Информация о деятельности региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики в области энергосбережения была представлена на очередном совещании у Президента Удмуртии, состоявшемся 9 марта 2005 г. Александр Александрович Волков одобрил достигнутые в данном направлении результаты и порекомендовал активизировать работу по энергосбережению во всех городах и районах республики. А для этого, по словам председателя РЭК О.М. Белобокова, необходимо в срочном порядке организовывать совместные действия по энерго- и ресурсосбережению на территории всей Удмуртской Республики. Основанием для такой глобальной работы может стать прогнозная оценка потенциала энергосбережения. В соответствии с Федеральной программой "Энергоэффективная экономика" и "Концепцией развития топливноэнергетического комплекса Удмуртской Республики" к концу 2020 г. республика должна сократить потребление на 2,14-2,57 млн т.у.т. Оценочно можно назвать и величину энергопотерь на объектах, финансируемых из республиканского бюджета. По результатам проведенных энергетических обследований стало видно, что эта величина колеблется от 10 до 20 %, т.е. при потреблении 57 644,3 т.у.т годовой потенциал энергосбережения составляет от 5764 до 11 530 т.у.т. Вышедший в октябре месяце 2001 г. Указ Президента Удмуртской Республики "О мерах по реализации политики энергосбережения в Удмуртской Республике" создал условия для системного, последовательного проведения политики энергосбережения на территории республики. Организатором и координатором работ по энергосбережению указом была определена Региональная энергетическая комиссия (РЭК). По инициативе РЭК распоряжением Правительства УР за №1095р от 11.10.2004 г. была создана Автономная некоммерческая организация "Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики". Правление АНО "Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики" во главе с заместителем председателя Правительства Удмуртской Республики В.А. Савельевым - председателем правления призвано активизировать практические действия министерств, ведомств, администраций городов и районов, организаций различных форм собственности по проведению энергетических обследований, по разработке, утверждению и реализации комплексных местных программ по энергосбережению, выполнению конкретных энергоэффективных мероприятий, контролю за реализацией сводного плана энергосберегающих мероприятий в целом по республике. Осуществление функций заказчиказастройщика при реализации энергосберегающих проектов, реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности, организация и проведение смотров-конкурсов по энергосбережению среди городов и районов, семинаров, выставок, конференций, пропаганды в средствах массовой информации энергосбережения, учеба, мониторинг - вот краткий, самый неполный перечень видов деятельности АНО "Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики". Агентство призвано стать организующим ядром по активизации работ по энергосбережению в республике. В ее функции входит также задача по поиску и консолидации средств федерального, республиканского и местного бюджетов, привлечение лизингового механизма, других источников для внедрения эффективных энергосберегающих мероприятий. В марте текущего года Президентом Удмуртской Республики поставлены задачи перед РЭК, а следовательно и перед Агентством: ❏ до 1 июня 2005 г. внести на рассмотрение Госсовета Удмуртской Республики проект закона "Об энергосбережении"; ❏ до 1 июля 2007 г. совместно с администрациями городов и районов организовать разработку и утверждение муниципальных комплексных программ энергосбережения во всех городах и районах республики. Агентство подало заявление о вступлении в российскую Ассоциацию энергосберегающих центров, организаций. Энергосбережение начинается с учета, в первую очередь, потребления электроэнергии, тепловой энергии, газа и воды. Так на объектах республики в 2004 г. было установлено приборов учета тепловой энергии на энергоисточниках и у потребителей, включая частный сектор, в количестве 189 шт., узлов учета по горячей и холодной воде в количестве 5233 ед., коммерческих узлов учета газа (включая частный сектор) в количестве 1852 ед., электроэнергии - 1949 ед. Для учета электроэнергии в последние годы в широком ассортименте стали выпускаться электронные и микропроцессорныемногофункциональные счетчики, в которых заданная точность измерений сохраняется во всем диапазоне нагрузок, имеется возможность перейти на расчеты по дифференцированным тарифам в зависимости от времени суток, есть возможность измерять и некоторые качественные параметры электроэнергии (напряжение, ток, частоту и т.