Приватизация жилья оборачивается «сыром в мышеловке» — только теперь население поняло фактическую направленность приватизации, как переложение всех услуг на плечи собственников жилья. Неслучайно Президент РФ В.В. Путин вынужден был признать, что собственники жилья не могут своими силами осуществлять капитальный и текущий ремонт зданий и благоустройство территорий, поэтому государство должно взять эти услуги на себя. В периодической печати появилось множество публикаций по реформе ЖКХ. Видимо поторопились с законом думцы. Сошлемся, например, на подборку статей в новом информационно-аналитическом журнале «ЖКХ и строительство/ Доркомстрой» (№1(19)/2007 г.). В статье Е.Н. Сидельниковой «Основные направления реформирования ЖКХ» утверждается, что реформирование ЖКХ будет осуществляться в период 2007–2008 гг. в рыночных условиях по четырем направлениям: социальная защита населения, коммунальные услуги, оплата жилья и коммунальных услуг, государственная поддержка. Из приведенного случайного перечня четырех направлений непонятен механизм их приобщения к рыночным условиям. Попытаемся разобраться, почему так необходим переход к рыночным отношениям на примере рассмотрения существующей практики оформления счетов по сбору платежей за услуги ЖКХ в столичном районе «Лосиноостровский». За основу примем на выборку реальные счета за период март–май– июль–сентябрь–ноябрь 2007 г. (табл. 1). Из табл. 1 видно, что суммарные начисления за жилищно-коммунальные услуги ЖКХ по отношению к исходному марту месяцу значительно возросли, в т.ч. по водопотреблению и водоотведению в 1,6–2,3 раза, и оказались даже более затрат на отопление и ремонт жилья. Очевидно, что тарифы на водопотребление искусственно завышены (табл. 2) и требуют корректировки. Например, тариф на горячее водоснабжение в марте был равен 48,20 руб/м3 и превышал почти в пять раз тариф на холодную воду, а в апреле тариф снижен с 48,20 до 38,42 руб/м3. И совсем странно выглядит появление тарифа на холодную воду (ХВ для ГВС) в размере 9,78 руб/м3. Вся эта путаница задумана для обмана потребителя в целях сохранения завышенного тарифа на горячую воду, не имеющего техническогои экономического обоснований. В ЖКХ сложилась ненормальная ситуация с тарифами на водопользование при эксплуатации жилых помещений. Известно, что горячее водоснабжение в Москве основано на использовании конденсата отработанного на ТЭЦ пара, получаемого при производстве электроэнергии, стоимость которой потребитель уже полностью оплатил. Поэтому для потребителя и ТЭЦ конденсат является почти бесплатным продуктом, который повторно используется для производства пара, а излишки горячего конденсата поступают в бойлеры для обогрева жилых помещений и горячего водоснабжения. При указанной схеме отпадает надобность в нагреве холодной воды для отопления и горячего водоснабжения. При использовании районных резервных и котельных потребность в подготовке горячей воды сохраняется. Однако их мощности в г. Москве невелики по сравнению с ТЭЦ и должны обсчитываться обособленно по другой методике. Более значительны затраты на эксплуатацию и ремонт тепловых сетей, которые в приведенном выше платежном документе почему-то оторваны от затрат на содержание и ремонт жилых помещений и отопление зданий. Как стало известно, возникла специальная «водная компания», которая без зазрения совести перепродает дармовой конденсат потребителю, вздувает стоимость ЖКХ и незаконно загребает огромную прибыль. Например, при принятых постоянных значениях тарифов (табл. 2) в апреле стоимость ЖКУ возросла с 1233,58 до 1516,49 руб., т.