Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт

3141 0
Опубликовано в журнале СОК №7 | 2015

В июне 2015 года состоялся Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия». Мероприятие прошло на высоком профессиональном и представительском уровне: в его работе приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергосервисных, энергоаудиторских и страховых компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 1

Л. Ю. Питерский, вице-президент, руководитель аппарата НОЭ

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 2

А. Н. Митрейкин, директор Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минэнерго России

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 3

Б. Л. Фролов, председатель Советов НП «Столица-Энерго» СРО, НП «Столица» СРОС, НП «Столица-Проект» СРО

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 4

В. С. Казейкин (слева), зам. пред. Экспертного совета по жил. политике и ЖКХ при Комитете по энергетике Гос. Думы РФ, член Общ. совета Минстроя России, вице-президент Нац. агентства по малоэтажному и коттеджному строительству; А. В. Ишин, вице-президент Ассоциации НОСТРОЙ

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 5

А. В. Бусахин, председатель Совета Союза монтажников инженерных систем зданий и сооружений (СРО Союз «ИСЗС-Монтаж»)

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 6

А. М. Гримитлин (слева), вице-президент и член Совета НОЭ, член Совета НОПРИЗ, президент НП «АВОК Северо-Запад»; А. В. Бусахин, председатель Совета Союза монтажников инженерных систем зданий и сооружений (СРО Союз «ИСЗС-Монтаж»)

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 7

И. Э. Феддер, директор НКО Фонд «Энергоэффективность» Ярославской области

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 8

В. И. Ливчак, вице-президент АВОК, начальник отдела энергоэффективности строительства Мосгосэкспертизы

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 9

Д. Д. Огородников, главный эксперт ОАО «МОЭК-эксперт», член Совета СРО Союз «Профессиональное объединение энергоаудиторов», председатель Методического совета

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 10

Е. Н. Фадеева, советник президента Ассоциации Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ)

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 11

Р. Х.-Б. Артиков, ген. директор Ассоциации организаций в области энергетики, руководитель Оргкомитета Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной Думы РФ

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 12

О. С. Попель, зам. директора по науке ФГБУ «Объединенный институт высоких температур РАН», руководитель НИЦ физико-технических проблем энергетики

Организаторами мероприятия выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), Национальное объединение строителей, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков. Официальную поддержку мероприятия осуществляли Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Минэнерго России, Минстрой России. Всего в Форуме приняли участие более 120 человек из 50 организаций.

На комфортабельном теплоходе, следующем по маршруту «Москва — Углич — Москва», были созданы все условия для плодотворной работы Форума, установления деловых контактов, общения с представителями органов государственной власти, обмена мнениями, выработки единой позиции по актуальным проблемам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Открыл Форум Вице-президент, руководитель аппарата НОЭ Л. Ю. Питерский. Он поблагодарил всех присутствующих за участие в мероприятии, пожелал плодотворной работы, а также высказал пожелание, чтобы Форум стал ежегодной площадкой для объединения усилий всех профессионалов, заинтересованных в решении актуальных проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

20 июня 2015 года в Угличе в ходе встречи делегации участников Форума, возглавляемой Л. Ю. Питерским, с руководством Ярославской области и города Углича было подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Ярославской области и Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В рамках деловой программы Форума было проведено пять панельных дискуссий по ряду важных направлений. Среди них «Совершенствование механизма >финансирования энергосервисных контрактов. Реализация Плана мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энерго сервисных услуг»; «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в строительстве. Установление классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений»; «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Использование механизмов концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере».

В частности, участники дискуссии «Совершенствование механизма финансирования энергосервисных контрактов. Реализация Плана мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг» обсудили план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, утверждённый заместителем председателя Правительства РФ А.В. Дворковичем 20 ноября 2014 года, затронули проблемы заключения и финансирования энергосервисных контрактов, а также вопросы определения достигнутой экономии энергетических ресурсов в результате оказания услуг по энергосервисным контрактам. Участники Форума высказали мнение о необходимости разработки методических документов, определяющих предмет энергосервисного контракта, регламентирующих порядок составления и оплаты энергосервисных контрактов.

По итогам I Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» была подготовлена резолюция, в формировании и обсуждении которой приняли активное участие все участники мероприятия. Решения резолюции направлены на устранение существующих барьеров в реализации Указа Президента России от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Документ содержит массу конструктивных предложений.