д.) Важнейшее направление - установка приборов учета на объектах бюджетной сферы. В 2004 г. установка приборов учета тепловой энергии только в четырех организациях бюджетной сферы позволила снизить оплату за тепловую энергию на 2,872 млн руб., в т.ч.: ❏ Первая республиканская больница - 1470 тыс. руб.; ❏ Балезинская районная ветстанция и ветлаборатория - 130 тыс. руб.; ❏ Республиканский врачебно-физкультурный диспансер - 256 тыс. руб.; ❏ Ярское педагогическое училище - 972 тыс. руб. Активное внедрение энергосберегающих мероприятий осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики: в 2004 г. завершен перевод шести котельных на газообразное топливо. При затратах 10,7 млн руб. ожидаемый экономический эффект составляет 4,4 млн руб. в год. В жилищно-коммунальном комплексе продолжаются работы по переводу жилищного фонда на индивидуальное поквартирное отопление, внедрению частотного регулирования электродвигателей насосных агрегатов и установке пластинчатых теплообменников. При ремонтных работах проводится замена трубопроводов тепловых сетей на трубопроводы в пенополиуретановой изоляции и целый ряд других мероприятий, позволяющих снижать потери тепла, а значит, и стоимость жилищно-коммунальных услуг. Большое внимание вопросам энергосбережения уделяет Министерство топлива, энергетики и связи республики. Реализация в 2004 г. энергосберегающих мероприятий на энергоисточниках ОАО "Удмуртэнерго" позволит сэкономить свыше 200 т.у.т. 7252 тыс. кВт/ч электроэнергии в год - такова экономия энергии за год от внедрения ряда мероприятий в ОАО "Удмуртнефть". Проводится определенная работа по энергосбережению и в других организациях, курируемых Министерством: ОАО "Белкамнефть", ГУП "Удмуртлестоппром", РОАО "Удмуртгаз", ОАО "Удмуртгеология", ОАО "Волгателеком", ОАО "Удмуртнефтепродукт". Выполняются работы в области энергосбережения и на предприятиях, курируемых Министерством промышленности и транспорта республики. Так, реализация только одного энергосберегающего мероприятия "Разработка и внедрение новой технологии получения пара" на ОАО "Ижсталь" позволяет снизить затраты на потребляемые энергоресурсы в размере свыше 7 млн руб., а установка преобразователей частоты в котельной ОАО "Ижевский радиозавод" позволит сократить расход электроэнергии более чем на 20 %. Как показывает мировой и отечественный опыт, целевые программы могут служить эффективным инструментом реализации Государственной экономической и социальной политики. Именно такие методы управления применяются и в странах Европейского Союза, и в США, и в Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. Утверждена и реализуется республиканская Программа "Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики". В рамках республиканской программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики" в 2004 г. были выполнены мероприятия: ❏ Реконструкция котельной с переводом в водогрейный режим (отказ от пара), реконструкция инженерных сетей в третьей Республиканской психиатрической больнице (ст. Постол). Всего в результате внедренных энергосберегающих мероприятий в 2004 г. (за 11 месяцев) получен экономический эффект в сумме 707 тыс. руб.; ❏ Внедрение теплонакопителей на ветстанции в с. Дебессы - это апробирование нового направления в теплоснабжении. Ожидаемый экономический эффект - свыше 250 тыс. руб. в год; ❏ Внедрение автоматического регулирования систем теплоснабжения с установкой теплосчетчиков на тепловых узлах четырех объектов бюджетной сферы (Республиканская детская больница, Селыченский ПНИ, Глазовский Центр реабилитации, Национальный музей УР) позволяет достигнуть снижения платы за тепловую энергию на сумму 0,5 млн руб. в год. Всего в 2004 г. было установлено 13 узлов автоматики на тепловых вводах объектов социальной сферы жилищного фонда. В 2004 г. впервые ГУП УР "Республиканский центр энергосбережения" была разработана, утверждена на сессии районного Совета депутатов и реализуется Программа "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Увинского района на 2004-2007 гг." общим объемом финансирования 64,4 млн руб. Ожидаемый годовой экономический эффект от реализации программы - 13,2 млн руб., средний срок окупаемости - около пяти лет. Необходимо подчеркнуть, что эта программа комплексная, которая охватывает объекты от потребителя до источника и является первой в республике среди муниципальных образований. Внедрение