Критика правильная, но дело не в этом. Если в проекте:
- правильно определены приведённое сопротивление теплопередаче наружных ограждений;
- принят минимально необходимый исходя из фактической заселённости дома воздухообмен в квартирах;
- определён оптимальный график регулирования подачи теплоты в систему отопления, в зависимости от изменения температуры наружного воздуха с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением этой температуры и с учётом запаса тепловой мощности в системе отопления,
то рассчитанный проектный расход тепловой энергии, потребляемой на отопление и вентиляцию данного дома за определённый период времени, будет именно тем расходом, к которому надо стремиться, и измеренное по приборам учёта фактическое теплопотребление за тот же период в сопоставлении с рассчитанным покажет либо резервы энергосбережения, либо недостаточную подачу теплоты, как правило, из-за заниженного против нормы воздухообмена в квартирах.
Поэтому ориентация на проектные данные не исключает общедомового приборного учёта, а дело в том, что для того, чтобы иметь возможность сопоставлять теплопотребление на отопление и вентиляцию разных зданий между собой или с нормируемым значением, по которому устанавливается класс энергетической эффективности проектируемого или эксплуатируемого здания, необходимо величину годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, рассчитанную в проекте или измеренную приборами учёта теплоты за определённый период и пересчитанную на нормализованный отопительный период, отнести к постоянной величине, характеризующей каждое здание определённого назначения (МКД, офисы, школы, магазины и др.). Такой постоянной величиной может быть общая площадь здания, площадь квартир, полезная площадь отапливаемых помещений общественных зданий или их объём.
Первым федеральном документом, установившим энергетическую эффективность зданий, явился СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», затем это был ГОСТ 31427–2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности», где нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД относится к единице площади квартир или полезной площади нежилых помещений (или их отапливаемого объёма, п. 2 Приложения Б СНиП 23–02), а в табл. 9 того же СНиП приводится таблица нормируемого удельного годового расхода тепловой энергии на отопление зданий, отнесённого, в частности, для МКД к площади квартир.
Также в п. 7 «Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений…», утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, записано: «К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относится: а) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий…».
СП 50.13330.2012, по которому выполняется расчёт энергоэффективности проекта здания, не способствует её повышению
Но в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», актуализирующем СНиП 23-02-2003 и вышедшем на его замену, по которому выполняется в настоящее время оценка проекта на энергетическую эффективность, удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, вопреки ранее утверждённому ППРФ №18, заменён на удельную характеристику расхода тепловой энергии, принятую из той же табл. 9 СНиП, но отнесённую к отапливаемому объёму всего здания (п. 10.1 СП 50). Надо же что-то иное, своё создать! Но отапливаемый объём всего здания, представляющий сумму площадей отапливаемых этажей, умноженную на их высоту (см. СП 54.13330 «Здания жилые многоквартирные»), включает, помимо квартир, лестнично-лифтовые узлы, внутренние перегородки и перекрытия и оказывается как минимум на 35% больше объёма квартир.
В результате при определении расчётной удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания (п. Г. 1 Приложения Г СП 50), отнеся годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома к большему объёму, получаем настолько же меньшие искомые величины в сравнении с нормируемыми по табл. 14 СП 50 (полученной из табл. 9 СНиП 23–02). Сразу же, без выполнения каких-нибудь энергосберегающих мероприятий, удельное годовое теплопотребление на отопление дома в проекте снизилось на те же 35% и более. Таким образом, в сравнении с требованиями ППРФ №18, повышать энергетическую эффективность запроектированного по СП 50 здания уже не надо!
Это же подтверждается примером расчёта, приведённым в Приложении П СП 50, где при утеплении наружных ограждений проектируемого многоквартирного дома до базовых значений приведённого сопротивления теплопередаче и принятом нормативном значении воздухообмена в квартирах (30 м3/ч на человека) расчётная удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию получилась согласно п. 8 Приложения П равной 0,219 Вт/(м3•°C), при требуемой по табл. 14 не более 0,319 Вт/(м3•°C), то есть ниже на величину:
(0,219–0,319)_100/0,319 = −31%!
Из чего делается вывод, что класс энергетической эффективности проекта здания, в соответствии с табл. 2 приказа Минстроя России от 6 июня 2016 года №399, — высокий В, а на практике, судя по рисунку новостей СОК, в реальных проектах даже и высочайший А+.
