Анализ многочисленных как отечественных, так и зарубежных практик показывает, что размещения полимерных водоотводящих трубопроводов со структурированной стенкой (далее — ПСВ ТСС) в земле осуществляются в футлярах, проходных каналах, в том числе в метро, грунтах (рис. 1).
Критерием оптимальности размещения ПСВ ТСС любых [1] диаметров в земле, на данном этапе разработанности проблемы [2], предлагается считать суммарный минимум затрат всех этапов их жизненных циклов (ЖЦ: проектирование → монтаж → эксплуатация → ремонт и утилизация).
Критерием оптимальности размещения полимерных водоотводящих ТСС любых диаметров в земле, на данном этапе разработанности проблемы, предлагается считать суммарный минимум затрат всех этапов их жизненных циклов
Вклад в минимизацию затрат этапа — проектирования связывается нами:
- с трассировкой, когда величина имеет минимальное значение, где L и Нср — общая длина и средняя глубина заложения трубопроводной сети; li и hi — длина и средняя глубина заложения i-го участка водоотводящей сети; n — количество участков на сети; в общих случаях минимальное значение L имеет место при прохождении трассы по прямой линии, а Нср — при расположении трубопровода параллельно поверхности земли;
- с внутренним диаметром Dв, обеспечивающим пропуск расчётных расходов [3] стоков при экономических уклонах трубопроводов iэ (iэ = iг ≈ iп, где iг — гидравлический уклон, определяемый гидравлическими расчётами; iп — уклон поверхности земли непосредственно по трассе трубопровода);
- с кольцевой жёсткостью труб SN, строго увязанной с параметрами [4] грунтов (плотностью γг, модулем деформации Ег, степенью уплотнения Уг и т.п., рис. 2) и факторами земляных работ (виды траншей, их глубина Нт и ширина по верху Вт и по низу b, способы засыпки, методы уплотнения грунта и др.), значения которых должны быть заданы с целью оптимального размещения ПСВ ТСС в грунте;
- со способами соединения отдельных труб между собой (раструбами с уплотнением резиновыми кольцами либо склеиванием, бандажом, сваркой и др.) и со стенками смотровых колодцев.
Для оптимального размещения ПСВ ТСС в земле должны быть разработаны соответствующих размеров и профилей выемки: траншеи (для укладки труб), котлованы (для установки сетевых колодцев) и приямки (для сборки соединений).
Вклад в минимизацию затрат этапа монтажа (при размещении ПСВ ТСС в грунте) будет, в связи с этим, определяться в основном производством земляных работ: отрывкой траншей и котлованов, подчисткой их дна и стенок (для точного расположения труб и колодцев), рытьём приямков (для сборки соединений), канав и лотков (для отвода дождевой и талой воды), отсыпкой грунта, засыпкой выемок, утрамбовкой грунта, восстановлением поверхности по трассе с обязательным проведением контроля качества КК всех указанных технологических процессов (ТП). Все ТП следует производить, строго руководствуясь проектами водоотводящей сети [5], производства работ ППР и организации строительства ПОС [6], с соблюдением основных положений строительных норм и правил для земляных сооружений [7]. ТП должны производиться с использованием экономичных (для конкретных условий) и высокопроизводительных комплексов машин и механизмов, с обязательным соблюдением требований производственной санитарии, эргономики, техники безопасности [8, 9] и экологии. Для обеспечения условий для качественного и производительного производств ТП земляных работ необходимо своевременно контролировать, чтобы на объекте были: выполнены временные дороги; построены бытовые здания, закрытые склады и коммуникации для нужд строительства; вскрыты и при необходимости переложены подземные коммуникации; разбита и закреплена трасса; ограждена строительная площадка с установкой предупредительных знаков; расчищены полосы для прокладки ПСВ ТСС; разобраны дорожные одежды; осуществлены планировочные работы; подготовлены складские площадки к приёму материалов, оборудования и изделий; забурены стальные трубы или забиты металлические балки (для крепления стенок траншей и котлованов); отогреты грунты (в зимних условиях).