энергосберегающих мероприятий только за счет лизинга позволило в 2004 г. бюджету Увинского района получить экономический эффект в сумме 2,5 млн руб. А общий экономический эффект в 2004 г. достиг величины 6,482 млн руб., что существенно выше предусмотренного расчетом. Этот опыт получил широкую огласку и уже в 2005 г. по заявкам администраций планируетсяразработка аналогичных программ в Каракулинском, Игринском, Кезском, Сарапульском и Завьяловском районах. В столице республики, городе Ижевске, в феврале 2004 г. приняты Городской думой и начали реализовываться: ❏ Программа модернизации котельных МУП "Горкоммунтеплосеть", "Муниципальное тепло" на период 2004-2008 гг. общим объемом финансирования - 314 млн руб.; ❏ Целевая программа "Светлый город" общим объемом финансирования 110,2 млн руб. Привлекаются средства лизинговой компании для внедрения энергосберегающих мероприятий в Завьяловском районе, планируется привлечь федеральные средства по программе "Энергоэффективная экономика на период до 2005 г.". В 2004 г. положено начало координации действий по вопросам энергосбережения среди министерств, ведомств, администраций городов и районов. РЭК Удмуртской Республики в 2004 г. было привлечено 38,5 млн руб. для финансирования мероприятий по энергосбережению и социально-значимых мероприятий по договорам с четырнадцатью энергоснабжающими организациями. Получен годовой экономический эффект 14,5 млн руб. Кроме того были изысканы средства в сумме 15 млн руб. на реализацию программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики". Получен годовой экономический эффект 5,2 млн руб. Согласно утвержденной Правлением РЭК УР республиканской Программе "Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики", в 2004 г. проведены энергетические обследования (энергоаудиты) в девяти бюджетных организациях, в первом полугодии 2005 г. планируется проведение энергоаудита еще в девяти бюджетных организациях. Энергообследования показывают, что причины нерационального использования топливно-энергетических ресурсов одинаковы практически во всех бюджетных организациях. Это низкий КПД котлов; критический износ энергетического оборудования и коммуникаций; низкое качество твердого топлива; отсутствие коммерческого учета потребления ТЭР, автоматического регулирования теплоснабжения; несовершенство учета электрической энергии; низкий уровень квалификации обслуживающего персонала. Энергоаудит промышленных предприятий согласно"Программе проведения обязательных энергетических обследований энергоемких предприятий...", утвержденной Правительством УР 09.03.2004 г., также показал наиболее характерные проблемы и недостатки. Это практически полное отсутствие инвестиций в энергосберегающие технологии и оборудование (не считая сопутствующего эффекта, связанного с новым строительством и капремонтом); низкий КПД котельных и компрессорных; отсутствие технически и экономически обоснованных нормативов расхода ТЭР на единицу выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Обучение ведущих специалистов предприятий республики новейшим методам энергосбережения - неотъемлемая часть энергоэффективной политики. В соседних регионах этот вопрос решен уже давно. Например, в Екатеринбурге регулярно проходят подобные курсы с участием не только местных энергоаудиторов, но и специально приглашенных специалистов из других городов. Организацией дополнительного обучения по проблемам энергосбережения и энергоэффективности уже на протяжении четырех лет занимается Республиканский центр энергосбережения. В прошлом году повысить квалификацию было предложено нескольким категориям слушателей: ❏ в зависимости от видов обслуживаемых энергоустановок; ❏ в зависимости от занимаемой должности. В этом году РЦЭ снова готовится пригласить ведущих энергетиков предприятий и организаций республики, чтобы познакомить их с энергосберегающими мероприятиями не только в теоретическом виде, но и на практических примерах работы энергоаудиторов в Удмуртии. Вопросами энергосбережения в России начали заниматься совсем недавно, поэтому нет ничего удивительного в том, что высокопрофессиональных специалистов в данной области катастрофически не хватает. Энергетические обследования требуют от специалистов квалификации очень широкого профиля. Энергоаудитор должен знать практически все: от технологии производства до экономических и управленческих вопросов. И не только знать, но и правильно анализировать ситуацию. Республиканский центр энергосбережения пытается разрешить и эту