Свое мнение о существующих проблемах высказывают представители власти, руководители энергоснабжающих организаций и потребители коммунальных услуг: энергетики недовольны работой коммунальных служб города, население осуждает власть и городские службы за высокие тарифы, власть обещает эти тарифы снизить. Однако очень редко на страницах газет приводят доводы представителей коммунальных служб. Следует согласиться, что в настоящее время качество предоставляемых услуг в системе ЖКХ находится на недостаточном уровне. Однако существует огромный резерв энергосбережения в отечественном коммунальном хозяйстве, за счет которого возможно существенно повысить качество коммунальных услуг и снизить их стоимость. В средствах массовой информации часто утверждается, что население не потребляет то количество тепловой энергии и горячей воды, которое вынуждено ежемесячно оплачивать. Жители, установившие у себя в квартирах счетчики, действительно начинают оплачивать меньше и главная причина этого в том, что они начинают экономить воду, следить за исправностью водоразборной арматуры. Мы провели анализ потребления воды на горячее водоснабжение в течение отопительных сезонов 2003–2006 гг. в ряде жилых домов г. Ульяновска. Снимались показания общедомовых приборов учета горячей воды и показания сравнивались с расчетными значениями. Обследование обнаружило, что население, как правило, потребляет горячей воды в 1,5–2 раза больше нормы. Так, при норме потребления горячей воды на одного человека 3,9 т/мес (130 л/сут) зафиксирован расход воды на горячее водоснабжение на одного человека 4,55 т/мес (152 л/сут), что привело к перерасходу тепловой энергии более чем в 1,5 раза. В большинстве случаев фактический среднечасовой расход воды на горячее водоснабжение превышает расчетный расход в 1,1–1,5 раза. Результаты обследования приведены в табл. 1 и 2. В табл. 2 приведены показания приборов коммерческого учета ряда объектов г. Ульяновска в январе-феврале 2005 г. и произведен расчет превышения фактического потребления воды на горячее водоснабжение. Низкая оснащенность абонентов систем теплоснабжения приборами коммерческого учета приводит к тому, что оплата разности между расчетным и фактическим расходами сетевой воды в системе теплоснабжения полностью ложится на городское коммунальное хозяйство. Отметим, что ежемесячно только за потребленную горячую воду городской бюджет недополучает десятки миллионов рублей, накапливается задолженность перед энергетическими компаниями. Анализ потребления горячей воды за период с января по август 2006 г. в 76 домах, оснащенных общедомовыми приборами учета горячей воды, показал, что в течение всего периода наблюдения фактическое потребление одним человеком превышало нормативное в 1,1–1,5 раза (см. табл. 3). Данные, представленные в табл. 3, приведены в расчете на одного человека. Среднее количество жителей в наблюдаемых домах за анализируемый период составило 19,7 тыс. чел. Сегодня ни у кого не возникает вопросов по необходимости учета электроэнергии и природного газа. Так почему же негативно воспринимается учет горячей воды и тепловой энергии? Опыт эксплуатации приборов учета, накопленный коммунальными предприятиями города, позволяет сделать вывод о первоочередной необходимости оснащения каждого здания узлом учета расхода воды. Вторым этапом развития приборного учета должно стать оснащение приборами учета горячей воды каждой квартиры. В настоящее время существует широкая номенклатура как отечественных, так и импортных приборов-расходомеров с большим диапазоном измеряемых величин. К услугам жителей города огромный выбор фирм, производящих установку приборов. Кажется, что нет никаких препятствий у жителей к снижению своих коммунальных платежей, так почему степень оснащения потребителей приборами учета горячей воды по-прежнему остается низкой? Ответ заключается в следующем. Распространенным случаем для Ульяновска является несоответствие количества проживающих и прописанных жителей в квартирах и домах. Например, в квартире проживает пять человек, а прописано трое. Не вызывает сомнения, что фактическое потребление воды в этом случае будет существенно превышать нормативное. Другое объяснение заключается в том, что население не привыкло или не желает экономить воду и не видит в этом необходимости. В этом случае местная власть должна стимулировать жителей к установке приборов учета потребления горячей воды. Для решения этого вопроса следует использовать богатый опыт энергосбережения других городов России. Считаем, что в экономии бюджетных средств, в первую очередь, должна быть заинтересована местная власть. Муниципалитету необходимо разработать общегородскую программу по установке приборов учета потребления горячей воды, изыскать денежные средства, привлечь инвестиции, использовать финансирование из федеральных программ. Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время переживает кризис, явившийся следствием политического и экономического кризиса 90-х гг. Можно с полной уверенностью утверждать, что в будущем возврат к прежним условиям работы коммунального хозяйства невозможен. Опыт энергосбережения соседних регионов показывает, что 100%-й приборный учет в настоящее время является необходимым требованием для качественной работы городского коммунального хозяйства. Установка приборов учета позволит снять разногласия по поводу оплаты завышенного количества теплоты и горячей воды, которое поддерживается некоторыми СМИ и недобросовестными политиками. Кроме того, установка приборов коммерческого учета призвана стимулировать потребителей к энергосбережению и рациональному использованию теплоты и горячей воды
О необходимости приборного учета в системах горячего водоснабжения
Опубликовано в журнале СОК №1 | 2007
Rubric:
В последнее время в периодических изданиях значительно увеличилось количество материалов о реформе ЖКХ, качестве предоставляемых коммунальных услуг, тарифах на коммунальные услуги и т.п.