Актуальные тренды на рынке котельного оборудования

Отечественный рынок котельного оборудования в последние несколько лет зарекомендовал себя как быстрорастущий. Спрос растёт как на промышленное оборудование, так и на котлы бытового назначения. С одной стороны, жители России столкнулись с уходом известных марок и вынуждены изучать новые предложения на рынке, которые быстро заместили ушедшие бренды. С другой стороны, промышленные предприятия, оценивая риски и затраты на параллельный импорт, стали чаще выбирать отечественную продукцию.

«Рынок котлов — это не тот рынок, где можно просто и быстро создать производство при усилении тренда на импортозамещение. Надо понимать, что для выпуска котлов и радиаторов требуется достаточно серьёзное технологическое оснащение, высокие компетенции, уровень зрелости системы менеджмента качества. Долгое время по различным причинам отдельные компании предпочитали производить продукт с низким уровнем локализации компонентной базы. В последнее время это началó меняться благодаря введению балльной системы для получения сертификата соответствия ПП-719 и в целом в рамках государственной поддержки, в том числе производителей компонентов. Безусловно, это важная тенденция, позволяющая обеспечить продуктовый суверенитет на котловом рынке, который является массовым и одновременно рынком устройств с высокими требованиями к безопасности. Этот тренд в серьёзной мере может повлиять на развитие в ближайшие несколько лет», — отметил Сергей Шолкин.

Генеральный директор компании METEOR Thermo выделил ещё несколько трендов, которые характерны для развития этого рынка:

1. Значимый тренд — это продолжение активной газификации частных домовладений, а также постройка и модернизация котельных. С точки зрения производителей, это позитивный тренд, так как большой спрос на котлы поддерживает продажи оборудования.

2. Крайне важное изменение — усиление поддержки российского производства, как в рамках работы над технологическим суверенитетом, так и с точки зрения поддержки производителей при сбыте. В частности, ощущается значительная поддержка от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Этот тренд может дать серьёзные изменения в рыночной конъюнктуре в будущем.

3. Техническое регулирование также не стоит на месте, и плановые выходы стандартов, например, на энергоэффективные насосы, — это один из тех трендов, которые могут изменить поле конкуренции, по крайней мере, среди премиальных продуктов.

Акцент — на качестве продукции

Для рынка котельного оборудования характерно неравномерное, но значимое снижение доли производителей брендов из недружественных стран, часть поставок которых обеспечивается параллельным импортом. Спрос на эту продукцию остаётся высоким, учитывая, что европейские производители удерживали лидерство на этом рынке в течение длительного времени. Более всего это отражается в сегменте котлов бытового назначения. Однако уровень предложения постепенно снижается, и образующиеся ниши чаще всего занимает продукция китайской сборки под различными торговыми марками.

Сергей Шолкин предполагает, что не все поставщики, которые привозят в Россию китайское оборудование для частного сегмента, могут поставлять продукцию высокого качества и обеспечить при этом необходимый уровень сервиса и технического обслуживания. Также наличествует значительная часть клиентов, которые выбирают отечественных производителей.

Однако среди производителей из Российской Федерации пока нет единого технологического ведущего или лидера по качеству продукции, несмотря на то, что китайские производители могут предлагать высококачественные продуктовые предложения с реализацией полноценно достаточного для клиента уровня характеристик продукта и систем безопасности.


Бытовые настенные газовые котлы METEOR

«На сегодняшний момент на рынке мы как METEOR Thermo активно работаем с ведущим поставщиком продукции из Китая — компанией Devotion — по поставке настенных котлов под торговой маркой METEOR на российский рынок. Здесь мы используем свои компетенции, которые позволяют обеспечить полный цикл допуска оборудования на рынок, например, такие как возможность допуска и контролирующего тестирования котлов в собственном лабораторном комплексе. Компетенции и гарантия дальнейшего обеспечения всех уровней технической поддержки для продукта помогают нам оставаться лидером по данному направлению», — уточнил господин Шолкин.

Положительная динамика есть и в бизнес-сегменте. Во многом она связана с тем, что продукты, которые предоставляет компания METEOR Thermo, соответствуют запросу большого количества клиентов, как по надёжности, так и по срокам поставки. Это действительно заметное преимущество.

Сейчас METEOR Thermo — это один из ведущих российских производителей отопительной техники с многолетним опытом производства, сохраняющий наследие немецкой технологии и производственной культуры Bosch. Завод, расположенный в городе Энгельсе Саратовской области, выпускает около 200 трёхходовых котлов в год мощностью от 2500 до 19000 кВт и до 600 двухходовых котлов в год мощностью от 120 до 1850 кВт. Всего с 2014 года было произведено более 2500 промышленных котлов и оснащено более 600 российских компаний.