При оптимальном размещении ПСВ ТСС зона разрытия и восстановления проезжей части дороги должна быть ограждена. В городах вид ограждений, их оснащённость в ночное время, установка знаков регулирования движения городского транспорта в каждом конкретном случае определяется ГИБДД города. На вскрытых полосах дорог и городских проездов разработку траншей следует производить с шириной на 10 см больше ширины траншеи с каждой стороны — при бетонном покрытии (асфальтовом покрытии по бетонному основанию), при других конструкциях дорожных покрытий — на 25 см; ширина вскрытия дорожных покрытий должна быть кратна размеру сборных железобетонных плит. Вскрытие инженерных коммуникаций, пересекаемых трассой, разрешается только с обеспечением их предохранения от повреждений, а в зимних условиях — и от промерзания и обязательно в присутствии представителей заинтересованных организаций.
При оптимальном размещении ПСВ ТСС следует принимать: продольный уклон дна траншеи iдт ≈ iг, глубину — с учётом глубины заложения, которая во всех случаях должна быть на 0,5 м больше расчётной глубины промерзания грунта, минимальную ширину Втр.min по дну с учётом вида соединений (табл. 1).
Размеры котлованов следует принимать с учётом габаритов и вида (бетонные, полимерные) колодцев, приямков — нормированными относительно D [5].
Для размещения ПСВ ТСС отдавать предпочтение следует выемкам с откосами, крутизну Ко которых, с целью обеспечения устойчивости боковых стенок, устанавливают равной углам естественного откоса наиболее слабого из разрабатываемых грунтов (табл. 2).
Значения Ко для выемок глубиной более 5 м рассчитывают с учётом углов внутреннего трения σ и удельных сцеплений разрабатываемых грунтов c (табл. 3 и 4).
В стеснённых условиях городской застройки разрабатывать траншеи и котлованы с целью оптимального размещения ПСВ ТСС целесообразно с вертикальными стенками глубиной h = 1 м (в песчаных и крупнообломочных грунтах), 1,25 (супесях), 1,5 (обычных суглинках и глинах) и h = 2 м (тоже, прочных грунтах); при h > 2 м для предотвращения обрушений стенки выемок, как правило, необходимо крепить с учётом особенностей разрабатываемых грунтов. Глинистые грунты нормальной влажности достаточно устойчивы, но, будучи смочены водой, создают большую нагрузку на крепления стенок траншеи. Скальные грунты достаточно прочные, в них траншеи могут разрабатываться на значительную глубину без всякого крепления. Сухие гравелистые и песчаные грунты легко осыпаются внутрь траншеи даже через небольшие щели в креплении, образуя за ними опасные пустоты и каверны. Это диктует необходимость тщательного крепления стенок траншеи, не позволяя углублять траншею в сыпучих грунтах без немедленной установки соответствующего крепления. В слабых осыпающихся грунтах или при близком расположении ответственных сооружений целесообразно использовать сплошное горизонтальное крепление, верхняя бортовая доска которого должна выступать над поверхностью земли (для предотвращения попадания в траншею камней, комьев грунта и т.п.). В плотных грунтах следует использовать горизонтальное крепление траншей (рис. 3) и устраивать его вразбежку досок толщиной 40-50 мм, длиной 4,5-6,5 м на обеих стенках с прозорами 25-30 см.
Горизонтальные доски, с целью плотного прижатия их к стенкам траншеи, необходимо раскреплять вертикальными стойками из досок и поперечными распорами соответствующей длины, которые следует гвоздить бобышками к стойкам для предотвращения их выпадения после установки. В глубоких траншеях целесообразно использовать доски длиной по 4,5 м; опускание в траншею более длинных досок занимает больше времени и при этом сопровождается иногда обрушением стенок.
