Д. А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации
А. В. Дворкович, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Реализация мероприятий «дорожной карты» по повышению энергоэффективности российской экономики уже началась. Напомним, её разделы охватывают соответствующие поручения федеральным министерствам и направлены на достижение одной или сразу нескольких целей. Ниже приведены основные пункты документа.
К апрелю 2017 года необходимо завершить работу над новой редакцией «Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома».
Данная редакция «Правил определения…» будет содержать изменения в части учёта анализа отдельных элементов и конструкций многоквартирных домов, устройств и технологий, включая инженерные системы, и их эксплуатационных свойств, а также с использованием инструментального способа определения удельных показателей. Кроме этого, в апреле планируется завершить работу над «Справочником наиболее эффективных технологий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов» и «Справочника наиболее эффективных технологий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений», которые будут размещены, соответственно, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В свою очередь, к июню нынешнего года предполагается завершить работу над докладами в Правительство РФ с предложениями методических рекомендаций по расчёту стоимости выполнения капитального ремонта, строительно-монтажных работ, направленных на обеспечение энергоэффективности и повышение энергосбережения.
Также будут разработаны методические рекомендации по расчёту эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности и альбомы и справочники типовых проектных решений высокой энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений.
Большое внимание будет уделено кадровому вопросу, в частности, формированию и ведению национального реестра специалистов. Работа в этом направлении уже ведётся. Кроме того, в феврале этого года Советом по профессиональным квалификациям были одобрены разработанные специалистами НОЭ, НОПРИЗ и Ассоциации «АВОК Северо-Запад» первые профессиональные стандарты в области энергоэффективности.
К ним относятся: «Специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений», «Специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства», «Специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере», «Специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства».
Также требования по энергоэффективности будут учитываться при разработке иных профессиональных стандартов для проектировщиков и строителей.
С учётом практики реализации требований энергетической эффективности при закупках проектно-изыскательских работ, строительства, реконструкции и капитального ремонта, закупках инженерного оборудования зданий для государственных и муниципальных нужд к середине года в Правительство Российской Федерации будет представлен отдельный доклад с предложениями о распространении требований энергетической эффективности при закупках.
Также к середине года планируется завершить работу по проведению анализа нормативно-технической базы и подготовке предложений по совершенствованию технических требований в сфере строительства и эксплуатации в части повышения энергетической эффективности многоквартирных домов, административных и общественных зданий.
Отметим, что в ходе этой работы будут также подготовлены предложения о разработке сводов правил и национальных стандартов и о внесении изменений в существующие нормативные документы в области повышения энергетической эффективности зданий.
Третий квартал 2017 года обещает быть не менее насыщенным по мероприятиям в рамках «дорожной карты».
К этому времени планируется завершить разработку изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения составов административных правонарушений и административных наказаний за нарушение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и требований в области обеспечения энергетической эффективности в жилищном фонде, а также изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года №961-ПП «Об организации работы по созданию общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации, строительстве и создании объектов коммунальной инфраструктуры» в части включения в него справочников наиболее эффективных технологий по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирных домов, административных и общественных зданий.
Если говорить о направлении государственной политики в области энергосбережения, то здесь хотелось бы обратить внимание на работу по реформе системы управления и созданию условий для привлечения инвестиций в проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также по реализации энергосервисных контрактов. 14 февраля 2017 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович отметил, что «…уже заключено около семисот энергосервисных контрактов и экономия от их реализации в этом году ожидается на уровне восьми миллиардов рублей».
Не остались без внимания государства в направлении повышения энергоэффективности и внедрения энергоэффективных технологий строительный комплекс и отрасль ЖКХ. 17 января 2017 года Правительством Российской Федерации принято Постановление №18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов», в котором говорится о финансовой поддержке энергоэффективного капитального ремонта МКД.
Согласно данному документу, объём поддержки Фонда на один объект может составить до 5 млн руб. Эта мера будет способствовать повышению энергоэффективности ремонтируемых домов, что, в свою очередь, позволит сократить затраты граждан на коммунальные ресурсы.
И, безусловно, государственная политика в области повышения энергоэффективности обращена в сторону импортозамещения. Но в данном направлении, увы, мы продвинулись пока меньше всего.
Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, «…по ряду позиций зависимость от зарубежных производителей ещё достаточно велика, эту ситуацию нужно менять, поддерживать наших производителей, которые готовы предоставить конкурентные по цене и по качеству виды оборудования, виды сервиса, с помощью налоговых и финансовых инструментов стимулировать энергетические компании использовать преимущественно российскую продукцию и услуги».