«Можно помочь тому, кто испытывает временные трудности, но не тому, кто постоянно выступает в роли неполноценного.
Нельзя извне придать человеку ответственность за самого себя…»

Антонио Менегетти (Antonio Meneghetti), итальянский психолог и философ

 

«Покупайте отечественное!» — такой призыв всё чаще звучит с телеэкрана и в газетах. Он ориентирован на увеличение спроса на товары российского производства. За этим призывом стоят вполне благородные цели. Это уменьшение импортозависимости, увеличение оборота и прибыли отечественных предприятий, рост уровня оплаты рабочих, увеличение налоговых отчислений в бюджет страны. В конце концов, сильная отечественная промышленность — это основа обороноспособности и независимости государства в целом.

В последние два-три года государство начало активную политику импортозамещения. Повышение пошлин на подержанные иномарки — один из примеров действий «по поддержке отечественного производителя». Примеров такого рода помощи, когда закрываются границы и создаются иные барьеры перед импортом, достаточно. Это опасная тенденция, которая приводит к тому, что всё больше производителей, прикидываясь несостоятельными, начинают откровенно просить, чтобы им помогли. На первый взгляд, это кажется благородным, патриотичным и правильным делом — помочь «своему, родному». Действительно, у кого не заболит душа при виде отечественного автомобиля? Так и хочется подать милостыню несчастному заводу, который никак не научится делать транспортные средства.

Но если копнуть глубже — поддержка «слабого» производителя, который наотрез отказывается жить и работать в рыночных условиях, ведёт только к окончательной гибели отечественной промышленности в ближайшем будущем.

 

Реальный опыт…

Приведу личный пример. Более сорока лет автор работает в сегменте строительства энергетических объектов и в настоящее время является гендиректором собственной компании. Фирма уже заняла свою рыночную нишу, выполняя узкий круг услуг по строительству инженерных систем (котельных и мини-ТЭЦ). Автору из собственного опыта известно, что основную стоимость котельной составляют затраты на устанавливаемое оборудование: котлы, горелки, насосы, автоматика.

Представим себе, что производство российских котлов начало испытывать сложности со сбытом. Потребители увидели и попробовали товары конкурентов. Теперь никто не хочет брать российские агрегаты, которые не приспособлены к работе в автоматическом режиме и запускаются не с первого раза, требуют частого проведения текущих и капремонтных работ, имеют малый моторесурс, повышенный расход топлива и нестабильные параметры теплоносителя на выходе, негабаритные размеры для перевозки, нуждаются в большом количестве металла для изготовления, из-за чего транспортировка и эксплуатация котла впоследствии выливается в приличную сумму.

Но «страна» (в лице чиновников, меценатов или убеждённых «патриотов») всё равно решила «поддержать» производителя отечественных котлов — налогами, пошлинами, лицензированием или другими мерами, так как она не хочет, чтобы котельный завод разорился, а его работники остались на улице. Поскольку замены отечественным котлам пока не найдено, а отопление и пар России необходимы как воздух (страна-то северная!), потребители нехотя (или по привычке) начинают покупать наши котлы.

Завод-изготовитель, получив такую поддержку, понимает, что в ближайшие несколько лет ему опасаться нечего. Только на бумаге, когда просил о помощи, он обещал «модернизацию». Да и зачем выполнять обещания? Это очень сложно — научиться и начать работать иначе. Гораздо проще продолжать работать по-прежнему. Руководство завода за время поддержки сумеет «заработать» себе «на достойную старость». Когда же правительство сменится и поддержку (возможно) упразднят, будет слишком поздно. Заводские технологии перед лицом произошедших в мировом «котлостроении» прогрессивных изменений окажутся как дикий абориген перед компьютером, что неминуемо приведёт к банкротству.

Лишь на время выиграет коллектив завода, да и то только материально. Работая по старой технологии, сотрудники утратят последние знания и опыт, поэтому устроиться на новую работу им будет сложно. А вот потребители проиграют полностью. Они будут вынуждены пользоваться старым «железом», «на коленке» дорабатывать огрехи инженеров, ежеминутно контролируя работу котла, и вкладывать огромные суммы в капитальные и текущие ремонты.

Получается, что для сомнительной защиты коллективов отдельных заводов на страдания обрекаются все граждане страны. В итоге получается парадоксальная ситуация — усилия государства, направленные на защиту нашей промышленности, ведут к ситуации, когда придётся «в поте лица» ремонтировать эти котлы. Не слишком ли это однобоко? Почему «интересы производителя» обсуждаются государством вполне серьёзно, а «интересы потребителя» — нет? Не являемся ли мы все в первую очередь потребителями и только во вторую — производителями? Неужели производство какого-то устаревшего котла должно быть для государства более важным, чем чувство собственного достоинства потребителя, вынужденного пользоваться этим котлом?