В слабых осыпающихся грунтах или при близком расположении ответственных сооружений целесообразно использовать сплошное горизонтальное крепление, верхняя бортовая доска которого должна выступать над поверхностью земли (для предотвращения попадания в траншею камней, комьев грунта и т.п.). В плотных грунтах следует использовать горизонтальное крепление траншей
При разработке глубоких выемок в слабых сыпучих грунтах или вблизи ответственных надземных сооружений и/или подземных коммуникаций используют сплошное вертикальное крепление из вертикально поставленных досок толщиной 50 мм, прижимаемых к стенкам брусчатыми или дощатыми рамами при помощи распорок.
Выемку разрабатывают с одновременным осаживанием вертикальных досок и по мере её углубления устанавливать внутри дополнительные рамы, расстояние между которыми по вертикали в среднем около 1,2 м; для предотвращения оседания рам под ними пришивают бобышки либо устанавливают короткие стойки из досок или брёвен, длина которых равна расстоянию между рамами. На выемках h < 3 м используют распорные крепления из щитов (сплошных или с прозорами), стоек (или прогонов), раздвижных винтовых распорок или рам, монтируемых сразу же после отрывки.
При глубинах выемки h = 3 м в слабых водонасыщенных грунтах используются консольные или консольно-распорные крепления, основными конструктивными элементами которых являются металлические стойки-сваи, сплошная «забирка» из досок и распорки между стойками. При необходимости обеспечения свободного пространства в выемке используют консольно-анкерные крепления (рис. 4), отличающиеся от консольных наличием анкеров из якорей и тяжей к стойкам; расчётное количество якорей следует устанавливать на расстояниях ≥ 1,5h от бровки выемок.
При глубоких выемках, большом боковом давлении грунта, сложных гидрогеологических условиях, необходимости обеспечения водонепроницаемости креплений следует использовать шпунтовые ограждения — сплошные щиты из предварительно погруженных в грунт стальных или деревянных шпунтин с замковыми соединениями. Использование современных инвентарных стальных креплений позволяет максимально быстро крепить стенки с постепенным погружением и подъёмом грунта, увеличить безопасность земляных работ, в том числе в узких выемках глубиной h > 3 м, в том числе в плывунах.
Разборку креплений стенок выемок следует производить по мере обратной их засыпки грунтом путём удаления досок по одной в сыпучих или неустойчивых и менее трёх штук в плотных грунтах; сквозные стойки каждый раз необходимо отпиливать на ширину снимаемой доски. Вертикальное и шпунтовое крепление следует извлекать из земли только после засыпки траншеи с размещённым в ней ПСВ ТСС.
Для оптимального размещения ПСВ ТСС в земле требуется использование комплексов машин и механизмов, а также бригад работников, наиболее подходящих для конкретных условий по количеству, специальности и квалификации. Реализуется это требование по результатам комплексного анализа основных показателей трубных изделий и их соединений, характеристик выемок, способов размещения и глубин укладки труб, типов грунтов и других сведений, указанных в том числе в проектах водоотводящих сетей, ПР и ОС.
Протяжённые траншеи постоянного поперечного сечения (h < 6 м, шириной по дну 2 м, с Ко от 1:1 до 1:2) для оптимального размещения ПСВ ТСС следует разрабатывать наиболее эффективными землеройными машинами непрерывного действия — многоковшовыми цепными либо роторными экскаваторами (рис. 5).
