Немного истории

В начале «нулевых» к специалистам компании Obermaster поступил запрос от шведских сантехников на разработку программы, которая помогла бы им эффективно и аккуратно оформлять рабочие документы — в Швеции к этому вопросу относятся крайне скрупулёзно. Шведы занимались продажей и монтажом сантехнического оборудования и тонули в море счетов, актов, счетов-фактур, документов на налоговые вычеты, возвраты, начисления пени за неоплаченные вовремя счета и т. д. К этому моменту коллектив основанной в 1998 году талантливыми программистами российской софтверной фирмы уже успел прибрести значительный опыт разработки специализированного программного обеспечения. Заказанное ПО оказалось столь удачным, что до сих пор функционирует — им с большим удовольствием пользуются зарубежные монтажники.

День сегодняшний

Шли годы и вот, в 2020 году, компания усовершенствовала алгоритмы, почти два десятка лет назад ставшие основой «шведского» ПО. Система автоматизации буквально родилась заново. При её создании использовались все возможности современных языков программирования. Кроме того, программа была полностью адаптирована для отечественного рынка.

Авторы подошли к созданию нового ПО основательно. Вначале были проведены опросы фокус-групп. Общение с «линейными» сантехниками дало много информации об их потребностях и проблемах. Поскольку у Obermaster на тот момент уже имелись хорошие деловые взаимоотношения с компанией LUNDA («Лунда»), решили опросить именно её клиентов — профессионалов, закупающих оборудование и при этом сталкивающихся с определёнными трудностями, выявить, что именно в работе доставляет им максимальное неудобство.

В процессе общения выяснилось, что основные сложности появляются при приёме и фиксации пожеланий клиентов, распределении заявок и работе с документами, а также при контроле работ. Ниже приведём развёрнутое пояснение перечисленных сантехниками проблем. Думаем, многие из наших читателей, причастных к монтажному бизнесу, знакомы с ними не понаслышке.

Приём и фиксация пожеланий клиентов

Положим, в результате работы «сарафанного радио» монтажник получает звонок от потенциального клиента, который описывает свою проблему. Мастер едет на объект. Конечно же, все детали уточнить в разговоре с непрофессионалом-заказчиком весьма сложно. В результате у сантехника, во-первых, может не оказаться каких-то незаменимых инструментов даже для обследования. И, будем реалистами, у него есть шанс попросту забыть отдельные технические детали, которые ему сообщили «на ходу» по телефону.

Что же специалист имеет в итоге? Лишний выезд, на котором он не смог до конца собрать всю необходимую информацию. И если считать первичный выезд обследованием, оценкой ситуации, то клиент может посчитать сантехника недостаточно профессиональным. А если он ещё и на каждом шагу переспрашивает — и вовсе навесить на мастера ярлык дилетанта. Ещё хуже обстоят дела, когда звонок принимает один человек и передаёт информацию другому. Тут уже срабатывает эффект «испорченного телефона».

Распределение заявок

Вот есть бригада и бригадир. Как ему определить, где его сотрудники и что они делают? И вообще — у клиента сейчас мастера, или они отъехали в рабочее время по своим делам? Хорошо, если компания занимается долгосрочным объектом, и руководитель знает, что вся бригада находится там, а впереди ещё, положим, три месяца работ. Это — идеальный вариант.

Кто-то из монтажников может быть менее загружен, и его можно «выдернуть» для закрытия срочной заявки. А если бригад несколько, объектов много, работа на них ведётся параллельно, а ещё есть и прочие эпизодические ремонтные выезды? В такой ситуации менеджеру всё сложнее отслеживать — кто, где и чем занят. И оперативно перезвонить клиенту, сказать ему «Сегодня свободное время у одного из наших сотрудников, удобно ли Вам будет принять его в такое-то время?», становится невозможным. Чаще всего бригадиру приходится на время отключаться от решения своих задач, чтобы связаться с сотрудниками — выяснить, где они находятся, вспомнить, что же это за объект и какова его история. Хорошо, если при высокой загрузке специалист сохранил какие-то записи и их можно «поднять».

