Эти и другие впечатляющие цифры приводит в своей статье «Комплексный подход в решении инженерных проблем водоснабжения г. Подольска» (журнал «Сантехника», №2/2005) Михаил Михайлович СЁМИН, директор МУП «Водоканал» г. Подольск. Вспоминает он и о дефиците питьевой воды, случившемся в Подольске в конце 1980-х гг. Даже пущенный в 1987 г. Деснинский водозаборный узел мощностью 50 тыс. м3/сут оказался неспособным в тот момент справиться с проблемой. Ее решение — лишь в реконструкции всего водоснабжения в масштабе города. Об этом и пойдет наш разговор с М.М. Семиным. Как обстоят дела на водоканале сегодня? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе? М.М.: Опыт эксплуатации систем водоснабжения и канализации города свидетельствует о том, что если в водоканале нет оперативной информации о состоянии сети водопровода, объектов водоснабжения и канализации, то трудно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации с водопотреблением. Возрастает риск «случайностей», часты отказы в работе оборудования, не поддающиеся объективному анализу. Поэтому на нашем предприятии в начале 1990-х гг. появилась система контроля над основными объектами водоснабжения и водопотребления (крупные котельные и ЦТП), информация об основных параметрах по радиоканалу стала поступать на компьютер в диспетчерскую с периодичностью в полчаса, с постоянным накоплением данных. Эта система постоянно расширяется, количество объектов увеличивается, объем информации растет, по мере развития средств электроники совершенствуется и способ передачи данных. Мы стали видеть и понимать, что происходит в нашей системе, где мы проигрываем. Самой уязвимой является водопроводная сеть — основные потери производства происходят именно на этом участке системы. Иногда происходят перебои водоснабжения из-за неравномерности водопотребления, имеют место перебои или внезапное прекращение подачи воды в результате аварий на водопроводных сетях или на насосных станциях. Гидравлический удар, повышенные и пониженные напоры воды, неисправные трубопроводы, плохое техническое состояние трубопроводов в целом, запорной арматуры и методыработы (чеканка соединений, заделка свинцом и цементом) столетней давности, несбалансированность зон действия насосных станций с сетью подачи и распределения воды — основные причины наших потерь. Михаил Михайлович, какие Вы видите способы повышения эффективности производства на «Водоканале»? М.М.: Для комплексного решения этой задачи необходимо постоянно помнить о трех ее составляющих. Это, во-первых, качество услуги, то есть ее непрерывность, надежность и безопасность. Во-вторых, эффективность производства — это оптимизация затрат на производство. И, в-третьих, необходима экономия бесценного натурального ресурса — питьевой воды. Но есть и ряд объективных сложностей. Существующая система эксплуатации водопровода и канализации очень консервативна. Допустим, заделка раструба в чугунной трубе была придумана 100 лет назад. И мы продолжаем работать на этой старой основе. Потому что некоторые трубопроводы существуют больше 50 лет, а это значит, что и технология работы с ними существует те же 50 лет. «Водоканал» ежесуточно подает в город около 100 тыс. м3 воды. Очищает 120 тыс. м3. Важная количественная оценка для большинства специалистов нашей области — это соотношение объема подаваемой и в город и очищаемой затем на очистных сооружениях воды к количеству работающих на основном производстве предприятия. Так вот аналогичные водоканалы за рубежом, работающие на 100 тыс. м3 воды, требуют 250 человек, то есть в 3,5 раз меньше, чем у нас. В нашей стране примерно все водоканалы обслуживаются таким количеством персонала! Опыт показывает, что необходимо стремиться к тому, чтобы в конечном счете у нас стало то же число занятых на предприятии специалистов, что и на Западе, к тому же, чем больше людей — тем сложнее организовать ритмичное производство. Но ведь сокращение численности работающих само по себе не приведет ни к каким результатам. М.М.: Совершенно верно, и наша цель вовсе не в том, чтобы лишить людей «куска хлеба». И специалисты у нас есть, работающие по 45–50 лет. Есть и семейные династии. А поскольку приватизация нас еще не коснулась, то и многие гарантии времен СССР для рабочего класса в большинстве своем сохранились. Выход в другом: современные реалии требуют современных технологий обслуживания. Необходимо повышать эффективность производства. Это возможно только за счет широкого применения автоматизации технологических процессов. Имеется в виду автоматизация канализационных насосных станций, автоматизация работы очистных сооружений. Здесь главное — оборудование: современные требования к качеству услуги «вручную», сколько бы человек ни старалось, не удовлетворить. И мы уже движемся в этом направлении. Все-таки, согласитесь, человеческий фактор не может не волновать. М.