До начала разработки грунта экскаваторами непрерывного действия поверхность земли по трассе траншеи необходимо выровнять бульдозером на ширине не менее ширины гусеничного хода используемого экскаватора. После планировочных работ и разбивки осей отрывку грунта следует производить в сторону повышения рельефа. Разработку траншей шириной B ≤ 1,8 м можно производить как цепным экскаватором (при глубине копания hц ≤ 3,5 м), так и роторным (при глубине копания hр ≤ 3 м), при этом отвал грунта размещается, как правило, с одной стороны (преимущественно с нагорной) для защиты траншеи от поступления в неё поверхностных вод. Для получения траншеи с проектным уклоном дна заглубление рабочего органа многоковшового экскаватора должно контролироваться постоянно. Траншеи h < 3,5 м в немёрзлых грунтах I-III категории (прямоугольного или трапецеидального профиля) и в мёрзлых грунтах (прямоугольного профиля) можно разрабатывать экскаваторами ЭТЦ-252 с цепными рабочими органами, выгружающими грунт как на одну, так и на обе стороны траншеи посредством цепных откосообразователей (рис. 6).
Разработку траншей небольшой протяжённости целесообразно производить одноковшовыми экскаваторами, оборудованными ковшами — обратной лопатой или профильными с вместимостью от 0,15 до 2 м3. Глубина копания hк должна быть меньше проектной, с так называемым «недобором» на 5-10 см для того чтобы избежать переборов грунта и тем самым не допустить повреждения основания траншеи. При выгрузке грунта в отвал расстояние Lот от линии откоса траншеи до начала отвала грунта должно быть ≥ 0,7 м — при H ≤ 3 м и ≥ 1,0 м — при H > 3 м (рис. 7).
При комплексно-механизированной разработке грунта в комплект следует включать вспомогательные механизмы для транспортировки грунта, планировки поверхности и др., соответствующие по производительности и энергозатратам ведущей землеройной машине. Например, при разработке траншеи значительной глубины и больших размеров одноковшовым экскаватором ЭО-5122, оборудованным унифицированной обратной лопатой с ковшом ёмкостью 1,6 м3, для транспортировки грунта используют обычно автомобили-самосвалы КрАЗ-256В с ёмкостью кузова 6 м3. Для зачистки дна траншеи, разравнивания грунта и обратной засыпки пазух используют при этом бульдозеры с габаритно-тактическими характеристиками, соответствующими реальным объёмам перемещаемого грунта, к примеру, бульдозер ДЗ-110А с шириной ножа 3100 мм.
Приямки для сборки раструбных соединений на ПСВ ТСС следует отрывать также одноковшовым экскаватором с последующей доводкой вручную под размер, учитывающий фактическую длину труб: при диаметрах менее 300 мм — перед укладкой каждой трубы на место и более 300 мм — за один-два дня до их укладки; для выполнения др. соединений (сварных, винтовых и/или бандажных [1]) согласно непосредственно требованиям Регламента производителя труб.
Котлованы для установки канализационных (водосточных) колодцев следует разрабатывать экскаваторами с обратной лопатой либо с грейфером (рис. 8).
Засыпать выемки в летний период целесообразно в наиболее холодное время суток, а зимой — в наиболее тёплое время суток грунтом, строго соответствующим требованиям проектов водоотводящей сети, ПР и ОС. При отсутствии проектных требований обратную засыпку следует производить, придерживаясь технологической схемы, включающей типовые технологические процессы.
Подбивка грунта под трубу штопками; засыпка и уплотнение песка в пазухах электротрамбовками и в защитной зоне на 30 см выше труб вручную; засыпка и уплотнение песка на 75 см выше труб ручными инструментами осуществляется обычно электротрамбовками (виброплитами массой до 50 кг); засыпку песка верхней зоны траншеи и уплотнение виброплитами массой до 100 кг и восстановление дорожного основания и покрытия дорог. В технологиях засыпки следует предусматривать меры против повреждения и смещения с проектного положения уложенных на дно траншеи ПСВ ТСС сбрасываемым песком и включать в них уплотнение грунта в приямках под стыковые соединения; подбивку пазух между трубой и дном траншеи; засыпку, разравнивание и уплотнение песка в пазухах между трубами и стенками траншеи; засыпку и разравнивание защитного слоя, и засыпку, разравнивание и уплотнение верхних слоёв, отдавая предпочтение их механизированному выполнению (рис. 9).
