Как не потеряться в море предложений Самый простой способ узнать больше о выбранном подрядчике — навести справки. Благо способов получения информации сегодня достаточно: от личного общения с другими клиентами компании до многочисленных Интернет-форумов, посвященных проблемам ЖКХ и капремонта. Нередко «черные» и «белые» списки монтажных и сервисных организаций ведут муниципальные департаменты ЖКХ. Многие заказчики заблуждаются, полагая, что могут пользоваться услугами только тех фирм, которые рекомендованы управляющей компанией — это не так. Если выбранный вами специалист имеет лицензию на выполнение соответствующих работ, то других ограничений нет. Важно сделать осознанный выбор, а не покупать кота в мешке. Один из основных способов оценить подрядчика — узнать о наличии у него налаженных связей с производителями надежного оборудования, которые ценят свою репутацию и поэтому предъявляют высокие требования к дилерам. «Нам интересны только те организации, которые нацелены на предоставление качественных услуг потребителю. Разумеется, они ориентируются на лучшее оборудование, и могут достойно представить наши приборы у себя в регионе, — рассказывает Татьяна Кислякова, директор по маркетингу и продажам российского представительства компании Kamstrup, мирового лидера по производству приборов учета тепла. — Нацеленность на будущее обеспечивает им пребывание на рынке долгие годы. Мы делаем ставку только на таких партнеров и оказываем им поддержку в дальнейшем, например, предлагаем дополнительное обучение в нашей компании». Не имея постоянных партнерских связей с производителем оборудования, невозможно оказывать качественные услуги по его обслуживанию. Поэтому, чтобы в один прекрасный момент не остаться один на один со своими проблемами, прежде, чем обратиться к услугам того или иного подрядчика, следует обязательно проверить его «статус». Как правило, он подтверждается наличием специальных партнерских сертификатов или аналогичных документов. При необходимости можно навести справки и непосредственно у производителя — по телефону или через Интернет. Только осуществив предварительную проверку подрядчика, можно переходить к обсуждению со специалистами своих насущных проблем. Выбираем достойных На этом этапе важно понять, что подрядчик готов нести ответственность за результат своей работы. Как пример рассмотрим ситуацию с приборами учета тепла: она сегодня наиболее показательна. В общественном сознании укоренился стереотип, что теплосчетчик — это главное средство экономии на платежах за отопление. Однако это не более чем банальная подмена понятий. Теплосчетчик — это «весы», показывающие сколько тепла отпущено абоненту. Для регулирования и сокращения его потребления необходимы комплексные решения. Непонимание этой простой истины часто приводит к тому, что ожидания потребителей оказываются обманутыми. «Многие председатели ТСЖ приходят к нам с убеждением, что установка теплосчетчика сразу снизит платежи и решит все их проблемы с отоплением, — рассказывает Николай Суслин, директор компании «Теплосервис» из подмосковного Реутова. — Приходится объяснять, что реальная экономия (или ее отсутствие) зависит от состояния дома и фактического потребления тепла. В ряде случаев (например, в домах старой постройки) добиться ее можно только сменив кровлю, утеплив чердаки и подвалы, отремонтировав фасад и заменив окна на пластиковые. Кроме того, нужно еще иметь возможность регулировать свое теплопотребление. Иначе все опять сведется к обогреву улицы через открытые форточки. Пока модернизация не проведена, теплосчетчик будет считать все эти теплопотери, а жильцы их оплачивать». Тем не менее, установка теплосчетчика — первый и обязательный шаг на пути к экономии. Другой путь просто невозможен. «Чем быстрее появится прибор учета тепла, тем скорее можно будут выявлены и ликвидированы все причины утечек и недостатки отопительной системы, — считает Татьяна Кислякова (Kamstrup). — Если жители заинтересованы в улучшении состояния своего дома и ликвидации причин теплопотерь, то они должны хорошо понимать, что только учет позволит оценить эффект от тех или иных мероприятий по утеплению здания или модернизации системы отопления». Таким образом, одним из главных критериев выбора является открытость и честность сервисной компании перед клиентом. Если же фирма продает теплосчетчики (или иное оборудование) и, не вникая в конкретную ситуацию заказчика, с порога обещает «сверхприбыли», это повод задуматься о поисках иного варианта. Дешевле — не значит выгоднее Особое внимание следует обратить на рекомендации будущих подрядчиков относительно выбора оборудования. Основными критериями здесь должны быть качество, надежность и долговечность предлагаемых решений, а не их первоначальная стоимость. Вполне естественно, что неподготовленные заказчики стремятся купить «что подешевле». Однако специалисты сервисной компании должны объяснить клиенту все возможные последствия такого выбора.