е. примерно на 283 руб. или на 23 %. Вызвано указанное подорожание услуг ЖКХ необоснованной накруткой стоимости холодной и горячей воды, а также включением в платежку услуг на водоотведение. Стоимость услуг для наглядности выражена в процентном отношении. Оказалось, что на содержание, ремонт и отопление жилых помещений затраты меньше, чем на холодное и горячее водоснабжение, включая водоотведение, чего не должно быть по значимости, учитывая обстоятельства, раскрытые выше и связанные с использованием конденсата для горячего водоснабжения. Затраты на водоснабжение и водоотведение имеют заметную тенденцию к повышению. Выявленные факты свидетельствуют о том, что тарифы на горячую воду искусственно завышены и являются главной причиной неумеренного повышения стоимости ЖКХ в течение всего 2007 г. С 1 января 2008 г. в столице повышаются цены на услуги ЖКХ, о чем подписано мэром Ю.М. Лужковым специальное постановление, из которого наше внимание привлекли расчеты стоимости холодной и горячей воды, отопления и ремонта жилых домов в связи с значительным подорожанием стоимости услуг на (18,5 %), в т.ч. на холодную воду почти 14,20 руб. и горячую — 44,12 руб. В первую очередь это касается стоимости услуг (табл. 3) за холодную и горячую воду, установленных постановлением с нового года, что подтверждается следующими фактами — см. табл. 3. В содержании табл. 3 обнаружились серьезные ошибки, наличие которых в платежных документах недопустимо, например: 1. Недопустима замена тарифов на холодную и горячую воду «стоимостью на человека в месяц в настоящее время» (ноябрь месяц), поскольку этот показатель не зависит от расхода воды (м3) и величины тарифа (руб/м3), определяющих стоимость услуг ЖКХ (м3 •руб/ м3 = руб.), т.е. оторван от физической основы, не имеет собственной стоимости и является ширмой-пустышкой, а вся затея с заменой тарифов — откровенным блефом, что грозит злоупотреблением. Угроза связана с тем, что на стоимость с человека можно навешивать любые суммы услуг, не утруждая себя обоснованием и ответственностью перед государством и потребителями услуг. В первую очередь пострадают многодетные семьи, жильцы общежитий, инвалиды и другие категории населения в зависимости от заселенности жилья. 2. Не соответствуют действительности принятые в качестве исходного базиса стоимости холодной и горячей воды якобы достигнутые «в настоящее время» (67,80 и 228,78 руб/чел.), оказалось (табл. 1), что их стоимости занижены в 2–3,5 раза по отношению к уже оплаченной в 2007 г. стоимости услуг ЖКХ. 3. Элементарные ошибки допущены при определении повышенных значений стоимости услуг ЖКХ и суммировании расчетных величин с разными размерностями: 67,80 руб/чел. + 14,04 руб. = 81,84 руб., 228,78 руб/чел. + 44,12 руб. = 272,90 руб., 9,90 руб/м2 + 1,9 руб. = 11,80 руб., 6 руб/м2 + 1 руб. = 7 руб. Отличия новых тарифов на 2008 г. состоят в следующем: ❏ значения величин тарифов возросли до 18,5 %; ❏ произведена частичная подмена тарифов «стоимостью на человека»; ❏ величины новых тарифов на водопользование поставлены в зависимость от того, как были определены расходы воды по счетчику или без него. Попытаемся оценить целесообразность и результативность нововведений. 1. Заданный в 2008 г. рост тарифов — не более 18,5 % — не согласуется с повышением стоимости услуг ЖКХ на 2 % при заданном повышении цен на холодную и горячую воду (14,04 и 44,12 руб/мес.), что подтверждается результатами расчетов (табл. 1) в 2007 г.: в среднем цена услуг возрастала на 190 руб/мес. Ожидаемая цена услуг в январе 2008 г. должна составить при новых тарифах 106 руб., или 9 %. 2. Выше было доказано, что «стоимость на человека» (руб/чел.) нелегитимна и не должна применяться в расчетах стоимости услуг ЖКХ из-за допущенных ошибок. При сравнении тарифов (табл. 3) вскрылись более серьезные несоответствия, подтверждающие обоснованность запрета: оказалось, что повышенные значения стоимости услуг — 81,84 и 272,90, в т.ч. водоотведения 106,29 руб/чел. — возведены в ранг тарифов с той же размерностью и должны применяться при отсутствии показаний водосчетчиков. Совершен чудовищный уголовно наказуемый подлог в целях грабежа населения, пока не имеющего водосчетчиков. 3. Выше было отмечено, что для горячего водоснабжения при централизованном обеспечении населения в основном используется на московских ТЭЦ конденсат с градирен, который требует охлаждения, а не подогрева, т.