Засыпку нижней части траншей с ПСВ ТСС на высоту ≈ 0,4D и ≤ 0,3 м необходимо производить вручную грунтом без камней, строительного и растительного мусора с частицами, не превышающими ширины впадин между гофрами на наружной поверхности труб. В общих случаях следует отдавать предпочтение засыпкам из местных песчаных, гравийных и/или щебёночных грунтов с показателями (табл. 5), значения которых обязательно установлены тем или иным путём.
Засыпку нижней части траншей необходимо производить немедленно талым грунтом с тщательным уплотнением пазух одновременно с двух сторон уложенных труб слоями (толщиной 0,15-0,25 м); при односторонней засыпке велика вероятность сдвига трубопровода с проектного положения. Уплотнять грунт следует вначале под низом труб и их соединениями (ручными деревянными либо пневматическими и/или электрифицированными трамбовками), а далее в пазухах; непосредственно над шелыгами труб ≥ 0,3 м, чтобы не повредить их, следует засыпать грунт без уплотнения. При расположении трассы в пределах автомобильных переездов, для предотвращения последующих осадок покрытия, верхнюю часть траншеи следует засыпать только талым грунтом. При засыпке верхней части траншеи, проходящей по незамощённым проездам, в грунте могут присутствовать мёрзлые частицы ≤ 15 % от общего объёма. Допускается осторожное сбрасывание грунта сверху при засыпке неглубоких траншей и не на сами ПСВ ТСС, а сбоку от них, в угол, чтобы удар приходился на стенки траншеи. При засыпке глубоких траншей целесообразно укладывать доски на нижний ярус распорок креплений с тем, чтобы прикрыть трубы для предохранения их от возможных повреждений камнями и комьями слежавшегося грунта.
Для окончательной засыпки траншеи, начиная с высоты 0,7 м над ПСВ ТСС, следует использовать экскаваторы-планировщики ЭО-3532А, -43212, -43213, одноковшовые экскаваторы ЭО-2621В, -3123, -4225, бульдозеры, погрузчики и т.п. с уплотнением гидромолотами, виброплитами массой до 100 кг, катками слоёв толщиной 0,7 м — из песка (0,6 м — из супесей и суглинков и 0,5 м — из глин). Поверхности с уклонами более 20° перед засыпкой траншеи необходимо укреплять против сползания и размыва грунта ливневыми водами. Засыпку траншей, располагаемых вдоль строений, заборов, зелёных насаждений, следует производить вручную с послойным уплотнением грунта. Участки траншеи, пересекающие существующие или проектируемые дороги должны засыпаться на всю глубину песком с Уг ≥ 0,98. Для послойного уплотнения грунтов обратных засыпок следует использовать для: несвязных грунтов — вибрирование и вибротрамбование; малосвязных грунтов — укатку, трамбование, вибротрамбование, вибрирование и связных грунтов — укатку, трамбование, вибротрамбование и их комбинации. Верхние слои засыпки траншей на глубине 1,0—1,2 м от поверхности земли следует уплотнять катками с массой 1,510 т (ДУ-57М, -47Б, -64, -99 и др.). При отрицательной температуре воздуха грунты обратных засыпок в траншеях должны уплотняться до Уг ≥ 0,98.
При глубоких выемках, большом боковом давлении грунта, сложных гидрогеологических условиях, необходимости обеспечения водонепроницаемости креплений следует использовать шпунтовые ограждения (сплошные щиты из предварительно погруженных в грунт стальных или деревянных шпунтин с замковыми соединениями)
Уплотнение грунтов в стеснённых условиях, в местах извлечений элементов шпунтовых ограждений следует производить с применением специальных уплотняющих средств (статического, виброударного и/или ударного действия), позволяющих на всю глубину траншеи получить Уг ≥ 0,98. Под дорогами верхние уровни (30-40 см) траншей с ПСВ ТСС должны засыпаться щебёночной смесью заводского приготовления (табл. 6) с уплотнением (Уг ≈ 100 %) самоходными катками, а ниже, на всю глубину, — песком с Уг ≥ 0,98.