«Мы всегда рекомендуем клиентам выбирать надежные и качественные приборы учета, длительный срок эксплуатации которых подтвержден практикой. И дело здесь не в желании продать более дорогое оборудование, — говорит Игорь Поляков, инженер-теплотехник ПКП «Девятый трест» (г. Ижевск). — Просто мы систематически сталкиваемся с ненадежностью продукции ряда отечественных производителей. Проработав один-два года, счетчик выходит из строя и требует замены. Если посчитать суммарную стоимость всех приборов, которые придется сменить за 10–15 лет, то значительно более экономным окажется теплосчетчик уровня Multical, производства датской компании Kamstrup».Как правило, дешевый на первый взгляд прибор на самом деле весьма дорог в эксплуатации и наоборот. Причем это утверждение справедливо не только в отношении теплосчетчиков, но применимо практически к любому инженерному оборудованию: запорной арматуре, теплообменникам, циркуляционным насосам. «К сожалению, основные отличия между дешевым и более дорогим, но качественным оборудованием известных производителей сразу могут быть не видны, но обязательно выявляются в процессе эксплуатации, — комментирует Роман Марихбейн, инженер компании Grundfos. — Например, насос для систем отопления серии Magna тратит энергии на 60 % меньше, чем его нерегулируемые аналоги. Благодаря этому он в течение короткого времени окупает свою более высокую стоимость по сравнению с дешевыми, но неэкономичными насосами». Компетентный подрядчик не будет предлагать клиенту самое дешевое из списка, если в процессе эксплуатации такое оборудование может оказаться значительно более «дорогим». Клиент всегда должен иметь возможность выбора из нескольких решений, получив разъяснения о недостатках и преимуществах каждого из них. О серьезности намерений Независимо от своей стоимости, любые инженерные системы требуют квалифицированного обслуживания. Логично, если эксплуатацией оборудования будет заниматься организация, производившая его монтаж. В этом случае подрядчик не меньше клиента заинтересован в использовании качественных решений, ведь именно ему предстоит устранять возможные сбои и неполадки. К сожалению, очень часто складывается ситуация, когда состояние однажды установленного оборудования никого больше не беспокоит. Каждый год подготовка к новому отопительному сезону выявляет все те же проблемы. Так, весной текущего года во Владивостоке ни одна из 60 УК города не предоставила в срок своих ремонтных и профилактических программ. «Приморские тепловые сети» вынуждены были предложить коммунальщикам свою помощь в проведении необходимых работ. Вряд ли возникла бы необходимость в подобных мерах, если бы за исправную работу систем отопления жилых домов отвечали компании, которые осуществляли монтаж и наладку. Чаще всего без обслуживания остается ненадежное оборудование, установленное вследствие непродуманных решений. Сервисной компании не интересно постоянно получать претензии и производить ремонт, а потребителям не выгодно каждый раз оплачивать эти работы. Компания, готовая отвечать за свою работу, обязательно предложит дальнейшее обслуживание. И отказываться от него неразумно. «Мы предлагаем заказчику сервис, который гарантирует использование всех преимуществ оборудования, выбранного для теплового пункта. Такой подход требует от специалиста по эксплуатации профессиональных навыков и знаний, которые накапливаются годами», — отмечает Владимир Соловьев, директор компании «Теплосервис» (г. Ярославль), имеющий многолетний опыт работы с ведущими европейскими поставщиками. В отсутствие квалифицированной технической поддержки оборудование наверняка не будет работать правильно, а возможно и вовсе выйдет из строя. А в этом случае заказчик терпит прямые убытки. Например, при неработающих приборах учета потребитель вынужден оплачивать тепло по невыгодному для него нормативу. Открытость и компетентность, разумный выбор оборудования, послепродажный сервис — вот основные критерии выбора сервисной компании, причем не только в сфере теплоснабжения, но и на коммунальном рынке в целом. Только в этом случае результат работы будет соответствовать ожиданиям, а вложенные средства вернутся сторицей.
Отопительный сервис
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2009
Rubric:
Несмотря на то, что отечественное ЖКХ имеет репутацию не слишком прибыльной отрасли, с каждым днем число занятых в ней коммерческих компаний растет. Однако сделать свой выбор потенциальному клиенту бывает совсем непросто. Решив модернизировать систему отопления здания, заказчик сталкиваются с необходимостью вникать в инженерные тонкости вопроса. Ведь речь идет о значительных инвестициях. Как же найти специалистов, способных сделать услугу теплоснабжения максимально комфортной и недорогой для клиентов?