В частности, было предложено обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) с просьбой о недопущении исключения раздела 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов» из состава разделов проектной документации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87-ПП «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В противном случае, исключается контроль соблюдения требований энергетической эффективности в проектной документации со стороны экспертизы и органов государственного строительного надзора. Аргументом в пользу данной инициативы стало твёрдое убеждение профессионалов в том, что распределение «мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности» по другим разделам убьёт идею целевого повышения энергоэффективности. При пересмотре этого Постановления следует дополнить данный раздел требованием составления энергетического паспорта объекта капитального строительства с результатами расчёта абсолютных значений и удельных показателей расхода энергетических ресурсов, по которым судят о классе энергоэффективности проекта здания.

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 13

Кроме того, присутствовавшие приняли решение обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением: отменить действие приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года №265 «Об утверждении свода правил «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и введению в действие СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (актуализированной редакции СНиП 23-02-2003) с 1 июля 2013 года. Исключить СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» из Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент и безопасность зданий и сооружений» в связи с несоответствием СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» требованиям Указа Президента России от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Принять срочные меры по разработке нового свода правил, адекватно отражающего требования Российского законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, с рабочим названием «Свод Правил. Энергоэффективные здания, жилые и общественные», концептуально гармонизированного с Европейской Директивой по энергетической эффективности зданий EPBD-2010/31/ЕС (EPBD — Energy Performance of Buildings Directive, зонтичный стандарт).

Было признано целесообразным включить в резолюцию мероприятия обращение в Минстрой России с двумя просьбами. Первая из них — принять за основу Комплексную Программу разработки нормативных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений, подготовленную организацией НОСТРОЙ, и обеспечить её реализацию с целью дальнейшего развития нормативно-технического регулирования в области энергосбережения. (Программа была рассмотрена и утверждена Министерством регионального развития Российской Федерации 20 апреля 2012 года.)

Вторая просьба — об ускорении принятия проектов Сводов Правил в области проектирования и строительства энергоэффективных зданий, разработанных в качестве первоочередных мер по развитию нормативной технической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прошедших общественное слушание и получивших заключение экспертов:

1. СП (EN 15603:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления».

2. СП (EN ISO 13790:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Расчёт потребления энергии для отопления, охлаждения, вентиляции и горячего водоснабжения».

3. СП (EN 15217:2007) «Энергетическая эффективность зданий. Методы выражения энергопотребления и классы энергетической эффективности».

4. СП (EN 15316-2-1:2007) «Системы отопления зданий. Метод расчёта энергетических характеристик и показателей эффективности системы».

5. СП «Энергетическая эффективность зданий. Оценка вклада ограждающих конструкций в энергосбережение».

Эксперты посчитали необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с тем, чтобы передать просьбу о важности срочного решения вопроса по установлению требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также базовых значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов, относительно которых должен определяться класс энергетической эффективности многоквартирного дома. Их отсутствие ставит под угрозу реализацию президентских и федеральных программ в области строительства, а также выполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Собравшиеся решили выйти с инициативой и на Минэнерго России. Его суть заключается в предложении рассмотреть стандарт СТО НОП 2.1-2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», разработанный НОП, в качестве дополнения к приказу Минэнерго России №400 от 30 июня 2014 года «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». Рекомендовать использовать данный стандарт при составлении энергетического паспорта по проектной документации отдельно стоящих жилых и общественных зданий и сооружений, подключённых к центральным сетям электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, а также в процессе их эксплуатации при подтверждении соответствия зданийтребованиям энергетической эффективности и определении класса энергетической эффективности.

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 14

После первого года эксплуатации класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтверждён, исходя из реального энергопотребления, рассчитанного на основании показаний приборов учёта используемых энергетических ресурсов

В резолюцию была включена и рекомендация внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» в части определения класса энергетической эффективности построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома не только на основании расчётных данных, содержащихся в проектной документации, но и с учётом результатов фактических измерений. После первого года эксплуатации класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтверждён, исходя из реального энергопотребления, рассчитанного на основании показаний приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

По результатам дискуссий участники форума посчитали необходимым разработать и закрепить нормативными актами порядок установления класса энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию. Утвердить единую, официально признанную методику проведения натурных испытаний вводимых в эксплуатацию зданий при определении их соответствия требованиям энергетической эффективности и при установлении класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

С целью реализации данных положений рекомендовать Минстрою России ускорить проведение процедур по подготовке экспертного заключения техническим комитетом по стандартизации для дальнейшего утверждения, регистрации Росстандартом и введения в действие разработанного ОАО «НИИМосстрой» проекта национального стандарта ГОСТ Р «Здания и сооружения. Методика проведения натурных испытаний по определению энергопотребления вводимых в эксплуатацию зданий и оценка их соответствия требованиям энергетической эффективности».