к. температура воды на выходе из крана не должна превышать 70 °С в целях предупреждения ожогов потребителей. Поэтому нельзя принять версию разработчиков, которая походит на мошенничество. В связи с этим подобное явление, с нашей точки зрения и здравого смысла, порождено прежде всего завышением величины тарифов на горячую воду, что и ведет к соблазну легкой наживы. Целесообразно не повышать, а снизить тариф на горячую воду (48,20 руб/м3) минимум втрое. Освободившиеся денежные средства возможно было бы, например, направить на ремонт теплотрасс, при подтоплении которых теряется огромное количество тепловой энергии. Выявленные серьезные ошибки требуют немедленного исправления с привлечением квалифицированных специалистов. Лица, допустившие умышленное сверхповышение стоимости услуг ЖКХ, должны быть наказаны. Нами приняты к сведению и применению решения мэра Ю.М. Лужкова, озвученные на пресс-конференции 22 ноября 2007 г., в части освобождения малообеспеченных московских семей от стопроцентной оплаты за услуги ЖКХ, а также о ликвидации изживших себя ДЕЗов и передаче их функций по ремонту и обслуживанию акционерным обществам. В связи с этим вызывает недоумение вроде бы хорошее начинание по переводу отопления жилья на два режима: летний (200–300 руб/мес.) и зимний (900–1200 руб/мес.), что снижает стоимость отопления в среднем на 600 руб/год или 50 руб/мес. (8,3 %), заметим, при повышении тарифов на 18,5 %. Не жлобство ли это после заботливых слов в адрес малоимущих? Поэтому возникли опасения, что хорошие начинания могут заглохнуть без радикального решения задач по упорядочению стоимости услуг ЖКХ и крайне необходимого строгого контроля исполнения. Мы исходим из того, что нельзя допустить повторения вскрытых фактов умышленной фальсификации расчетов стоимости услуг, раскрытой выше. Давно назрел вопрос о дифференцированной шкале подоходного налога, и в т.ч. стоимости услуг ЖКХ. Многим известно, что в Европе и Америке такая шкала издавна принята и жестко применяется в случаях неуплаты налога, впредь до тюремного заключения. Непонятно, из каких соображений наша Государственная Дума несколько лет тому назад приняла закон о едином размере подоходного налога (12 %) для богатых и бедных. В Германии и других странах не только инвалиды и ветераны, но и рядовые пенсионеры освобождены от налогов. Напомним, что под соусом реформы началось повышение стоимости услуг, которое вылилось в непомерное повышение цен на жилье и чудовищный обман населения, показанный выше. Нельзя допустить того, чтобы упомянутые акционерные общества (АО) повторили путь, проложенный ДЕЗами. Без вычислительных центров АО не обойтись. Попытаемся на основе печального опыта подсказать, как избежать серьезных ошибок в новом году. Начнем с того, что нынешние платежки не имеют защиты и мало похожи на платежные документы и этим пользуются жулики, подсовывая ложные счета, но со своими реквизитами. Не менее важно унифицировать форму и оградить содержание платежек от приписок, что к сожалению имеет место. Например, сошлемся на содержание и оформление платежек за 2007 г. в двух столичных районах — «Лосиноостровский» выборочно за период с марта по ноябрь и платежку за ноябрь месяц из «Теплого Стана». ❏ в лосиноостровские платежки (см. табл. 1) включены два вида новых услуг, которых ранее не было: «холодная вода для горячей воды (ХВ и для ГВ) и «Водоотведение». Им присвоены новые тарифы, соответственно, 9,78 и 7,78 руб/ м3, что неправомерно, т.к. первый из них уже принадлежит ХВС, а второй просто выдуман. Указанные виды услуг являются приписками; ❏ во всех платежках отсутствуют краткие пояснения, без которых пользователи услуг не могут проверить правильность выбора тарифов и начислений; условные обозначения видов услуг напоминают шараду, например, ХВС ДПУ, ГВС ДПУ, ХВ для ГВ; ❏ теплостанская платежка почему-то содержит только три вида услуг — отопление, ГАЗ, ГВ. Непонятно, куда исчезли остальные виды платежа, но обращает внимание сверхвысокий абсурдный тариф на горячую воду — 182,30 руб/м3 на одного человека. При всем желании «одиночка» не может израсходовать более 10 м3 горячей воды в месяц. Как видно из приведенных примеров, просматривается общая тенденция к завышению не только тарифов, но и в целом стоимости услуг ЖКХ. Это обстоятельство настораживает, поскольку бешеные деньги легко прилипают к грязным рукам. Выводы и предложения 1. Некорректные требования столичной мэрии в части общего роста на 18,5 % тарифов на услуги ЖКХ с 1 января 2008 г., в т.