М.: Видите ли, в нашей отрасли максимальная автоматизация и освобождение ручного труда — путь оптимальный. Ведь канализация, если в ней ничего не менять, — дело некомфортное и непрестижное. Если говорить о молодых специалистах, то они к нам и не пойдут, если ничего не менять. Молодые люди сегодня предпочитают другие, престижные области деятельности. Другое дело — современные технологии. Тогда молодежь начинает этим интересоваться. Сегодня в «Водоканале» работает 120–130 молодых людей из 900 работающих. Раньше такого не было. То есть сейчас к Вам уже идут молодые специалисты? М.М.: Да, конечно. Работа их устраивает — ведь она интересная. Современное оборудование, методики расчетов и проектирования, которые применяются в настоящее время, высокотехнологичны, а это прежде всего — возможность самосовершенствования и профессионального роста. И поскольку производительность труда в целом получается выше, то более высокой становится и оплата труда. Новые технологии требуют квалификации людей, которые с ними работают. Вы как-то решаете этот вопрос? М.М.: У нас есть учебный класс. Учебный год длится с сентября по май. Мы обучаем различные категории рабочих, мастеров, тех, кто имеет дело с производством. Заканчивается обучение аттестацией, экзаменом, и как результат — иногда повышение зарплаты. Специалисты приезжают и проводят лекции и практические занятия по насосному оборудованию, как водопроводному, так и канализационному. Всегда есть то, что оказывается неизученным, — например, появились новые водопроводные насосы с повышенным кавитационным запасом, со встроенным регулируемым приводом. В производстве мы пока еще не применяли эту технику, но будем применять, поэтому знания просто необходимы. Получается, что, изменяя принципы работы «Водоканала», Вы стремитесь изменить качество профессиональной подготовки специалистов, выводя ее на более высокий уровень. М.М.: Разумеется. Для обслуживания современных систем необходимы, прежде всего, квалифицированные специалисты — работники с определенным интеллектуальным багажом. Все вопросы, связанные с функционированием системы, будут решаться ими — ведь раньше наиболее компетентным оказывался слесарь с «вечным» гаечным ключом. Сегодняшняя ситуация этого просто не допускает. У нас уже существует централизованная система контроля основных параметров оборудования и диктующих точек, которая передается по каналу связи в диспетчерскую на компьютер. Диспетчер отслеживает все основные параметры. Он может включить/выключить станцию, может получить информацию с видеокамеры о том, что происходит на объекте. Постоянно работает своеобразный «он-лайн». А если случается авария или, например, прекращается доступ электроэнергии? Что происходит на канализационной станции? М.М.: В этом случае источники бесперебойного питания поддерживают работу компьютера на объекте, который передает в диспетчерскую информацию, что оборудование не работает, объект обесточен, и туда надо отправить людей. Специалисты приезжают и перекрывают приток воды, иначе станция начнет «тонуть»: ведь если подачи напряжения на насосную станцию нет, то останавливается все, кроме притока воды. Как правило, водопровод продолжает работать, емкость канализационной сети еще в состоянии принять какое-то количество воды. В ином случае за время аварии и ликвидации ее последствий в естественные водоемы может попасть очень большое количество неочищенных сточных вод, а это опасно. Кстати о ликвидации аварий на КНС. Известно, что последствия могут ликвидироваться очень долго… М.М.: Автоматизация станции помогает решить и эту проблему. В случае временного прекращения подачи электроэнергии и затем возобновления подачи автоматическая станция, работающая на базе современных погружных насосов (мы используем, например, оборудование Grundfos), начинает функционировать практически сразу. В других случаях на ее запуск требуется около суток. А в чем причина? М.М.: У отечественных насосов открытая обмотка электродвигателя. И когда агрегат затапливает, электродвигатель приходится менять или «сушить». И еще после затопления образуется «подпор», а это приводит к тому, что при включении забиваются рабочие колеса, поскольку около них собирается очень много мусора. Какова вообще, на Ваш взгляд, ситуация с производством насосов в России? М.