В то же время, если годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома, согласно п. 9 того же Приложения СП 50 равный 897739 кВт•ч, как полагается по СНиП 23–02 отнести к площади квартир (в примере отсутствует, но можно получить её через жилую площадь, разделив на типовой коэффициент 0,5: 3793/0,5 = 7586 м2) и полезной площади нежилых помещений, встроенных на первом этаже (1229 м2), то расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома, составит величину:
897739/(7586 + 1229) = 101,8 кВт•ч/м2.
В соответствии с табл. 1 того же приказа №399 требуемое нормируемое (базовое) значение этого расхода должно быть (при средней этажности дома, равной восьми, и ГСОП = 4990 градусо-суток) не более 106 кВт•ч/м2.
Это свидетельствует о том, что настоящий класс энергоэффективности проекта многоквартирного дома (101,8–106)_100/106 = −4% — только нормальный D (находится в пределах от 0 до −15%), а не высокий, как получается по СП 50.13330.2012.
Обращаю внимание, что истинное годовое теплопотребление дома на отопление (897739 кВт•ч), согласно п. 9 СП 50, в обоих случаях осталось неизменным — экономии энергии нет!
Это не является секретом для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, так как НП «АВОК», «ЦНИИЭП Жилища», «НИИ Мосстрой» и ряд других организаций обращали внимание министерства и Научно-исследовательского института строительной физики (НИИСФ РААСН), являвшегося основным разработчиком СП 50.13330.2012 в новом составе исполнителей, что неправильно сравнивать требуемые показатели энергоэффективности МКД из табл. 9 СНиП 23–02 (в СП 50 это табл. 14), отнесённые к площади квартир, с рассчитанными по проекту, но отнесёнными к отапливаемому объёму всего здания (помимо прямых обращений, например, в «Строительной газете» №40 от 7 октября 2011 года и №50 от 16 декабря 2011 года).
Поэтому в действительности представленный Минстроем России (письмом от 24 июля 2020 года №28857-ДВ/08) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», упраздняющий действующие ППРФ от 25 января 2011 года №18 (в редакции от 20 мая 2017 года), — это следствие намеренного решения министерства отказаться от реализации повышения энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых многоквартирных домов, прикрывшись ошибочным разделом 10 СП 50.13330.2012 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», который был исключён из данного СП 50 как обязательный по ППРФ от 26 декабря 2014 года №1521 (но ничего не было предложено взамен).
Предложение методики определения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий
Ссылка в п. 6 Требований приказа Минстроя России от 17 ноября 2017 года №1550/пр, выпущенного во исполнение ППРФ №18 (спустя почти семь лет вместо указанных в постановлении трёх месяцев, что тоже свидетельствует о «желании» Минстроя России выполнять это постановление): «Удельный годовой расход энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию определяется актами, предусмотренными в пунктах 35 и 42 национальных стандартов и сводов правил… в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1521…», не соответствует действительности.
В п. 35 данного Перечня указывается СП 50.13330.2012 (СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»), по которому, как показано выше, нельзя определить удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию. А в п. 42 Перечня указывается СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»), в котором вообще нет определения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, несмотря на наши предложения его внести.
Практически из-за отсутствия этих методик расчёта не могло быть выполнено требование повышения энергетической эффективности не только общественных зданий, но и многоквартирных домов.
НП «АВОК» в 2016 году при рассмотрении внесения очередных изменений в СП 60.13330.2012 предложило включить в качестве Приложений к этому Своду Правил методику расчёта удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий различного назначения, основанной на положениях СНиП 23–02 (подтверждённых положительной 12-летней практикой его применения до замены на СП 50.13330.2012, в соответствии с решением ППРФ от 26 декабря 2014 года №1521), и методику настройки контроллера регулятора подачи теплоты в систему отопления здания, в зависимости от изменения наружной температуры и с учётом теплового баланса здания и запаса тепловой мощности системы отопления, позволяющую достигать наибольшую экономию тепловой энергии в системе отопления жилых и общественных зданий (от 15 до 40% и более) без дополнительных инвестиций. Но это предложение под влиянием НИИ Стройфизики было отклонено не только при разработке редакции Свода Правил 60.13330 в 2016 году, но и в 2020-м.