ч. на холодную и горячую воду, оказались невыполнимы (табл. 1) из-за допущенных исполнителями серьезных методических ошибок. 2. Показатель «стоимости на человека» не зависит от расхода воды (м3) и стоимости тарифа (руб/м3), произведение которых (м3 •руб/м3 = руб.) должно определять стоимость услуг ЖКХ. Показатель «стоимости на человека» оторван от физической основы, не имеет собственной стоимости и является ширмойпустышкой, а вся затея с заменой тарифов — откровенным блефом. 3. Угроза связана с тем, что «стоимость с человека» доступна для накрутки и прикрытия любых сумм услуг. 4. Мошенничеством является незаконный перевод стоимости услуг на холодную и горячую воду (81,84 и 272,90 руб.) в категорию тарифов с противоправной заменой размерности (руб/чел.). В этом же ряду находится двойной подогрев самого повышенного тарифа — 57,51 руб/ м3, в т.ч. 11,80 руб/м3 за воду и 45,71 руб/ м3 — за подогрев воды и псевдотарифа — 272,90 руб/чел., в т.ч. 56,0 руб/чел. за воду и 216,90 руб/чел. — за подогрев воды. 5. «Стоимость на человека» (руб/чел.) делает бессмысленной установку водосчетчиков. Противоречит здравому смыслу дублирование «стоимости на человека» тарифами на холодную и горячую воду плюс водоотведение (см. табл. 3). 6. Следует запретить использование показателя «стоимость на человека» и возвратиться к тарифной системе при строгом учете расходуемых материалов, заселенности жилья, объема ремонтных работ, расхода тепловой энергии, поступающей с ТЭЦ. 7. Давно назрела необходимость пересмотра и упорядочения стоимости тарифов, и в первую очередь на водопользование (9,78; 48,20; 9,10 руб/м3), принимая во внимание то, что в 2007 г. при использовании указанных тарифов стоимость услуг уже превысила разумные границы (см. табл. 1 и 2). Например, стоимость услуг на водопользование (табл. 2) уже превысила 50 % от общей стоимости услуг ЖКХ. С точки зрения общественности, тариф на горячую воду завышен не менее чем в пять раз. 8. Разработчики почему-то многократно смешивают два понятия: стоимость услуг (руб.) со стоимостью тарифа (руб/ м2 или руб/м3) и тем самым вносят путаницу в расчеты и даже в содержание, например, таблицы приложения 4 к постановлению Правительства Москвы №963-ПП от 6.11.2007 г. 9. Серьезные приписки выявлены при выборочном контроле содержания платежек в столичных районах «Лосиноостровский» и «Теплый стан», что служит сигналом для более детальной проверки работы вычислительных центров, в целях пресечения грабежа пользователей услуг ЖКХ.
Кто опустошает карманы плательщиков в системе услуг ЖКХ?
Реформа ЖКХ утонула в словесной эквилибристике по причине моральной и физической неготовности к перестройке этой важнейшей сферы жизнеобеспечения населения. Хотели сделать «как лучше», но оказалось «как всегда» — в точности «по Черномырдину». До сих пор нет четкой программы действий. Почему-то решения сложнейшей социальной проблемы принято искать непременно на пути развития рыночных отношений. Никто из специалистов не доказал ущербность существующей многие десятилетия государственной системы ЖКХ и не попытался экономически доказать преимущества перехода к рыночной системе. Страна с колоссальными потерями материальных и людских ресурсов еле-еле выползает из горбачевской «перестройки». И теперь нас втягивают в новую «перестройку», которая чревата еще большими издержками, поскольку направлена не только на повышение квартплаты при мизерной заработной плате и пенсии. Выселения за неуплату ЖКХ уже сейчас идут повсеместно и жилье нередко перепродается вместе с жильцами.