М.: Не так давно появились отечественные насосы в погружном исполнении. Они неплохие, но в ценовом плане не очень выгодны — хотя принципиально дешевле, чем западные, например, те же насосы Grundfos, помимо ряда вопросов технологического характера (касающихся, скажем, рабочего колеса), у наших агрегатов значительно выше энергопотребление. Вы сказали о мусоре. Насосы, которые использует Подольский «Водоканал», технологически справляются с этой проблемой — не только в случае аварии, разумеется? М.М.: Вихревое рабочее колесо SuperVortex, которым снабжаются современные насосы, эту проблему снимает. Все, что входит через патрубок, — выходит через рабочее колесо. Вы работаете только с датскими насосами? М.М.: Нет, у нас применяются насосы и других компаний. У каждой есть свои положительные стороны. Итальянское оборудование привлекательно, например, с точки зрения цены. А Grundfos предлагает бесплатные консультации со специалистами, инженерами, которые подсказывают, какие стоит выбрать насосы для конкретных условий, и чертят планы станций. Они принимают участие и в обучении персонала. В настоящее время в Подольске различных насосов с этой маркой установлено свыше единиц. Некоторые из них работают уже более 10 лет. В городах, подобных Подольску, существует несколько типов застройки — и многоквартирные дома, и коттеджи, построенные сравнительно недавно и с учетом современных технологий строительства, и частные дома, стоящие на своих местах по 50–100 лет. Очень часто оказывается, что целые улицы, застроенные частными домами, остаются без канализации. Есть ли у Вас какие-то идеи для решения этой проблемы? М.М.: Безусловно. Сейчас мы как раз заканчиваем строительство такой канализации в городе на улице Большой Серпуховской, застроенной частными домами. То же самое, кстати, мы уже делали в другом районе, на Красной Горке. Для этого достаточно поставить маленькую перекачивающую комплектную насосную станцию, которая обеспечит перекачку в самотечную городскую систему канализации. Почему это не было сделано раньше? М.М.: Потому что по стоимости это составляло гигантские деньги — восемьдесят миллионов рублей. Например, типовой проект Харьковского института предусматривал железобетонный стакан диаметром 8 м, и строительство объекта становилось нереальным. Теперь же мы используем автоматическую малорасходную станцию в колодезном исполнении, созданную на базе насоса Grundfos. Производительность — до 100 м3/ч. С ее помощью мы решаем проблему, которая была нерешаемой раньше. При использовании таких станций экономия заметна? М.М.: Я думаю, нужно говорить даже не об экономии, а об экономическом эффекте. Ведь, казалось бы, какая экономия при установке новой станции? Та же перекачка воды стоит недешево. Экономический эффект достигается за счет того, что маленькая станция может канализовать большое количество абонентов. Выгоды установки маленьких станций понятны только Вам, или населению тоже? М.М.: Помнится, лет десять назад, когда мы только начали предлагать такие станции, люди не верили, что такое вообще возможно. Сейчас все уже знают, что это реально. Идет вторая волна интереса, и она принесет доход и строителям, и нам — за счет подключения новых абонентов. Абоненты, разумеется, оплачивают услугу канализации. Таким образом станция очень быстро окупит себя. Люди постепенно понимают, что наши предложения направлены на общее повышение качества жизни. Ведь как говорится: «нет канализации — нет цивилизации». Из всех коммуникаций, как ни странно, канализация — наиболее ценная услуга в современном городе.
Опыт эксплуатации и реконструкции коммунальных сетей
Город Подольск — один из крупнейших в Подмосковье промышленных центров. Он сравнительно молод, ему всего 220 лет. Почти половину из них в городе существует водопроводное хозяйство — сегодня оно носит название Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал». МУП «Водоканал» обслуживает 920 предприятий и 5200 потребителей жилого сектора (многоэтажных домов и частных строений), в общей сложности — свыше 300 тыс. человек. Межрайонные очистные сооружения имеют производительность 150 тыс. м3 в сутки. Система водоснабжения г. Подольска включает 97 артезианских скважин, 13 насосных станций второго и третьего подъема, 17 подкачивающих станций, станцию обезжелезивания воды и водопроводную сеть протяженностью более 320 км. Ежесуточно в город подается более 110 тыс. м3 питьевой воды. Система водоотведения состоит из самотечной канализации (280 км), 10 КНС и очистных сооружений, ежедневно принимающих около 120 тыс. м3 стоков.