В развитие разработанного в 2019 году Минэкономразвития России проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Градостроительный кодекс РФ в части установления класса энергетической эффективности общественных зданий»
НП «АВОК» письмом от 23 июля 2019 года №И-354 направило в Минстрой и Минэкономразвития России свои предложения по изменению действующих нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, указанных в Перечне, приведённом в проекте этого закона, в части реализации повышения энергетической эффективности и установления класса энергоэффективности не только многоквартирных домов, но и общественных зданий.Там же было высказано предложение принять в качестве основы проекта намечаемого приказа Минстроя «Об утверждении формы, содержания и порядка заполнения энергетического паспорта многоквартирного дома, общественного здания…» (п. 3 Перечня) методическое пособие на базе стандарта СТО НОП 2.01–2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», разработанного НП «АВОК» по заданию Национального объединения проектировщиков (НОП, ныне НОПРИЗ) и прошедшего шестилетнюю апробацию.
В этом стандарте приводятся не только полный состав энергетического паспорта отдельного здания, подключённого к сетям централизованного тепло-, электро- и водоснабжения (в отличие от приказа Минэнерго России от 30 июня 2014 года №400, где рассматривается энергетический паспорт промплощадки, большинство показателей которого избыточно для энергопаспорта многоквартирного здания), но и методики расчёта всех составляющих теплового баланса здания, методики определения удельных расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию за нормативный отопительный период для всех регионов России, на горячее водоснабжение, а также электрической энергии в целом на здание и в том числе на общедомовые нужды для МКД, как в годовом исчислении, так и максимальные часовые (расчётные) значения. Но ни Минстрою, ни Минэкономразвития эти предложения были неинтересны. И никакого ответа в НП «АВОК» не последовало.
Исключение Минстроем России экспертизы энергоэффективности проекта здания также не способствует её повышению
В п. 2 Правил установления требований энергетической эффективности зданий, утверждённых ППРФ от 25 января 2011 года №18 и от 20 мая 2017 года №603 записано, что эти Правила: «…подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий…». Но в представленном Минстроем проекте постановления Правительства РФ, заменяющем процитированные ППРФ №18 и №603, странным образом из перечня обязательных лиц (организаций), участвующих в строительном процессе, исчезла организация, осуществляющая экспертизу проектной документации в части энергоэффективности проекта.
В результате получается, что экспертиза устранена от контроля за энергетической эффективностью строящихся и капитально ремонтируемых зданий, что фактически приводит к парадоксальной нелегитимности проектных показателей энергетической эффективности.
Задача экспертизы в данной области — проверить, соответствуют ли выбранные конструкции наружных ограждений требуемому приведённому сопротивлению теплопередаче, учтены ли все составляющие теплового баланса здания при определении удельного теплопотребления на отопление и вентиляцию, соответствуют ли заданным значениям исходные показатели, принятые в расчётах, соответствует ли запроектированное здание нормируемым требованиям энергетической эффективности и какой класс энергоэффективности можно присвоить проекту.
Утверждает класс энергетической эффективности построенного и капитально отремонтированного многоквартирного дома или общественного здания Госстройнадзор (согласно №261-ФЗ), но эта организация расчёты не проводит и не проверяет их, а должна ориентироваться на результаты заключения экспертизы проектной документации и подтверждение застройщиком этих результатов с использованием инструментально-расчётных методов при вводе здания в эксплуатацию.
В своих подзаконных актах Минстрой России пошёл ещё дальше. В приказе Минстроя от 8 июня 2018 года №341/пр «О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» ни слова не говорится о требованиях к экспертизе оценивать энергоэффективность проекта вновь сооружаемого или капитально ремонтируемого здания.
В статье автора «Как добиться повышения энергоэффективности зданий при проектировании и соответствия фактического теплопотребления проектным показателям» [1] приводятся предлагаемые изменения в этот приказ.
Также требуется внести изменения в ч. 3 ст. 49 №261-ФЗ, где указано, что «экспертиза проектной документации не проводится в отношении документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение экспертизы, применяемой повторно», но для оценки энергетической эффективности это неправильно. Современные дома типовых серий являются типовыми только по принятой конструкции оболочки здания — они различны по этажности, количеству и типу секций (рядовая, торцевая, угловая) и набору квартир (две, три или четыре на этаже), поэтому удельные расходы тепловой энергии на отопление и вентиляцию для разных домов одной и той же типовой серии будут различны, и энергетические паспорта тоже будут разные. В экспертизу следует представлять энергопаспорт каждого привязываемого по типовому проекту жилого дома, в том числе привязываемого по типовому проекту, ранее согласованного с экспертизой, а вместе с ним и раздел проекта «Отопление и вентиляция» с расчётной нагрузкой системы отопления здания.
Последнее важно для обеспечения расчётной экономии тепловой энергии от утепления здания при наличии запаса в поверхности нагрева отопительных приборов. Экспертиза проверяет правильность выбора требуемого температурного графика подачи теплоты на отопление в зависимости от установленного запаса поверхности нагрева отопительных приборов, а также соответствие проекту и изложенным выше требованиям автоматизированного теплового пункта.