А что клиент? Он всё это время ждёт… Не правда ли, неприятная ситуация, особенно если у человека что-то «рвануло и хлещет»?


Мобильное приложение Obermaster доступно в Google Play и AppGallery. Информация о работе бригады — прямо в кармане спецовки

Работа с документами

Перейдём к следующему «камню преткновения». Если бы мы с вами решили консолидировать всех монтажников планеты, то призыв «Монтажники всех стран, объединяйтесь для решения проблемы работы с документами!» однозначно имел бы среди них успех. «Среднестатистический» сантехник подходящих шаблонов документов не имеет и не создаёт, а чаще всего ищет их в интернете и сам адаптирует под свои нужды. Естественно, выглядит это далеко не всегда хорошо и красиво. Да и персональный компьютер имеет под рукой не каждый монтажник.

Есть способ лучше

Теперь о том, как все эти проблемы решить. Начнём с IT-мобильности. Представьте, насколько бы упростилась и стала более совершенной работа монтажника, имей он в руках планшет с установленным на нём специализированным ПО и набором нужных шаблонов. Чтобы все документы были оформлены в едином стиле, красивые, и в пакете файлов имелись бы шаблоны, соответствующие каждому из типов работ.

Или — вопрос контроля перемещения сотрудников. В копилке опыта специалистов Obermaster есть случай, когда бригадир одной из российских компаний горько сетовал на то, что его рабочие неконтролируемы. Он пытался определять их местонахождение с помощью программ, установленных на смартфоны и отслеживающих гаджеты по GPS. Однако сотрудники были ребятами простыми: они время от времени оставляли телефоны и уходили домой — на обед или по другим личным делам. Бригадир хотел, чтобы на их гаджетах была программа, позволяющая менять статусы — строитель едет куда-то, работает, завершил смену и т. д.

А также имелась возможность отписываться в комментариях, что сделал сотрудник на текущий момент. Чаяния бригадира были удовлетворены: как раз в это время увидела свет система автоматизации монтажного бизнеса «Обермастер» с возможностью решения задачи контроля коллективов, работающих в организационно близких сегментах.

Также в ПО доведена до совершенства опция работы с клиентами. Они беспроблемно «заводятся» в систему, а выделенные им электронные «карточки» содержат максимальное количество информации, включая контакты, дату создания, реквизиты, данные об установленном оборудовании и самих объектах, на которые надо ехать. Кроме того, в зависимости от категории требуемых работ монтажник получает подсказку в виде списка уточняющих вопросов, которые нужно задать клиенту.

Диспетчер же в процессе оформления заявки — параллельно, в режиме реального времени — сможет увидеть свободные «окна» и тут же предложить клиенту. Результат: сотрудники зафиксировали все пожелания заказчика, задали ему уточняющие вопросы и сразу распределили заявку. Оперативно и профессионально — на радость компании и клиенту. И это далеко не все возможности ПО «Обермастер»: желающие лучше изучить эту систему автоматизации могут прочесть статью [1] (см. QR-код).

Подведём промежуточный итог: программа призвана сделать работу как отдельных монтажников, так и компании в целом значительно более эффективной.

Каждый мастер знает, что с хорошим инструментом работа идёт проще и быстрее. И «Обермастер» — это ещё один инструмент монтажника, удобный и многофункциональный. С его помощью время на организационную часть работы значительно сокращается. При этом за счёт своевременности и чёткости её выполнения растёт общее качество предоставляемого специалистами сервиса, а значит — востребованность каждого сантехника повышается. Как и известность, и востребованность фирмы.

Слагаемые успеха

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорит один из героев пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров. Очень прогрессивное утверждение. С некоторой долей юмора можно сказать, что если этот человек вдобавок ещё и настоящий монтажник (а не просто субъект с разводным ключом в руках и единственным желанием «срубить» с клиента деньжат), то требования к нему даже более высокие. Помимо предложенных героем Антона Павловича достоинств, у Монтажника (с большой буквы) должно быть всё «на высоте»: и профессионализм, и ПО, и набор инструментов и расходных материалов. Причём всегда — под рукой.