Также была признана необходимость обеспечить инструментальный контроль строящегося объекта на соответствие его требованиям энергетической эффективности, в том числе контроль качества используемых в строительстве материалов и оборудования на протяжении всего строительного цикла.

Помимо вышеперечисленных инициатив в финальном документе мероприятия была отмечена рекомендация НОЭ организовать работу по созданию независимых лабораторий по подтверждению соответствия фактических технических характеристик строительных материалов, изделий и оборудования техническим характеристикам, указанным в паспорте объекта.

По общему мнению профессионалов, присутствовавших на форуме, при оценке соответствия строительных материалов следует использовать стандартизованные и аттестованные методики и современные средства измерения. Кроме того, следует предусмотреть выделение бюджетных средств на разработку, проверку, стандартизацию и аттестацию современных методик для традиционных и инновационных продуктов.

Ещё одна рекомендация, с которой присутствовавшие решили обратиться к представителям Минстроя России, — рассмотреть возможность государственным и муниципальным заказчикам, органам контроля и надзора при формировании методологии деятельности использовать «Каталог технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений», разработанный НОСТРОЙ при участии НП «АВОК», НП «АВОК Северо-Запад» и НОПРИЗ. Рекомендовать Минэнерго России разместить Каталог на федеральном портале ГИС «Энергоэффективность» с целью популяризации энергоэффективных технологий в строительстве. Подписать соглашение с Минэнерго России по сотрудничеству НОЭ с разработчиками ГИС «Энергоэффективность».

Эксперты сочли необходимым представителям профессионального сообщества (НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НП «АВОК», НП «АВОК Северо-Запад», НАМИКС, МАИФ, НАППАН) принять активное участие в разработке альбомов и справочников типовых энергоэффективных проектных решений. Также былорешено организовать работу по законодательному закреплению профессиональной ответственности всех участников процесса строительства, включая проектировщиков, за соответствие объектов строительства требованиям энергоэффективности как при вводе их в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации. Ещё одно решение — рекомендовать проектным организациям при проектировании энергоэффективных зданий выполнять оценку стоимости их полного жизненного цикла.

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 15

Помимо перечисленных, в резолюцию мероприятия вошли ещё ряд важных решений, которые призваны способствовать оптимизации сегмента энергосбережения и энергоэффективности. Они приведены ниже.

Обратиться к ответственным исполнителям «Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг» с просьбой разработать методические документы, определяющие предмет энергосервисного контракта, регламентирующие порядок составления и оплаты энергосервисных контрактов.

На базе информационной портала НОЭ создать базу данных по оказанию энергосервисных услуг (заказчики, энергосервисные компании, а также финансовые институты).

Рекомендовать проектным организациям использовать горизонтальную систему разводки коммуникаций по всем видам ресурсов при строительстве зданий, позволяющую производить непосредственное измерение потребляемых ресурсов квартирой или же отдельным арендатором.

Создать Рабочую группу с привлечением финансовых структур (банков, Минфина России и налоговой службы) по разработке рыночного финансового инструмента: энергетического векселя, обеспечивающего оценку снижения стоимости потреблённых энергоресурсов, с государственной гарантией реализации их на рынке энергоресурсов.

Обратиться в Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (далее — Госдумы ФС РФ) с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменения в действующее законодательство в части закрепления соблюдения требований энергетической эффективности при проведении капитального ремонта. Также — обратиться в упомянутый Комитет с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части включения в перечень мероприятий статьи 166 Жилищного Кодекса РФ «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» утепление ограждающих конструкций зданий, перенос узла приготовления горячей воды в техническое подполье здания или его части и устройство автоматического узла управления подачей теплоты в систему отопления. Поддержать принятие федерального закона «О государственночастном партнёрстве» и его распространение на жилищное строительство.

Представителям профессионального сообщества принять активное участие в реализации федеральных жилищных программ, предусматривающих строительство домов по энергоэффективным технологиям не ниже класса «В»:

  • Программа «Жильё для российской семьи», реализуемая в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года №404;
  • «Строительство жилья на землях, предоставляемых Государственной Корпорацией «Фонд содействия развитию жилищного строительства»;
  • Программа Государственной Корпорации «Фонда содействия реформированию ЖКХ» по ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Продолжить работу по актуализации Дорожной карты «По созданию экономических и организационных стимулов внедрения инновационных энергоэффективных технологий и экологичных материалов в ЖКХ и строительной отрасли», разработанной НАМИКС и НОЗА при участии НОЭ, и закреплению пунктов Дорожной карты за конкретными исполнителями.

В целях достижения установленных результатов энергосбережения и повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ (при строительстве, модернизации, реконструкции и капитальном ремонте) в порядке диверсификации центрального теплоснабжения рекомендовать шире использовать инновационные технологии поквартирного и автономного теплоснабжения.

