Вузовские лаборатории
Основными доводами при принятии решения о создании лаборатории на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ) стали несколько основных целей сотрудничества. Во-первых, студенты и аспиранты в таком формате получают наиболее свежую информацию о современных технологиях, а компания LG — возможность напрямую работать с будущими специалистами по проектированию систем ОВиК и обучать их. Это означает, что в ближайшем будущем, после окончания университета, теоретические и практические навыки, полученные в лаборатории LG, могут быть без всякой дополнительной адаптации использованы ими в профессиональной деятельности. Во-вторых, лаборатория даёт возможность специалистам по проектированию повышать квалификацию посредством участия в программах дополнительного образования.
Подобное сотрудничество также предоставляет возможность совместно, используя профессиональные наработки в рамках российских научных исследований строительных университетов и опыт коммерческой компании (в нашем случае LG), проводить испытания оборудования, тестирования работы техники в нестандартных условиях и т.д.
При создании лаборатории было уделено самое пристальное внимание её оснащению высококачественной современной техникой. В лаборатории установлены современные мультизональные системы кондиционирования. Эта категория оборудования относится к сегменту Business to Business (В2В) и является очень актуальной на данный момент, в период развития кондиционерного рынка России.
Учебный класс оснащён наружными и внутренними блоками, а также стендом индивидуального, центрального управления и диспетчеризации. Также лаборатория LG в МГСУ представляет собой некий комплекс инженерных систем. Студенты получают возможность одновременно изучать не только аспекты кондиционерного оборудования (техники LG), но и вентиляционные системы, отопительное оборудование, системы диспетчеризации (техника других брендов также установлена в лаборатории).
Создание лаборатории имело ещё одну цель. Дело в том, что реалии российского образования таковы: государственные образовательные программы строятся в основном на старых (порой ещё советских) данных. На практике пробел в рассматриваемых технологиях и уже существующих и применяемых на рынке составляет подчас несколько лет. Например, по мультизональным системам даже преподаватели профильного университета не владеют полным объёмом технических данных.
В связи с этим выпускник не готов к работе в обычной коммерческой или государственной структуре, например, в роли проектировщика систем промышленного кондиционирования. Этот посыл стал одним из первых шагов в налаживании нашего сотрудничества с МГСУ. То есть и сотрудники университета, и мы понимали, чем обе стороны могут быть полезными друг для друга.
Если говорить о самом процессе передачи знаний, то на данный момент лаборатория LG используется для проведения практических занятий для студентов и для курса дополнительного образования «Проектирование мультизональных систем на базе программного обеспечения LG LATS CAD». Обучение студентов полностью проводится силами преподавателей университета, для которых перед официальным внедрением был проведён пилотный ознакомительный курс. В рамках занятий студенты могут самостоятельно осваивать процесс проектирования инженерных климатических систем многофункционального здания, отслеживать параметры работы оборудования посредством диагностических устройств, вживую оценивать корректность работы и в том числе понимать внутренние механизмы этой сложной техники.
Методические материалы, необходимые для обеспечения процесса обучения, разрабатываются в основном преподавателями университета. Мы, со своей стороны, снабжаем их новыми материалами, результатами последних исследований и публикациями. Участие нашей компании в образовательном процессе обеспечивает его практическим наполнением, ведь мы имеем не только реальный опыт в проектировании и реализации, но и сами производим оборудование.
Тем самым студенты получают уникальную возможность применить полученные теоретические знания на практике, они могут проконсультироваться и «промоделировать» свои будущие проекты с профессионалами.
Осознание важности и полезности подобных образовательных проектов привело нас к пониманию необходимости в течение 2018 года тиражировать эту деятельность на базе профильных университетов в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Это даст нам возможность расширить влияние и поддержку партнёров и клиентов в крупных городах России.
Чрезвычайно важно иметь возможность обучать будущих инженеров-проектировщиков, монтажников и специалистов сервисного обслуживания там, где мы видим наиболее перспективные направления ведения бизнеса. Было бы неосмотрительно рассчитывать только на продажу оборудования, не имея на местах профессиональных специалистов. Мы делаем ставку на профессионализм и гарантируем высокий уровень полного цикла услуг — только так сегодня можно достичь и удержать лидерские позиции в отрасли. Конечный потребитель — люди — должны быть уверены, что получают результат работы слаженного коллектива, основная роль в котором отводится именно профессионалам.
С каждым днём мы всё острее ощущаем нехватку подготовленного, сертифицированного персонала. Даже самое идеальное оборудование не обеспечит комфорт и качество работы, если проект неправильно рассчитан и реализован. Каждый новый студент, каждый выпускник — это залог многолетней и продуктивной работы компании в целом.
«Академия LG»
Помимо вузовских образовательных проектов у LG Russia есть и своя «Академия кондиционирования». Учебный центр «Академия кондиционирования LG» был открыт в 2005 году. Основная задача центра — повышение квалификации и уровня подготовки специалистов по монтажу и проектированию оборудования нашей компании. Ежегодно в учебных центрах LG проходит обучение свыше 2000 человек, более 40 % обучающихся приходит на занятия многократно, что говорит об актуальности учебных курсов и их значимости для профессионалов.
Обучение в центре «Академия LG» бесплатное, его может пройти как начинающий специалист, так и высококвалифицированный сотрудник с большим опытом работы в сфере вентиляции и кондиционирования воздуха.