«Как можно иметь всё и всегда под рукой?», — спросите вы. На этот вопрос ответила компания «Лунда». И не словом, а делом: создала Автомобиль Монтажника.


Автомобиль Монтажника укомплектован инженерами компании «Лунда» по высшему разряду

Действительно — ну какой Бэтмен без «Бэтмобиля»? Как и известный герой, Монтажник тоже спешит на помощь. Пусть он и не спасает людей от инфернальных сил, а борется с поломками инженерной системы. Ну и что? В струе горячей воды, рвущейся из свища в трубе, мягко говоря, тоже ничего доброго нет. Это понимали в «Лунде», проектируя настоящий «суперкар» — транспортное средство с максимальным набором инструментов и запасом самых расходуемых материалов, чтобы профессионалу не приходилось тратить время на лишние выезды.

После слов о суперкаре читателя могут начать «терзать смутные сомнения»: разве эта сказка может стать былью? Машина и сама-то по себе штука недешёвая, а если она ещё и специализированная, да с набором материалов и инструментов, то и вовсе финансово недосягаема для рядового сантехника…

И этот аспект «Лундой» тоже был продуман. Компанией предлагаются два варианта: первый — покупка, а второй — приобретение автомобиля в лизинг вместе со всеми товарами внутри за приемлемую плату и несложную ежемесячную отчётность. Благодаря такому подходу монтажники могут воспользоваться всей мощью Автомобиля Монтажника и при этом не покупать его, обременяя себя неподъёмными кредитами. Плюс ко всему прочему «Лунда» в данный момент разрабатывает для своих мастеров специальные программы лояльности, в которые автомобиль будет включён наряду с ПО «Обермастер». Каждый такой комплексный пакет пойдёт по сниженной цене.


В Автомобиле Монтажника «всё и всегда под рукой» — здесь есть инструменты и материалы для любого вида работ. Комплектация обеспечивает специалисту спокойный и уверенный выезд на вызов любой сложности

Упомянутые инновации — специальное программное обеспечение для автоматизации монтажного бизнеса и специализированный автомобиль — являются не чем иным, как элементами формирующегося ныне образа «Монтажника будущего». Он — высокопрофессиональный специалист, быстро и в оговорённый срок выполняющий свою работу.

Эксперты «Лунды» уточняют, что, помимо оснащения мастеров комплексом инструментов и материалов для повышения эффективности работы, у компании есть и более глобальная цель.

«Отрасль монтажа инженерных систем сейчас только начинает свой «выход из тени», — говорят они. — Мы верим, что в будущем представители этого сегмента будут, во-первых, настоящими мастерами своего дела, которые постоянно совершенствуются, проходят тренинги и курсы, во-вторых — пользуются современным программным обеспечением и, в-третьих, считают делом профессиональной чести использовать в работе только качественные материалы и инструменты».

Что ж, цель действительно глобальная. По сути, здесь мы имеем дело с зарождением новой позитивной отраслевой идеологии, носители которой будут стремиться выполнять свою работу качественно и быстро, причём «не за страх, а за совесть».

Одним из важных составляющих частей триады лучших качеств «Монтажника будущего» представители «Лунды» неспроста называют постоянное повышение квалификации: в современном мире не может быть остановок. Если вы не идёте вперёд, то стремительно и безнадёжно отстаёте.

Регулярное посещение бесплатных технических семинаров и тренингов по продажам позволяют монтажникам — клиентам «Лунды» — не только оставаться «на высоте», но и расти, постигая все новые технологии, открывающие дополнительные возможности, как в мастерстве, так и в бизнесе. К примеру, «Дни Монтажника» уже превратились в добрую традицию — это место встречи профессионалов, где специалисты могут одновременно получать уникальные знания и общаться в неформальной обстановке. Пожалуй, именно на таких встречах профессия становится частью жизни и ключом к личной самореализации.