оказалась очень важной».
«Система диспетчеризации – это дорого»
В этом случае мы снова имеем дело и с правдой, и с мифом. На рынке представлены различные технологии — от недорогих в реализации (М-Bus) до сложных в техническом плане вариантов. В любом случае, закупка оборудования для диспетчеризации и его инсталляция требует инвестиций. Их окупаемость зависит от множества факторов и может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.
Однако, в дальнейшем система удаленного сбора данных приборов учета приносит прибыль. Помимо прямого сокращения трудозатрат на обходы тепловых пунктов, можно выделить следующие преимущества:
- Отсутствие ошибок. В среднем, один инспектор ежемесячно снимает показания с 200–250 приборов учета. Обойти их за несколько дней довольно непросто. Вот и получается, что вмешивается человеческий фактор — где-то невнимательность, где-то торопливость, где-то слишком темно… В итоге точность ручного метода съема данных энергопотребления оставляет желать лучшего. В то время как удаленные системы сбора показаний приборов учета не дают сбоев.
- Возможность удаленного контроля работы приборов и системы отопления. Как следствие — оперативное устранение нештатных ситуаций.
- Возможность обслуживать большее число объектов, не расширяя штат.
Пример 3. Долгопрудный, Россия (Московская область)
Задача. Перед компанией «Теплосервис», устанавливающей и эксплуатирующей приборы учета в новых домах города, стояла задача снижения трудозатрат сотрудников. Это позволило бы увеличить количество обслуживаемых объектов.
Решение. Объединение оборудования тепловых пунктов в сеть диспетчеризации с возможностью контроля параметров теплоснабжения новостроек города из единого диспетчерского пункта.
Реализация. Управление и мониторинг состояния всего оборудования тепловых пунктов, включая приборы учета, тепловую автоматику, насосы отопления и ГВС, осуществляется из диспетчерского центра. Полученная информация в режиме реального времени отображается на экране компьютера. Поступающие в систему данные обновляются каждые 10 секунд.
В случае наступления нештатной ситуации оповещение поступает на мобильный телефон инженера. Диспетчеризация позволила значительно уменьшить время работы обслуживающего персонала за счет того, что отпала потребность в периодических обходах тепловых пунктов. Теперь специалисты выезжают на место только в случае поступления сигнала о неполадках. На деле экономия трудовых ресурсов получается колоссальной. Ведь, как правило, на балансе у крупных УК или ЖЭКов стоит несколько сотен тепловых пунктов.
А штат слесарей весьма ограничен. Конечно, ежедневные или даже еженедельные обходы в этих условиях невозможны. А значит и аварийная ситуация без удаленного контроля будет обнаружена далеко не сразу.
«Системы диспетчеризации многофункциональны»
А вот это уже правда. Основной целью системы удаленного сбора показаний приборов учета является снижение трудозатрат и предоставление объективных счетов потребителям. Однако полученные данные могут быть широко использованы для решения ряда технических вопросов.
Пример 4. Кишинев, Молдова
Задача. Перед компанией «Термоком», основного поставщика тепла в Кишиневе, встала необходимость в выявлении утечек в сетях теплоснабжения.
Решение. Сравнение расходов, зафиксированных приборами учета, на подающем и обратном трубопроводах в режиме онлайн.
Реализация. На ЦТП и ИТП города установлены теплосчетчики Multical с двумя ультразвуковыми расходомерами — на подающем и обратном трубопроводах. Показания с этих приборов по радиоканалу передаются в центральную диспетчерскую и обрабатываются программой, которая позволяет производить мониторинг всех тепловых пунктов.
Если показания расхода на подаче и «обратке» различаются, то ясно, что где-то на участке происходит утечка. От больших узлов можно спуститься к более мелким и точно выяснить, где именно возникла проблема. Если раньше течи могли существовать месяцами, то сейчас они локализуются и устраняются за час. По словам специалистов компании «Термоком», результаты превзошли все самые смелые ожидания. Когда система только начала функционировать, расход подпиточной воды был более 400 тонн в час.
А после ввода в эксплуатацию в летнее время 50, а зимой — около 100 т/ч. На сегодняшний день у отечественных ресурсоснабжающих организаций нет потребности в организации масштабных сетей учета и сбора данных. Поэтому реальные перспективы — у относительно небольших проектов, инициированных управляющими компаниями. Составляющими успеха являются четкое определение задачи диспетчеризации и квалифицированный подход к выбору оборудования, в первую очередь, приборов учета.
Тогда система будет работоспособной, функциональной и экономически оправданной.