проблему. С целью подготовки будущих энергоаудиторов РЦЭ в 2004 г. принял на практику семерых студентов четвертого курса Ижевской сельскохозяйственной академии -будущих инженеров-электриков. Они были ознакомлены с методикой энергетического обследования предприятий бюджетной сферы на конкретных примерах, а затем приступили к сбору исходной информации и ее первоначальному анализу самостоятельно. В результате положительную оценку получили только двое, уостальных анализа энергоэффективности не получилось. Направление это действительно сложное, но интересное, поэтому отличившиеся студенты параллельно с учебой продолжают работу в Республиканском центре энергосбережения. В будущем руководство РЦЭ планирует пополнять свой штат новыми сотрудниками именно таким образом, потому что идеальный коллектив, по его мнению, это сочетание опыта с новой, теоретически подкованной, мыслью. Остается надеяться, что силами Республиканского центра энергосбережения образованность в области энергоэффективной деятельности предприятий повысится как на уровне руководящего звена, так и на уровне молодых специалистов. А совместными силами ускорить внедрение энергосберегающих мероприятий в Удмуртии будет намного легче. В 2005 г. и последующие годы будут проведены: энергетические обследования (в приоритетном порядке объектов бюджетной сферы и ЖКХ), разработка и утверждение комплексных муниципальных программ энергосбережения, установка приборов учета, реконструкция котельных с переводом с нефти на газ, работы по внедрению автоматического регулирования систем теплоснабжения, снижению потерь в инженерных сетях, обеспечению режимов водоподготовки на теплоисточниках, проведению режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления, внедрению нетрадиционных источников энергии. Удмуртская Республика находится в средней полосе России, при этом почти все виды возобновляемых источников энергии (кроме растительной биомассы) имеют относительно низкий энергетический потенциал (солнечная энергия, ветропотоки, геотермальные источники и т.д.). Одновременно, с учетом имеющегося гидроэнергетического потенциала основных водоемов республики, есть поле деятельности для размещения мини-ГЭС. В начальной стадии внедрение нетрадиционных источников. Есть примеры работы тепловых насосов. В стадии проработки применение когенерационных способов выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных и газопоршневых установок в Ижевске, Сарапуле, Увинском, Завьяловском районах. Делаются первые шаги по выработке и использованию биогаза (Сюмсинский район) на базе животноводческих отходов. Прорабатывается и обсуждается вопрос создания зоны энергетической эффективности по теплоснабжению объектов от ЦТП I Республиканской больницы. В течение 2004 г. на республиканском уровне с акцентом на энергосбережение были проведены: в мае - выставка "Город XXI века", в ноябре - семинар-совещание "Энергоэффективные материалы и технологии". Печатались статьи в журналах "Строительство и городское хозяйство", "Промышленность, топливо, энергетика", в газете "Удмуртская правда". Специалисты Удмуртии участвовали в конференциях-выставках в Москве (14-19 ноября 2004 г.), в совместном российско-французском семинаре в Москве (14-15 декабря 2004 г.), Нижнекамске (Татарстан, февраль 2005 г.), Екатеринбурге (март 2005 г.). Однако пропаганда энергосбережения, внедрение энергосберегающих мероприятий явно недостаточны, нужна существенная их активизация в министерствах и ведомствах, городах и районах, на предприятиях и организациях промышленности и в бюджетной сфере.
Опыт внедрения энергосберегающих мероприятий в Удмуртской Республике
Энергосбережение представляет собой многогранную, имеющую большое общественное и государственное значение проблему, от успеха в решении которой зависят экономическое состояние страны и рост благосостояния населения, сохранение природных богатств и здоровье будущих поколений граждан Российской Федерации. Уровень эффективности энергоиспользования является своего рода индикатором научно-технического и экономического потенциала страны, позволяющего минимизировать издержки общества на удовлетворение своих энергетических потребностей. Современная экономика России по-прежнему остается энергорасточительной. Энергоемкость внутреннего валового продукта (ВВП) России (т.е. доля затрат на энергоносители в продукции) более чем в три раза больше по сравнению с индустриально развитыми странами Европы в промышленном секторе экономики, в жилищно-коммунальном хозяйстве — в 7–8 раз.