Траншеи с ПСВ ТСС и котлованы с канализационными (водосточными) колодцами на участках пересечения с существующими дорогами и другими территориями, имеющими дорожное покрытие, необходимо засыпать на всю глубину песчаным галечниковым грунтом, отсевом щебня или другими аналогичными малосжимаемыми (Ег ≥ 20 МПа) местными материалами, не обладающими цементирующими свойствами, с Уг ≥ 0,98.
Исключением являются выемки, разрабатываемые в просадочных грунтах II типа. На участке пересечения траншей с действующими подземными коммуникациями (трубопроводами, кабелями и др.), проходящими в пределах глубины траншей, необходимо производить подсыпку под действующие коммуникации немёрзлым песком или другим мало сжимаемым (Ег ≥ 20 МПа) грунтом по всему поперечному сечению траншеи на высоту до половины диаметра пересекаемого трубопровода (кабеля) или его защитной оболочки с послойным уплотнением грунта. Размер подсыпки вдоль траншеи по верху должен быть на 0,5 м больше с каждой стороны пересекаемого трубопровода (кабеля) или его защитной оболочки, а откосы подсыпки должны быть не круче 1:1.
Если же проектом предусмотрены устройства, обеспечивающие неизменяемость положения и сохранность пересекаемых коммуникаций, обратную засыпку можно производить в обычном порядке. Узкие траншеи, где невозможно обеспечить уплотнение грунта до требуемой плотности имеющимися средствами (за исключением выполняемых в просадочных грунтах II типа), необходимо засыпать только мало сжимаемыми (Ег ≥ 20 МПа) грунтами с проливкой водой. Траншеи на участках с грунтами II типа по просадочности, в том числе на пересечениях с действующими коммуникациями, а также под дорогами с покрытиями усовершенствованного [10] типа, необходимо засыпать глинистыми грунтами с послойным уплотнением; использование дренирующих грунтов не допускается. Траншеи на участках с набухающими грунтами следует применять ненабухающий грунт по всей ширине пазух, а набухающим грунтом засыпать только верхнюю зону траншей. Требуемую величину Уг засыпки можно обеспечить трамбовками с известными (табл. 7) массами, как правило, за три-четыре прохода без сверхрасчётной овализации поперечных сечений размещённого в траншее ПСВ ТСС, уменьшение его вертикального диаметра в любых поперечных сечениях сверх проектного значения не допустимо; целесообразно увеличение диаметров на 1-2 %.
При этом необходимо учитывать рекомендации производителей конкретных труб (табл. 8).
Исполнитель работ должен производить текущий контроль при размещении ПСВ ТСС в земле, заказчик — инспекторский, в ходе выполнения и приёмки законченных работ
При планировке поверхности по трассе проложенного ПСВ ТСС для обеспечения равномерного уплотнения отсыпанный грунт необходимо разравнивать бульдозерами и уплотнять его с использованием катков участками (захватками), размеры которых должны обеспечивать достаточный фронт работ. Увеличение фронта работ может привести к высыханию подготовленного к уплотнению грунта в жаркую погоду или, наоборот, к переувлажнению — в дождливую. Наибольшее уплотнение грунта с наименьшей затратой труда достигается при оптимальной для данного грунта влажности. Поэтому сухие грунты необходимо увлажнять, а переувлажнённые — осушать.
Исполнитель работ должен производить текущий контроль при размещении ПСВ ТСС в земле, заказчик — инспекторский, в ходе выполнения и приёмки законченных работ. При текущем контроле, выполняемым лабораториями, контрольными постами, организованными на объекте, проверяется соблюдение заданной технологии выполнения обратной засыпки, в том числе уг. Инспекторский контроль осуществляется лабораторией сторонней организации.