Это же следует и из постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации», в котором указывается:
«2. Установить, что проектная документация повторного использования, а также проектная документация, подготовленная в соответствии с частью 3 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются экономически эффективной проектной документацией при условии их соответствия следующим критериям:
…б) объект капитального строительства, предусмотренный в проектной документации, имеет подтверждённый заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса C (нормальный по СНиП 23–02, теперь это класс D)».
Из приведённого следует, что в текст рассматриваемого проекта постановления следует внести указание, что до утверждения класса энергоэффективности государственным строительным надзором
в проектной документации на новое строительство, повторного применения и на капремонт должен указываться ожидаемый класс энергоэффективности, и он должен быть подтверждён экспертизой.
О повышении энергетической эффективности существующих зданий при их капремонте
Следует заметить, что требование повышения энергетической эффективности существующих зданий при их капитальном ремонте, путём утепления зданий до базового значения приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений и внедрения других энергосберегающих мероприятий, содержится только в п. 6.1 не действующего в настоящее время СНиП 23–02: «Повышение энергетической эффективности существующих зданий следует осуществлять при реконструкции, модернизации и капитальном ремонте этих зданий».
В СП 50.13330.2012, пришедшем ему на смену и актуализирующим его, это требование вообще исключено из текста, а в приказе Минстроя России от 17 ноября 2017 года №1550/пр «Требования энергетической эффективности зданий…» уже нигде не говорится о требовании повышения энергетической эффективности капитально ремонтируемых МКД (приведённом в ППРФ №18), а в п. 8 приказа, наоборот, подчёркивается, что «для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 года на 20% по отношению к базовому значению». Следовательно, энергоэффективность при капитальном ремонте МКД, по мнению Минстроя России, должна оставаться на уровне прошлого века!
НП «АВОК», обладая банком данных показателей удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию основных типовых серий МКД, построенных и эксплуатируемых в Москве, имело возможность оценить фактическую энергетическую эффективность жилищного фонда Москвы, сложившуюся к концу 2019 года (расчёты обоснования приводятся в статье «Какова фактическая энергоэффективность жилищного фонда города Москвы и тенденции её повышения к 2030 году» [2]).
Предусмотрены два сценария повышения энергетической эффективности жилищного фонда к 2030 году:
o инерционный — реализующий действующий приказ Минстроя №1550/пр,
который предусматривает для МКД в новом строительстве до 2030 года оставаться на базовом уровне энергоэффективности, а капитальный ремонт МКД выполнять без их утепления;
o энергоэффективный — согласно ПП РФ №603, плюс отражающий позицию НП «АВОК» по совершенствованию действующей нормативно-правовой и технической базы для реализации повышения энергоэффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий в России (изложено в статье «Предложения по изменению нормативных актов для реализации повышения энергоэффективности в 2020 году и правил её оценки по результатам измерения расхода тепловой энергии на отопление МКД» [3]).
Для сохранения преемственности оставим конечные дату и величину повышения энергоэффективности новых зданий упраздняемого ППРФ №603 — с 1 января 2028 года не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, которым является 2003 год утверждения СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (после этого в федеральных нормативных документах по строительству задачи повышения энергоэффективности не ставилось). Отсюда следует начать снижение показателей энергопотребления этих зданий по отношению к базовому уровню с 1 января 2021 года сразу на 25%. Тогда следующее снижение, как и предполагалось по ППРФ №603, будет с 1 января 2023 года всего на величину 40%, а с 1 января 2028 года — ещё на 10%, что вместе составляет итоговые 50%.
Требования эти не является избыточными — такое снижение энергопотребления на отопление и вентиляцию, ГВС и электроснабжение на общедомовые нужды при проектировании нового строительства, реконструкции и капитальном ремонте жилых, социальных и общественно-деловых зданий было установлено для московской строительной отрасли постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2010 года №900-ППМ.
Постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2011 года №460-ППМ оно было подтверждено: «в результате модернизации производственной базы индустриального домостроения достигнуто производство трёхслойных панелей наружных стен и окон с повышенными теплотехническими показателями — приведённым сопротивлением теплопередаче наружных стен более 3,5 м2•°C/Вт, а оконных и балконных дверных блоков из ПВХ-профилей с двухкамерными стеклопакетами — более 0,8 м2•°C/Вт, удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирных домов не превышает 71 кВт•ч/м2 в год» при ГСОП = 4943 градусо-суток [базовое значение этого показателя по МГСН 2.01–99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению» равно 95 кВт•ч/м2, следовательно, снижение теплопотребления составило те же (71–95)_100/95 = −25%].