Большинство людей хотят приобретать хорошие, качественные товары. И им безразлично, где они сделаны. Сделают в России — спасибо, куплю. Сделают за рубежом — тоже спасибо, куплю. При покупке товар следует подбирать не по стране-производителю, а по качеству, цене, доступности, сроку службы, используемым материалам, функциональности, дизайну. Если в здоровой конкуренции с иностранными товарами наши товары выйдут победителями, разве не выиграем все мы — и потребители, и производители? Но если наши товары окажутся «победителями» в нечестной борьбе, с помощью непрекращающихся «поддержек» и «набитых карманов», то на короткое время выиграют только производители, а мы, потребители, проиграем.

Так кто должен сделать выбор и, самое главное, — какой? Чтобы выиграли все или только один? Становится очевидным, что нынешняя государственная политика по так называемой «поддержке» некоторых отраслей ведёт к полному отсутствию победителей.

Не стоит забывать, что отечественные технологии производства котлов разрабатывались ещё в 50-е годы прошлого столетия (для примера взята ситуация с покупкой котла ДЕ 6,5-14 ГМО в 2016 году). Оттачиваясь годами, российские котлы не становились лучше, а лишь падала их себестоимость — за счёт применения новых материалов, облегчения каркаса, обмуровки, изменений в трубной системе. При этом конечная стоимость котлов только возрастала. Последний купленный нами образец пришёл покрашенный красной грунтовкой снаружи, с текущей трубопроводной арматурой и без обмуровки топки внутри…

Даже купив котёл в полной комплектации, приходится на монтаже производить доделку оборудования и устранять брак завода-изготовителя!

В живописном Алтайском крае в наследство от СССР осталось градообразующее предприятие АО «Бийский котельный завод» или сокращённо «БиКЗ». Для оценки качества продукции достаточно посетить производственные цеха, которые находятся в морально устаревшем состоянии. Производитель не стесняясь выставляет их на всеобщее обозрение и публикует фотографии на своём сайте.

Дальше — больше. Завод всячески обманывает покупателя, пытаясь заманить низкой ценой «голого» оборудования, которая с учётом всех обязательных доработок возрастает на 20–30 %. По мере ознакомления с документацией (попадались чертежи и 1973 года) приходит понимание необходимости доделки и дополнительной комплектации котла материалами и устройствами (изоляция, обмуровка, дымоход, водоуказательная и запорная арматура), без которых невозможна его правильная работа.

Технологии производства импортных котлов (например, Viessmann, Buderus) направлены на поставку максимально готового к эксплуатации оборудования. Необходимо лишь выбрать характеристики отдельных элементов (насосов, клапанов, параметры теплоносителя и т.д.). Котлы имеют компактные размеры и низкий вес по сравнению с отечественными (в основном, негабаритными), что позволяет снизить расходы на транспортировку и монтаж. Особая форма топки с тремя ходами для уходящих газов позволяет импортным котлам достигать КПД до 96 % (у отечественных — существенно ниже). Точно подсчитать КПД затруднительно ввиду непостоянства выходных параметров теплоносителя. Импортные котлы оснащены панелью управления и системой автоматизации для автоматической работы котлоагрегата.

 

Сборка

Для крупного завода срок производства котла, при наличии всех компонентов, составит около двух недель с учётом всех испытаний. Наш котёл собирался 2,5 месяца. Судя по информации на сайте, в год производится не более пяти-шести котлов, а последний котёл был отгружен три года назад. Становится ясно, что у завода отсутствуют заготовки для производства оборудования и материалы закупаются под каждый заказ.

Вопросы гарантийных обязательств решаются ещё проще! Продажей котлов занимается множество торговых домов, которые в случае возникновения претензий по оборудованию с лёгкостью закрываются. Сам Бийский котельный завод входит в структуру «ТЭП-Холдинг» и с юридической точки зрения «чист» перед конечным покупателем, ведь договорных отношений у конечных потребителей с ним не существует. И это огромная проблема для страны.

По иному пути пошли на предприятии ОАО «Волжский дизель имени Маминых». На производстве была развёрнута сборка газовых двигателей по зарубежным технологиям из импортных комплектующих. Завод существует уже более ста лет и во времена Советского Союза специализировался на выпуске промышленных дизельных двигателей и агрегатов на их основе. После децентрализации производства электрои тепловой энергии возникает потребность в небольших машинах — газопоршневых мини-теплоэлектростанциях, способных производить электроэнергию и тепло в существенно меньших, по сравнению с ТЭЦ, объёмах.

Завод при поддержке государства получает заказ от «народного достояния» на изготовление шести электростанций для нужд газового месторождения в городе Оренбурге. В срочном порядке на отечественном дизеле была переделана система подачи топлива с дизельной на газовую. Спроектирована панель управления на чешском оборудовании ComAP, установлен французский генератор Leroy-Somer, отечественная поршневая группа заменена на немецкую.

При запросе цены на оборудование производитель сетует на нестабильный курс европейской валюты. 80 % компонентов российской газопоршневой установки (ГПУ) имеет импортные корни, поэтому не стоит ожидать дешёвого ремонта установок при дальнейшей эксплуатации. Стоимость ГПУ отечественного производства в полтора раза ниже импортных аналогов.