Для объективной оценки предлагаемых технических решений вариант использования технологий поквартирного и автономного теплоснабжения должен рассматриваться наряду с традиционными технологиями централизованного теплоснабжения для чего:

  • принять меры по завершению работ по разработке полного комплекта нормативно-технических документов применения поквартирного и автономного теплоснабжения, как для нового строительства, так и существующего жилого и социально-культурного фонда ЖКХ;
  • инициировать разработку организационно-правовых нормативных документов и законодательных актов экономического стимулирования потребителей и инвесторов, особенно в части гарантированного возврата инвестиций, вложенных в энергосервисные контракты реконструкции и модернизации систем теплоснабжения МКД и объектов соцкультбыта бюджетной сферы с использованием поквартирного и автономного теплоснабжения;
  • инициировать внесение изменений в документы технического и законодательного регулирования, имеющих ограничения внедрения и использования инновационных технологий поквартирного и автономного теплоснабжения.

Рекомендовать Правительству РФ пересмотреть методики расчёта нормативов в «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утверждённых Постановлением Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 года с последними изменениями от 16 апреля 2013 года и 17 декабря 2014 года, для приближения их к реальному потреблению коммунальных ресурсов в зданиях. Кроме того, обратиться к Правительству с предложением о внесении изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, установив оплату за отопление жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по индивидуальным приборам учёта (ИПУ) тепла, если установка ИПУ возможна по техническим условиям.

Обязать управляющие организации при расчёте коммунальных платежей учитывать только фактическое потребление энергетических ресурсов, в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учёта.

Поддержать внесение изменений в законодательство по введению прямых платежей потребителей жилищно-коммунальных услуг и внедрению автоматизированного учёта жилищно-коммунальных услуг.

ВОК НОЭ (Ассоциации содействия организациям системы дополнительного профессионального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности «Высший образовательный консорциум НОЭ») разработать и внедрить в практику программы профессиональной подготовки специалистов, ответственных за обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности в строительстве и ЖКХ. Кроме того, этой же структуре — разработать программы повышения квалификации специалистов и организовать проведение обучающих семинаров в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для строителей, руководителей управляющих и эксплуатирующих организаций, председателей ТСЖ и Советов домов.

Обратиться к органам исполнительной власти с рекомендацией учитывать мнение представителей профессионального сообщества при разработке нормативных и правовых документов. С целью консолидации и согласования действия всех ведомств, занимающихся вопросами энергосбережения и повышения энергоэффективности в России, представителям профессионального сообщества (НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НП «АВОК», НП «АВОК Северо-Запад», НАМИКС, МАИФ, НАППАН) выйти с инициативой создания в составе Народного Фронта направления по осуществлению контроля за исполнением Указа Президента России от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергоэффективности Российской экономики» и за реализацией государственной Программы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Первый Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия»: мощный старт . 7/2015. Фото 16

Представителям профессионального сообщества совместно с Минпромторгом России разработать нормативные технические документы, направленные на повышение энергетической эффективности в промышленности.

С учётом кардинального повышения в последние годы экономической эффективности различных технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для электро- и теплоснабжения объектов ЖКХ рекомендовать НОЭ совместно со специализированными организациями (ОИВТ РАН, Институт «Ростовтеплоэлектропроект» и др.) разработать перечень технологий и технических решений перспективных для практического применения в различных природно-климатических условиях регионов страны и секторах строительства. Считать целесообразным совместно с другими заинтересованными организациями, профессиональными объединениями и региональными администрациями организовать работу по созданию в различных регионах страны опытнодемонстрационных объектов с системами энергоснабжения на базе ВИЭ, в том числе в порядке эксперимента по разработке и созданию индивидуальных жилых домов «с нулевым энергетическим балансом» («экодомов»).

Рекомендовать НОЭ принять участие в разработке Национального проекта «Интеллектуальная электроэнергетическая система России», порученной Президентом России Минэнерго России, ориентированного на развитие «умной» распределённой и индивидуальной энергетики, в подготовке и реализации конкретных пилотных проектов в составе Национального проекта («Интеллектуальная энергетическая система энергоснабжения “Техноэкопарка” РГСУ» и др.). Просить Минэнерго, Минппромторг, Минэкономразвития России ускорить принятие нормативно-правовых документов по стимулированию использования ВИЭ в районах действия розничного рынка электроэнергии и мощности.

По общему мнению участников Форума в нынешней ситуации необходимо уделять постоянное внимание популяризации и пропаганде в средствах массовой информации энергоэффективного и экологически дружественного образа жизни.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message