Пока у нас одна «Академия» в Москве, поэтому наше обучение проходят, как правило, в основном специалисты из московского региона и городов, расположенных на расстоянии не более 150 км от столицы. Хотя иногда мы видим в классах профессионалов с Урала, Дальнего Востока и даже из Южно-Сахалинска и Якутии. В образовательном центре LG проходят обучение все специалисты, так или иначе имеющие отношение к кондиционированию и вентиляции: сотрудники отдела продаж, специалисты по проектированию, инженеры-конструкторы, специалисты по монтажу и ремонту и т.д., включая руководителей компаний.
В процессе обучения затрагиваются различные вопросы, связанные со спецификой работы. Например, при проведении семинара, посвящённого диагностике и ремонту техники бытовой и коммерческой серии, подробно разбираются наиболее распространённые неисправности в холодильном контуре и электрической части, отрабатывается заправка и эвакуация хладагента из системы, подробно рассматриваются основные правила планово-профилактического технического обслуживания кондиционера и т.д.
На качество получаемых знаний оказывает влияние и сама форма обучения. У работающих специалистов возможности разные, но мы стараемся отталкиваться от того, что наиболее качественные знания приобретаются очно.
Именно поэтому «Академия LG» использует в основном очную форму обучения. Семинары и практические занятия каждый раз набирают полный пул, расписание составляется на месяцы вперёд. Тут немаловажную роль играет именно возможность не только получить теоретические знания, восполнить недостаток технической и технологической информации, но и возможность непосредственного общения, работы в группах и отработки полученных навыков на тестовых программах.
Кроме того, в учебном центре LG установлено реальное оборудование, производимое нашей компанией. Именно на нём и проводятся практические занятия.
Вместе с тем, будучи реалистами, мы понимаем, что только отдельные профессионалы могут приехать к нам на обучение из отдалённых уголков нашей страны. Поэтому для «студентов» из многочисленных регионов России ещё в 2012 году была запущена программа онлайн-семинаров «Вебинары LG», которая позволяет повышать квалификацию специалистам, не имеющим возможности посетить московский учебный центр.
Все вебинары проходят в реальном времени, у слушателя есть возможность задать интересующие его вопросы и общаться с тренером. В этом случае мы получаем возможность бóльшего охвата аудитории, ведь к участию в вебинаре могут присоединиться сотни человек.
Так, 24 апреля 2018 года состоялся вебинар на тему «Обзор программы подбора LATS CAD для мультизональных VRF-систем в среде AutoCAD от LG Electronics. Проектирование, отличительные особенности, инновации». Представители 63 городов России, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдовы, Монголии, Польши, Сербии, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии прошли онлайн-курс, проведённый специалистами компании LG Electronics.
Ведущей вебинара выступила Марианна Бродач, профессор Московского архитектурного института (МАрхИ). Курс провёл Тимур Сетдаров, ведущий инженер по работе с проектными организациями департамента «Кондиционирование и энергосбережение» LG Electronics. Вебинар, ориентированный на специалистов по проектированию систем ОВиК, а также на специалистов инженерного направления, интересующихся современными технологиями в климатической отрасли, охватил более 260 человек.
Несмотря на то, что мы отдаём предпочтение очной форме обучения, можно сказать, что обе формы — очная и удалённая — эффективны по-своему и имеют свои преимущества. В зависимости от запросов специалистов мы стараемся комбинировать оба варианта, сочетая их с ежегодными «роад-шоу» — выездными встречами для бизнес-партнёров и специалистов в разных городах страны.
Какие бы формы обучения мы не использовали, очень важен этап проверки полученных специалистами знаний. Особенно в тех случаях, когда компания гарантирует своим именем качество полученных «студентами» знаний. Вместе с тем добросовестность обучения очень хорошо проверяется практикой, и каждый специалист осознает, что он учится не «для галочки», а для того, чтобы применять полученные знания на реальных объектах. Потому в рамках стандартных программ экзаменация применяется только для курсов сертификации специалистов и компаний. Эти программы дают серьёзные полномочия, поэтому отбор достаточно серьёзен. В среднем из группы в 30 человек после одной программы получают статус сертификации не более 40 % участников. Остальные зачастую пробуют ещё и ещё. И в итоге добиваются успеха. При этом каждому понятно, что их профессиональный уровень существенно повышается.
Нам было бы интересно узнать о фактах, явно показывающих отдачу от такого повышения. Но, к сожалению, прямые факты выявить сложно. При этом, как было сказано выше, достаточно много специалистов повторно участвуют в аналогичных курсах, приходят на новые. Были случаи, когда специалисты участвовали более чем в семи различных курсах и программах. Это, хотя и косвенно, показывает заинтересованность и соответствующее повышение уровня знаний и опыта.
После каждого семинара или тренинга специалист получает именной сертификат о прослушивании. Но только в специальных программах сертификации после успешной сдачи тестирования специалист получает уникальную карту авторизованного специалиста. Данные документы помогают нашим партнёрам участвовать в тендерах на поставку и монтаж оборудования. Сейчас абсолютно нормальным является требование служб заказчика подтверждать компетентность специалистов при работе с соответствующим оборудованием. Особенно когда это касается сложного оборудования: мультизональных систем и систем «чиллер-фанкойл».
Мы абсолютно уверены, что обучение в «Академии LG» косвенно способствует росту продаж и установок оборудования компании, ведь грамотная аргументация специалиста в беседе заказчиком повышает шанс на проявление последним благосклонности к предлагаемым решениям. Статистических данных, подтверждающих это, нет, но обычная логика бизнеса приводит именно к такому выводу.
В целом же программы проводятся именно в рамках образовательной миссии компании LG Electronics. Работа эта кропотливая, подобное дело — не на один год. За эффектом и отдачей будем наблюдать. Уверены, что они будут — и исключительно положительные.