Рис. 2. Толщины стенок шарового крана
Рис. 3 Уплотнительная конструкция крана
Табл. 1. Толщины стенок шарового крана
При осуществлении любой инвестиционной деятельности, будь то крупные или небольшие финансовые вложения, является естественным стремление обеспечить оптимальное соотношение затрат и качественного результата и при этом остаться в выигрыше. Поэтому, сегодня приобретает все большую актуальность понятие совокупной (полной) стоимости владения — ведь низкая цена далеко не всегда оборачивается экономией в долгосрочной перспективе.
Полная стоимость владения — это общая величина затрат владельца с момента вступления в состояние владения до момента выхода из него и исполнения полного объема обязательств, связанных с владением. Характеристики расходов для различных объектов могут не быть сопоставимыми, для каждого вида вложения может определяться специализированная методика, выявляющая структуру затрат и предварительные расчеты потенциальных потерь в процессе владения. Комплексный анализ общей стоимости эксплуатации запорной арматуры (шаровых кранов) может включать в себя такие характеристики, как затраты на поставку, техническое обслуживание, восстановление работоспособности, списание.
Рассмотрим некоторые факторы, которые приводят к дополнительным расходам в процессе использования данного вида изделия: необходимость частого технического обслуживания, ремонтов, замены частей оборудования; потери рабочей среды; быстрый износ рабочих органов; возможность порчи оборудования по причине неправильной установки; необходимость остановки производственных линий для ремонта, либо замены оборудования; коррозия поверхности шарового крана, образование налетов/отложений (как показано на рис. 1). Так какие же характеристики шаровых кранов являются важными для обеспечения минимальной совокупной стоимости владения? Приведем несколько примеров.
Толщина стенок корпуса и шара (табл. 1, рис. 2). Соблюдение этих параметров в соответствии с ГОСТ снижает риск выхода из строя оборудования при коррозии и увеличивает его срок службы, так как, по статистике, глубинный показатель коррозии может составлять до 0,05 мм/ год. Несомненно, любая сталь подвержена разрушению, но, если стенка корпуса тонкая, надежность шаровых кранов снижается, а вероятность наступления аварийных ситуаций увеличивается. К тому же, ржавчина на запорном органе способна привести к заклиниванию арматуры и потере герметичности.
Герметичность. Одной из основных задач при транспортировке сырья по трубопроводам остается максимальная герметичность запорной арматуры, так как потери рабочей среды могут нанести не только экономический ущерб, но также и экологический. Внутренняя и внешняя герметичность может достигаться за счет усиленного седла с увеличенной площадью, дополнительным дублирующим уплотнением, а также самоуплотняющейся конструкцией с тремя полимерными кольцами, повышающей срок службы шпиндельного узла (рис. 3).
Уплотнительный материал. Правильный выбор уплотнительного материала позволяет уменьшить трение между шаром и седлом и тем самым увеличить количество рабочих циклов. Снижается возможность повреждения и износа из-за абразивных частиц, эрозии и кавитации. Еще одно преимущество уменьшения трения — возможность использования более экономичного привода. Использование шаровых кранов с вышеперечисленными характеристиками позволяет минимизировать суммарные затраты в процессе эксплуатации, что соответствует основной мысли концепции совокупной стоимости владения. Суть ее в том, что акцентировать внимание следует не на закупочной стоимости, а на совокупности затрат за весь срок службы оборудования. Подобный подход к инвестициям приведет к более точным решениям при выборе арматуры и к ощутимой экономии средств.