Но необходимо помнить, что в случае с российским оборудованием сервис необходим гораздо чаще (пусть и немного дешевле), особенно если учесть качество российской стали… впрочем, каждый из нас может привести пример, связанный с отечественным автопромом.

 

Враг не дремлет

Итак, наступил момент, когда доброжелатели «построили теплицы» для производителей отечественных ГПУ, а их, к слову, немало: помимо «Волжского дизеля имени Маминых» существуют такие представители, как, например, «РУМО», «Синтур», ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ПАО «КАМАЗ», ОАО «Коломенский завод». Но чуда не случилось — предприятия одно за другим оказывались в стадии банкротства, как результат лоббирования интересов иностранных компаний.

Сейчас в России не производятся двигатели ГПУ мощностью более 350 кВт, что сужает круг потенциальных потребителей, которым, как правило, требуется мощность от 1,5 МВт и выше. Востребованная ниша свободна… Производители, ау! Ситуация с производством морально устаревшего и некачественного оборудования сложилась на многих промышленных предприятиях России, а что в итоге?

 

Импортозамещения удалось избежать

Выводы можно сформулировать следующие: в 2016 году объём импортозамещения остался на уровне предыдущих лет, хотя и привёл к масштабным закупкам отечественного сырья и материалов. Максимальный отказ от импорта и по оборудованию, и по сырью в начале 2017 года продемонстрировали пищевая и лёгкая промышленности и машиностроение. Но только машиностроительные заводы (ориентированные, скорее всего, на госзаказ) сообщили о значительных закупках российского оборудования.

Пищевая промышленность, имея резервы мощностей, смогла обеспечить страну продовольствием даже в условиях кризиса, правда за счёт массированного перехода на отечественное сырье. Лёгкая промышленность была вынуждена отказаться от существенных закупок российского оборудования и сырья в условиях масштабного сокращения импорта.

Как показывает практика, чем больше предприятие, тем сильнее оно зависит от импорта и тем активнее участвует в импортозамещении и по оборудованию, и по сырью. В результате крупные предприятия становятся сейчас основными исполнителями национальной программы импортозамещения.

 

Предложения

Оказывать помощь отечественным изготовителям необходимо некоторое, достаточно короткое время. Также государству необходимо поддерживать молодые предприятия. Как делает ряд государств, включая Японию. Но размер помощи должен определяться результатами деятельности предприятий в виде конкретных показателей — качества продукции, количества брака, времени производства, величины складских запасов, объёма продаж и пр. При отсутствии развития предприятию потребуется постоянная поддержка. Соответственно, предприятие будет обречено вечно оставаться слабым и неполноценным. Не имея реальной опасности быть «съеденным» конкурентами, никто не будет развиваться. Это закон природы, который великолепно работает и в рыночных условиях.

Любой отечественный производитель, который производит и продаёт хлам, — самый настоящий нахлебник, который кормится налогами честных граждан, получая субсидии и льготы от государства, которые можно было бы пустить на фундаментальную науку, здравоохранение, защиту природы и ещё на кучу важных дел. Мало того, что он неэффективно расходует ресурсы. Лоббируя свои интересы в правительстве, он лишает потребителей возможности покупать то, что удовлетворяет их потребности лучше, служит дольше и работает экономичнее.

Каждый, кто покупает плохой отечественный товар только потому, что он отечественный, совершает преступление против своей промышленности. Деньги потребителя — самый надёжный индикатор качества. Каким образом производитель сможет узнать о том, что его товар плохой, как не по падению уровня продаж? Ведь он не проводит опросов потребителей, не выясняет степень их удовлетворённости. Да и что толку опрашивать тех, кто по доброте душевной покупает даже тогда, когда недоволен?

Сказать же всё в лицо производителю можно только одним способом — рублём, оставив его при себе и отдав тому, кто предлагает нам товар, достойный нас самих. Практика показывает, что очень мало производителей прислушивается к пожеланиям покупателей по-хорошему, анализируя удовлетворённость и собирая пожелания и жалобы.

Давая возможность заработать тем, кто реально неконкурентоспособен, мы не даём им возможность улучшить качество и тем самым обрекаем их на гибель в скором будущем. Пошлины и лицензии носят временный характер. Возведение искусственных барьеров не способно надолго защитить страну от качественных товаров из-за рубежа. Мировая история не знает случая, чтобы по-настоящему сильный производитель рано или поздно не отвоевал себе место под солнцем.

Лозунгом, направленным на реальный подъём отечественного производителя, должен стать следующий: «Покупайте качественное — отечественное! Не покупайте хлам! Пусть тот, кто не повышает качество — разорится!» Так что поддерживайте порядочного российского производителя. Ведь он наш, родной. Но знайте меру. Не дайте ему «отдохнуть на печи». Иначе все старания тщетны.