С 2023 года производство бытовых и промышленных котлов вошло в периметр многопрофильного холдинга S8 Capital вместе с другими активами немецкого концерна Bosch в России.

Также важно, что при этом предприятие сохранило свой статус компании, которая во всём — от продаж, сервиса и маркетинга до производства — соответствует высоким уровням стандарта качества и интересов клиентов. А в современных условиях серьёзной конкуренции это могут позволить далеко не все участники рынка отопительных приборов. Компания продолжает следовать ранее обозначенной продуктовой стратегии: она зарекомендовала себя как поставщик высоконадёжных решений. Эта стратегия позволяет фиксировать серьёзные точки роста для дальнейшего развития и работать над совершенствованием своей продукции.

«Предприятие продолжило выпускать промышленные котлы теперь под собственной торговой маркой и оперативно восстановило продажи на рынках России, Казахстана и Белоруссии. Это значимое достижение. Кроме того, компания METEOR Thermo победила в конкурсе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на разработку газового регулятора, важного технологического решения для отопления в рамках тренда на импортозамещение. Также были запущены продажи линеек бытовых котлов и радиаторов METEOR, что позволило нам расширить наш продуктовый портфель в качестве METEOR Thermo. Мы активно занимаемся перезапуском производства технологически лидирующих настенных котлов на заводе в Энгельсе для того, чтобы в скором времени мы могли организовывать стабильные поставки и отвечать сразу как запросу тех, кто интересуется котлами, произведёнными в России, так и запросу тех, кто интересуется высококачественным продуктом», — добавил руководитель предприятия.


Промышленный водогрейный двухходовый котёл серии METEOR SK

Старт выпуска промышленных паровых котлов и перезапуск производства настенных котлов

В планах компании на 2025 год — запуск производства настенных котлов и старт выпуска и продаж промышленных паровых котлов METEOR. Это значимое для METEOR Thermo расширение продуктовой линейки.

«Стоит учитывать особые требования клиентов и достаточно большой спектр различных производственных процессов, например, в рамках различного вида пищевых и обрабатывающих производств, где есть требования к наличию промышленного пара. Нужно понимать, что с естественным уменьшением размеров производства снижаются и требования к размеру паровых котлов. В этом сегменте рынка долгие годы котлы российского производства были представлены ограниченно, а лидерами являлись производители из недружественных стран. К счастью, в последние несколько лет эта тенденция начала меняться из-за естественной ситуации на рынке», — отметил глава предприятия.

С другой стороны, высоконадёжных и высокоэффективных решений в сегменте паровых котлов пока недостаточно для полного обеспечения потребностей бизнеса и покрытия спроса. Эти требования клиентов может удовлетворять METEOR Thermo — обеспечивать их котлами собственного производства под собственной торговой маркой. И, что важно, особенно для рынка пара, это обеспечение качественного многолетнего сервиса всей паровой котельной, который компания многие годы осуществляла и продолжает успешно осуществлять.


Тест оборудования на стенде

«На мой взгляд, мы являемся однозначными лидерами именно с точки зрения обеспечения качества всех процессов, крайне низкого уровня дефектности и высокого уровня квалификации наших специалистов, которые производят котлы, в том числе сварщиков. И, соответственно, за счёт указанной комбинации сильных сторон мы планируем выпускать продукт, максимально аналогичный тому, который мы производили и продавали ранее, — продукт хорошо себя зарекомендовавший и проверенный. Наличие данного продукта плюс технология обеспечения качества является передовой комбинацией, в которой мы видим наше значимое конкурентное преимущество», — заключил Сергей Шолкин.

Также на заводе METEOR Thermo много лет производился и поставлялся продукт, который являлся одним из лидеров всего рынка, — настенный бытовой котёл. Количество установленных в России и странах СНГ бытовых котлов производства METEOR Thermo исчисляется сотнями тысяч штук. Поэтому обеспечить потребности тех, кто уже является клиентом предприятия и покупает его продукцию, остаётся базовой задачей, которую планируется выполнить в ближайшее время.

По словам Сергея Шолкина, принципиальная фокусировка делается на серьёзно локализованной версии, которая актуальна в рамках импортозамещения. Одновременно предполагается заниматься улучшением системы управления котлами, для чего компания развивает партнёрские отношения с лидерами, поставляющими необходимые компоненты на российский рынок.

Серьёзная многолетняя база предприятия METEOR Thermo вместе с различными компетенциями позволяет рассматривать производство настенных котлов как новое направление, которое позволит большому количеству клиентов удовлетворить имеющийся спрос.