Энергоэффективный сценарий предусматривает соответствующее повышение энергоэффективности существующего жилищного фонда. Комплексный капремонт выполняется с утеплением до базового уровня теплозащиты с 2021 по 2023 годы и на 40% выше базового уровня с 2023 по 2030 годы включительно (при утеплении существующего здания стоимость работ с отделкой поверхностного слоя намного превышает дополнительное увеличение стоимости изолирующего материала, поэтому экономически оправдано сразу переходить на бóльшую толщину утеплителя).
В итоге установлено: чтобы достигнуть в Москве к 2030 году требуемое по Комплексному плану [утверждённому Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703-р, пункт II. 6: «Динамика потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов (без учёта нового строительства) должна обеспечить снижение теплопотребления в 2030 году на 25% по отношению к фактическому значению базового 2016 года»] снижение теплопотребления жилищного фонда на отопление за счёт выполнения капитального ремонта с утеплением по энергоэффективному сценарию должно происходить ежегодно в МКД площадью 2,5% от площади жилищного фонда к 2020 году, что близко к объёмам нового строительства. Кстати, при таком сценарии получается, что комплексному капитальному ремонту будут подвергнуты почти все МКД, построенные до 1980 года.
Общее снижение теплопотребления жилищного фонда в 2030 году, с учётом и нового строительства также по энергоэффективному сценарию и с учётом планового вывода по ветхости или по иной причине части жилищного фонда, составит за предстоящее десятилетие 38% вместо 16% по первому инерционному сценарию — почти в 2,5 раза выше! Это подтверждает энергоэффективность второго сценария и целесообразность оценивать плановую энергоэффективность комплексного капитального ремонта по площади квартир МКД, подлежащих этому ремонту. Аналогичный вывод, вероятно, можно перенести на всю Россию.
Наиболее эффективное и менее затратное направление повышения энергоэффективности зданий — их утепление и авторегулирование отопления
Минстрой России до настоящего времени при повышении энергоэффективности не выдвигает требования обязательного увеличения сопротивления теплопередаче наружных ограждений, без которого, как показывает практика нормирования в странах Европейского союза, невозможно сократить расход тепловой энергии на отопление зданий. При подготовке приказа Минстроя России от 17 ноября 2017 года №1550/пр в его первой редакции была представлена таблица с конкретными значениями повышения сопротивления теплопередаче наружных ограждений с 2018 года согласно постановлению Правительства РФ от 20 мая 2017 года №603, но при утверждении приказа эта таблица была исключена. Хотя в статьях Г.П. Васильева [4], А.С. Горшкова [5], И.А. Башмакова и А.Д. Мышак [6, 7], Ю.А. Табунщикова и И.Н. Ковалёва [8] доказано, что «экономически оптимально для всех регионов увеличить толщину имеющихся утеплителей в стенах примерно в полтора раза. Соответствующие инвестиции окупаются в интервале 6–8 лет при стабильном индексе доходности в диапазоне 0,5–0,7» (цитата напрямую из статьи [8]). При этом ограждения по сопротивлению теплопередаче будут всё ещё ниже европейских с учётом суровости российской зимы. Для примера приводим таблицу нормативных требований в странах Европейского союза, Беларуси и Российской Федерации (табл. 1).
В отношении требований к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам для возможности реального повышения энергетической эффективности зданий в рассматриваемом постановлении должна быть представлена табл. 2 конкретных значений базовых и нормируемых с 1 января 2021 и 2023 годов приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений жилых и общественных зданий в зависимости от изменения градусо-суток отопительного периода региона строительства.
Требования к выбору оптимального графика авторегулирования подачи теплоты в систему отопления, задаваемого контроллеру, и обоснование его энергоэффективности на примере реально эксплуатируемых 12-этажных МКД после комплексного капитального ремонта приведено в статье [10].
Окончание статьи в следующем номере. Будет восстановлена динамика повышения требований к энергетической эффективности зданий и предложены таблицы, заменяющие устаревшие в приказе Минстроя России №399/пр и добавленные для оценки класса энергетической эффективности общественных зданий и одноквартирных домов. Они должны быть включены в Приложение рассматриваемого проекта постановления Правительства РФ и заменить аналогичные в Методическом пособии на базе стандарта СТО НОП 2.01–2014.