В процессе выполнения работы необходимо контролировать вид грунтов, правильность отсыпки γг, влажность и Уг. Гранулометрический состав грунта должен соответствовать проекту (отклонения ≤ 20 %о определений).
В грунтах обратных засыпок не должно быть древесины, гниющего или легкосжимаемого строительного мусора, снега и льда. Допускается содержание мёрзлых комьев для в засыпке верхних зон траншей ≤ 20 % от общего объёма, а размер твёрдых включений ≤ 20 см и ≤ 2/3 толщины уплотняемого слоя. Контроль Уг и влажности грунта следует производить испытанием образцов, отобранных из отсыпанных слоёв на глубинах 0,3; 0,5; 0,9; 1,2; 1,5 м от верха шурфов по оси траншеи через каждые 50 м.
Соответствие γг требованиям контролируется сопоставлением показателей образцов, взятых из грунта с ненарушенной структуры и из искомого грунта.
Производство обратных засыпок выемок с ПСВ ТСС следует контролировать в соответствии с типовыми технологическими схемами (ТТС) (табл. 9) контроля качества, которые должны приводиться в ППР: ВКК и ОКК — производится мастером (прорабом); ПКК — работником службы качества, мастером (прорабом), представителем технадзора заказчика.
При отсутствии каких-либо требований к проведению контроля качества в указанных проектах ПР и ПО все виды контроля (входной ВКК, операционный ОКК и приёмочный ПКК) следует проводить своевременно, например, согласно типовому регламенту контроля качества ТРКК (табл. 10).
В ОКК работ по обратным засыпкам траншей с ПСВ ТСС в непросадочных, просадочных, набухающих и в др. грунтах, изменяющих свои свойства под влиянием атмосферной влаги и/или подземных вод, следует включать показатели, которые обеспечивают соблюдение требований проектов водоотводящей сети, ПР и ПО к обратным засыпкам. Согласно [7] это, в основном, параметры, объём, методы и средства контроля, а также обязательные организационно-технологические правила.
После завершения работ по укладке и уплотнению грунта обратных засыпок осуществляется приёмка выполненных работ. При приёмке и оценке качества работ по засыпке траншей с ПСВ ТСС необходимо производить промежуточный и приёмочный контроль качества выполнения работ. При промежуточной приёмке проверяется качество грунта, применяемого для обратной засыпки, влажность и Уг отдельных слоёв. При проведении приёмочный контроль качества проверяется соответствие фактическ значений параметров обратных засыпок траншеи, заданным в проектах водоотводящей сети, ПР и ПО. При совместной работе нескольких строительных организаций на строительном объекте контроль качества уплотнения грунта возлагается на генерального подрядчика и технический надзор заказчика.
Дефекты размещения в траншее, обнаруживаемые при ОКК, должны устраняться исполнителями до начала выполнения последующих технологических процессов засыпки траншеи, а обнаруженные при ПКК — в сроки, указанные комиссией.
По завершении строительством, полимерный самотёчный водоотводящий трубопровод со структурированной стенкой подлежит сдаче-приёмке [11].
В заключение можно смело утверждать, что своевременный и правильный учёт рассмотренных в статье положений, как при проектировании, так и при монтаже, должен позволить оптимально размещать ПСВ ТСС непосредственно в земле. Также следует отметить, что нами не раскрыто влияние на оптимизацию размещения полимерных самотёчных водоотводящих трубопроводов со структурированной стенкой способов соединения отдельных труб между собой и со стенками смотровых колодцев.
Это можно будет рассмотреть с учётом имеющегося и собственного опыта, действующих в стране и за рубежом нормативов, а также многочисленных литературных источников, в случае заинтересованности широкой научно-технической общественности, в следующих статьях журнала одновременно с вопросами оптимального размещения ПСВ ТСС в футлярах и проходных каналах.